Административная деятельность полиции

Принципы административной деятельности органов внутренних дел

Административная деятельность полиции

Принципы административной деятельности ОВД не могут произвольно определяться законодателем, они отражают тип государства и соответствующие ему право и правосознание общества.

Принципы деятельности полиции — это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в ФЗ «О полиции»1См.: Рыжиков А. П. Постатейный к Федеральному закону «О полиции». М.; 2011..

Критерии принципов деятельности полиции следующие: (1) положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, т.е. является правовым; (2) принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции правило.

Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм».

Система принципов и их классификация. Под принципами административной деятельности ОВД понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

(1) общие (конституционные);

(2) специальные: (а) организационные; (б) тактические.

Общие (конституционные) принципы:

законности;

гуманизма;

уважения прав человека и национального равноправия;

сочетания гласности и профессиональной тайны;

взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Специальные организационные принципы:

научность и комплексный подход к решению задач;

плановость;

сочетание территориального и линейного принципов;

единоначалие и коллегиальность;

сочетание убеждения и принуждения;

профилактическая направленность административной деятельности.

Специальные тактические принципы:

оперативность;

непрерывность и гибкость;

комплексность сил и средств;

маневренность;

наличие резерва сил и средств.

Глава 2 ФЗ «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учетом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, ее широких дискреционных полномочий.

Такими принципами являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи главы 2 Закона, в которой он наиболее полно раскрывается.

Формы административной деятельности полиции

Сотрудники полиции как субъекты административно-правовых отношений выполняют исполнительные и распорядительные функции, при этом их деятельность по осуществлению этих функций регулируется преимущественно нормами административного права. Специфика административной деятельности полиции состоит, прежде всего, в ее цели — исполнении действующего административного законодательства по вопросам, отнесенным государством к компетенции полиции.

Многообразие функций и задач, решаемых в процессе административной деятельности полиции, обстановки и условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных ее форм.

Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции.

Функции полиции — это составные части (направления) внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются.

Форма — это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление или внешневыраженный результат управленческой деятельности (например, принятое управленческое решение).

Административную деятельность полиции подразделяют:

по характеру разрешаемых дел — регулятивная и правоохранительная;

по целенаправленности — внутренняя (внутриорганизационная) и внешняя (внешневластная);

по способу выражения — словесная и конклюдентная1Конклюдентные действия (от лат.

concludere — заключать, делать выводы) — это поведение лица, которое свидетельствует о его намерении вступить в правоотношение, совершить сделку.

Это косвенный способ выражения воли не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении (например, жесты)..

В первых двух случаях административная деятельность представлена правовыми формами, поскольку в рамках данных видов деятельности принимаются решения, которые непосредственно влекут установление правовых норм, возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления — нормативных и индивидуальных.

В административной деятельности полиции используется также устная словесная форма — устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.

Административная деятельность полиции может выражаться и в конклюдентной форме, т.е.

при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности.

Это, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые сотрудником патрульно-постовой службы, и т.п.

Таким образом, в зависимости от юридических последствий можно выделить следующие формы административной деятельности полиции:

правовые;

неправовые.

Правовая форма административной деятельности полиции. По содержанию она подразделяется на правоустановительную и правоприменительную. При этом следует иметь в виду, что установление норм права как специфическая правовая форма деятельности органов управления характерна для органов внутренних дел в целом, а не только для полиции.

Правоустановительная деятельность ОВД имеет в большей степени внутриведомственную направленность. Принимаемые ими нормативные акты адресуются преимущественно подчиненным органам, подразделениям, сотрудникам и являются основным средством реализации положений ФЗ «О полиции» с учетом особенностей решаемых задач.

Правоустановительная административная деятельность ОВД (полиции) заключается в издании нормативных актов управления.

В контексте административной деятельности ОВД под нормативным правовым актом понимается письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом МВД России, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц (концепция, директива, административный регламент, приказ, в том числе утверждающий положение, устав, инструкцию, правила, наставление).

Следует отметить, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Минюсте России, после чего подлежат обязательному официальному опубликованию.

Особые формы нормативных актов управления полиции: планы комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), типовые планы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, планы проведения рейдов (операций), план работы территориального органа внутренних дел и др. В данных документах на определенный период могут ставиться задачи всему или части личного состава территориального органа внутренних дел по месту и времени, излагаться формы взаимодействия между нарядами и службами, предписываться тактические приемы (общие) несения службы и т.п.

Правоприменительная деятельность полиции включает в себя принятие индивидуальных актов управления. Индивидуальные акты управления — основной вид актов управления полиции.

К ним относятся официальные документы, в которых закрепляются односторонние властные решения уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел, адресованные конкретному субъекту и рассчитанные на однократное применение.

Их назначение — в применении норм права к конкретному случаю, лицу (выдача лицензий, регистрация автотранспортных средств, вынесение постановления о наложении административного наказания, издание приказов о назначении на должность, присвоении специальных званий и т.п.).

Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел (полиции) подразделяются на нормативные и индивидуальные.

В правоприменительную деятельность полиции включается также осуществление иных юридически значимых действий, которые заключаются в применении правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия.

К подобным действиям относятся такие, которые в силу указания в законе выступают в качестве необходимого условия для принятия правового акта управления и наступления указанных правовых последствий.

Примеры таких действий, ежедневно совершаемых сотрудниками полиции, — документирование определенных фактов, выявленных и установленных в процессе контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности (составление протокола об административном правонарушении, подготовка актов и заключений по окончании проведения проверки деятельности подконтрольных объектов или конкретной информации, заключения по материалам служебной проверки, аттестации и др.).

Как правило, эти документы фиксируют юридически значимые действия, факты или акты правоприменения и могут повлечь за собой уже принятие управленческих решений в форме издания индивидуальных актов управления (например, постановления о назначении административного наказания, приказа о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности).

Неправовые формы. Этот вид административной деятельности полиции, выделяемый по способу выражения, — необходимый элемент управленческой деятельности. Однако правовых последствий сам по себе он не влечет, в связи с чем выражается в неправовых формах, к которым относятся (1) организационные действия и (2) материально-технические действия.

В отличие от правовых форм административной деятельности полиции неправовые формы сами по себе не влекут за собой возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений для лиц, к которым они обращены. Юридический результат этих форм — сам факт их осуществления.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимодействия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке методических рекомендаций и др. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управления.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, выдача табельного оружия, специальных средств и т.п.).

В большинстве случаев порядок осуществления перечисленных действий и операций урегулирован нормами права2См., например, приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 (в ред. приказа МВД России от 28 мая 2013 г.

№ 296) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации»., а сами они входят в число служебных обязанностей сотрудников полиции.

Поэтому за уклонение от совершения этих действий и операций, нарушение установленного порядка и правил их осуществления виновные могут быть привлечены к установленной законом ответственности (например, дисциплинарной).

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1118;

Источник: https://studopedia.net/4_682_printsipi-administrativnoy-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del.html

и функции административной деятельности полиции

Административная деятельность полиции

административной деятельности полиции образуют ряд функций, которые составляют определенные ее направления, осуществляемые в установленных формах и соответствующими методами.

Административная деятельность полиции подразделяется на ряд функций. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действий.

каждой из них диктуется спецификой объекта административной деятельности. С другой стороны, количество и характер функций зависят и от субъективных факторов, то есть от целей и задач, которые ставятся государством перед полицией. Наряду с этим содержание (структура) многих функции при любых условиях остается постоянной.

Функции административной деятельности полиции подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

Рассмотрим содержание каждой функции в отдельности.

К общим функциям административной деятельности полиции относятся: прогнозирование и планирование, организация, регулирование, учет, контроль.

Прогнозирование в административной деятельности полиции состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектом административной деятельности полиции, а также в выработке программ, с помощью которой должна быть достигнута цель.

На основе полученных прогнозов, после их анализа, осуществляется планирование административной деятельности. Из данного положения можно заключить то, что прогнозирование является предплановой работой.

Если планирование определяет конкретные задачи и средства их решения, то прогнозирование – один из методов научного познания, посредством которого получают необходимую информацию о будущем состоянии, структуре, динамике процессов.

Функция организации заключается в формировании управляющей и управляемой системы административной деятельности, в обеспечении упорядоченности этих систем посредством создания соответствующей структуры и регулирования происходящих в ней процессов.

Под организацией в данном случае понимается – образование, реорганизация, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих административную деятельность, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.

Функция регулирования призвана сохранять необходимую для эффективного осуществления субъектами административной деятельности их упорядоченность. Посредством данной функции осуществляется непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение работников полиции, осуществляющих административную деятельность.

Функция учета заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, т.е.

в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует административная деятельность.

Функция учета позволяет установить соответствие или несоответствие реального состояния объекта деятельности заданной программе действий.

Функция контроля позволяет обнаружить, насколько сделанное соответствует поставленным целям и задачам.

Специальные (основные) функции административной деятельности полиции.

Рассматриваемый вид функций, связанный с внешней по отношению к полиции сферой деятельности, непосредственно направлен на поддержание условий и порядка, благоприятного для реализации субъектами, их прав, свобод и выполнения других обязанностей полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Специальными (основными) функциями административной деятельности полиции являются:

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в общественных местах;

– охрана, конвоирование и содержание лиц, заключенных под стражу;

– предупреждение преступлений и других правонарушений;

– обеспечение личной безопасности граждан;

– осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

– осуществление разрешительной системы;

– государственный контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– охрана собственности по договорам;

– оказание социальной помощи населению: принятие мер к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находившимся в беспомощном состоянии; принятие неотложных мер по ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий;

– исполнение в пределах своей компетенции административных взысканий и др.

