Административное право Российской Федерации

Электронно-библиотечная система

Административное право Российской Федерации

978-5-00156-042-5

В монографии, освещающей многолетние исследования проблем административного права и государственного управления, рассматриваются системно-информационная природа государственного управления, роль исполнительной власти в системе государственного управления, вопросы реформирования системы государственного управления и административной ответственности как метода государственного управления.

Внимание уделяется также проблемам изучения административного права при подготовке управленческих кадров.

Для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей юридических и управленческих вузов и факультетов, государственных служащих, практикующих юристов и всех интересующихся вопросами государственного управления, деятельности органов исполнительной власти и административной ответственности.

978-5-91768-842-8

Курс лекций соответствует программам административного права для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Юриспруденция», а также специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность».

В курсе лекций обобщен опыт чтения автором лекций по административному праву и административной ответственности во Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России),Московском университете МВД России, Академии Следственного комитета РФ, ряде других вузов.

Для студентов, курсантов, аспирантов, адъюнктов и преподавателей юридических вузов и факультетов, научных сотрудников, служащих государственных и муниципальных органов, лиц, повышающих квалификацию.

978-5-91768-599-1

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права.

В пятом издании авторы учли масштабные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере действия административного и административно-процессуального законодательства.

Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления, организации и функционирования исполнительной власти, государственной службы, правовых актов органов управления, административно-правовые режимы, административно-деликтное право, административное принуждение, административная ответственность, административная юстиция.Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

978-5-91768-599-1

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права.

В пятом издании авторы учли масштабные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере действия административного и административно-процессуального законодательства.

Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления, организации и функционирования исполнительной власти, государственной службы, правовых актов органов управления, административно-правовые режимы, административно-деликтное право, административное принуждение, административная ответственность, административная юстиция.Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

978-5-91768-983-8

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права.

В шестом издании авторы учли масштабные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере действия административного и административно-процессуального законодательства.

Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления, организации и функционирования исполнительной власти, государственной службы, правовых актов органов управления, административно-правовые режимы, административно-деликтное право, административное принуждение, административная ответственность, административная юстиция.Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

Коллектив авторов — Административное право Российской Федерации: Учебник

Административное право Российской Федерации
Здесь можно купить и скачать » Коллектив авторов — Административное право Российской Федерации: Учебник» в формате 2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2016.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В ТвиттереВ InstagramВ ОдноклассникахМы

Описание и краткое содержание «Административное право Российской Федерации: Учебник» читать бесплатно онлайн.

Учебник подготовлен коллективом преподавателей Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Он содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации.

При изложении материала теоретические положения иллюстрируются примерами из действующего законодательства, правовой и социально-экономической политики, проводимой Российской Федерацией и другими государствами на различных этапах исторического развития, а также приводятся примеры из практики государственного строительства.

Соответствует ФГОС ВОЗ+.

Для студентов и слушателей юридических факультетов и вузов, других высших и средних учебных заведений.

Административное право Российской Федерации

Под редакцией А.В. Мелехина

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Допущено

Учебно-методическим советом по образованию в области юриспруденции Уральского федерального округа на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция»

Пункт 14 плана работы

Академии Генеральной прокуратуры

Российской Федерации на 2013 г.

Рецензенты:

Ю.Г. Шпаковский, д-р юрид. наук, проф. (Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина),

М.А. Лапина, д-р юрид. наук, проф. (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

Авторский коллектив:

А.В. Мелехин, д-р юрид. наук, проф. – разделы: цели и задачи учебного курса, программа курса, контрольные вопросы, список источников, терминологический словарь; темы № 1—6, 8—10, 13—14. Общая редакция.

Т.А. Диканова, д-р юрид. наук, проф. – темы 16, 17.

И.Б. Кардашева, д-р юрид. наук, проф. – тема 18.

Н.Ф. Попова, д-р юрид. наук, проф. – темы 11, 12.

Т.Л. Козлов, канд. юрид. наук, доцент – тема 7.

Н.В. Субанова, д-р юрид. наук, доцент – тема 15.

Цели и задачи учебного курса

Программа учебника «Административное право Российской Федерации», рассматриваемого как общепрофессиональная дисциплина, разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

«Административное право Российской Федерации» представляет собой одну из профилирующих отраслевых юридических дисциплин, предусматривающую изучение административно-правовых норм и регулируемых ими общественных отношений в сфере реализации задач и функций исполнительной власти. Эти отношения, многообразные по своему характеру, составляют предмет административного права как одной из ведущих отраслей правовой системы Российской Федерации.

Термин «администрация» на латинском языке означает управление. Поэтому административное право нередко определяют как право управления или управленческое право.

В условиях радикальных изменений, осуществляемых не только в политической и экономической, но и в других сферах жизнедеятельности, повышается роль административно-правовых средств регулирования.

Изменяются организация государственного управления, система органов исполнительной власти, формы и методы ее реализации. Издаются новые нормативные акты, содержащие административно-правовые нормы, изменяются и дополняются ранее принятые.

Задача студентов и слушателей в процессе изучения дисциплины заключается в необходимости постоянного отслеживания изменений, происходящих в области административного законодательства. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и использовать накопленные в процессе обучения знания, соответственно корректируя их с учетом происходящих изменений в законодательстве.

Целевое назначение учебного курса состоит в овладении студентами и слушателями комплексом знаний о сущности и основных институтах административного права, главных направлениях реализации его регулятивной функции.

Задачами курса являются изучение студентами и слушателями:

♦ административного права как отрасли права через раскрытие сущности административно-правовых норм и административно-правовых отношений в сфере реализации задач и функций исполнительной власти;

♦ понятие науки административного права. Норм административного и административно-процессуального законодательства;

♦ системы субъектов административного права, административно-правового статуса граждан, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных объединений, форм и методов их деятельности;

♦ правовых институтов административной ответственности, административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти;

♦ организации государственного управления в особых условиях;

♦ организации административно-правового регулирования в отраслях хозяйственной деятельности, социально-культурной жизни, административно-политической сферы и межотраслевого государственного управления;

♦ контроля и надзора за соблюдением законности в сфере реализации исполнительной власти.

Учебный курс базируется на основных положениях теории государства и права, конституционного права, а также на положениях таких важнейших нормативных правовых актов, как Конституция РФ; Конституции республик, Уставы краев, областей и других субъектов РФ; законодательные и другие нормативные правовые акты управления федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ; материалы практики государственного управления.

Структура учебного курса состоит из двух взаимосвязанных частей:

Общая часть — сущность и основные институты административного права.

Особенная часть — административно-правовая организация отраслевого и межотраслевого управления.

Преподавание и изучение курса строится на сочетании лекций и семинаров. На них обучаемым предлагается отработка практических задач по конкретным ситуациям с применением норм административного права органами исполнительной власти.

Настоящая программа является единой для всех форм обучения. С учетом избираемой специализации студенты и слушатели могут выполнять дипломную работу по административному праву.

Авторы выражают признательность компании «Консультант Плюс» за помощь в предоставлении возможности подбора и использования в тексте учебника многочисленных ссылок на нормативные правовые акты и иные источники.

Общая часть

Сущность и правовые институты административного права

Тема 1

Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации

При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений.

Общее понятие управления. Социальное управление и его виды. Понятие и основные черты государственного управления, его задачи и функции в современных условиях.

Основные черты исполнительной власти: функции, формы и методы осуществления. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