Обеспечивающие функции.

Данный вид функций направлен на кадровое, финансовое, материально–техническое и иное обеспечение административной деятельности полиции.

Все указанные функции общие, специальные (основные) и обеспечивающие находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В своей совокупности они составляют содержание административной деятельности полиции.

Функции административной деятельности полиции реализуются в конкретных действиях субъектов, осуществляющих эту деятельность. Действия находят свое выражение в определенных формах деятельности.

Источник: https://magref.ru/soderzhanie-i-funktsii-administrativnoy-deyatelnosti-politsii/

Предмет, задачи и система курса «Административная деятельность полиции»

Административная деятельность полиции

Курс «Административная деятельность полиции» – это специальная юридическая дисциплина, изучающая закономерности государственного управления в сфере общественной безопасности, общественного порядка и борьбы с преступностью.

Как и всякая юридическая дисциплина, она базируется главным образом на нормативных правовых источниках, однако, как учебная дисциплина она использует и разнообразные теоретические, методические и сугубо практические источники, отражающие передовые формы и методы работы органов внутренних дел.

Источники данного курса можно разделить на четыре группы:

— научно-теоретические;

— нормативные;

— учебно-методические;

— учебно-практические.

Научно-теоретические источники – это работы ученых в области философии, теории и истории права, конституционного (государственного), административного, уголовного и других отраслей права.

Нормативные источники: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления и другие нормативные акты Федерального собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приказы и другие нормативные акты МВД России.

Учебно-методические: учебная программа курса, методические указания, планы семинаров и практических занятий, курс лекций, учебные пособия, альбомы схем.

Учебно-практические: видеофильмы, материалы передового опыта работы органов внутренних дел, журнал «Вестник МВД России», аналитические данные Департамента государственной службы и кадров МВД России, статистические сборники Главного информационно-аналитического центра МВД России, информационных центров МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации и другие материалы периодической печати МВД России.

Предметом изучения курса «Административная деятельность полиции» являются нормы права, регулирующие отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности полиции по обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, борьбе с правонарушениями.

Объектом изучения данного курса являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности полиции.

Особенностью курса «Административная деятельность полиции» является то, что общественные отношения в данной сфере носят ярко выраженный организационный характер и направлены на обеспечение общественного спокойствия, охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, нормальное их функционирование, защиту чести и достоинства граждан, общественной нравственности, то есть отражают сущность управления внутренними делами государства.

Основными задачами курса «Административная деятельность полиции» являются:

— изучение теоретических основ государственного управления в области внутренних дел;

— изучение содержания и организации административной деятельности органов внутренних дел;

— изучение путей повышения эффективности форм и методов административной деятельности органов внутренних дел;

— приобретение профессиональных навыков борьбы с правонарушениями, организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

— обобщение и распространение передового опыта органов внутренних дел, служб полиции и сил общественности в сфере охраны правопорядка.

Таким образом, задачами курса является изучение широкого круга вопросов, начиная с теоретических основ в области охраны общественного порядка до обобщения и распространения передового опыта работы органов внутренних дел и общественности по укреплению правопорядка в стране.

В соответствии с учебной программой система курса включает в себя общую и особенную части. Каждая из них состоит из конкретных тем.

В общей части изучаются вопросы, раскрывающие:

— понятие и содержание общественного порядка;

— правовое положение и организационное построение органов внутренних дел, в том числе полиции, и основные направления ее деятельности;

— порядок и особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел и организационно-правовые вопросы работы с кадрам;

— правовое положение и организацию работы штабов и дежурных частей, служб материального, технического и финансового обеспечения.

Много внимания уделяется в этой части курса теоретическим и правовым основам административной деятельности полиции, применения в этой сфере мер убеждения, принуждения и процессуального обеспечения.

В особенной части рассматриваются организационно-правовые основы административной деятельности линейных служб органов внутренних дел по организации патрульно-постовой службы полиции, конвойно-охранной службы, организации работы аппаратов по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью, деятельности Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, формы и методы административно-правовой борьбы с различными нарушениями общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта и в особых условиях, а также другие темы.

Курс «Административная деятельность полиции» органично связан с общественными науками и юридическими дисциплинами, такими как теория права и государства, конституционное право, административное право, уголовное право, уголовный процесс, криминология, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, специальная тактика, основы управления органами внутренних дел и др.

Так, например, в настоящем курсе широко используются такие положения и понятия административного права как субъекты, административно-правовые нормы и административно-правовые отношения, принципы государственного управления, система и структура органов исполнительной власти, государственная служба, акты управления, формы административной деятельности, убеждение и принуждение, административная ответственность, производство по делам об административных правонарушениях и др.

Рассмотрим далее понятие, сущность административной деятельности органов внутренних дел в сфере общественного порядка и принципы, на которых она построена.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/9657.html

Isfic
Добавить комментарий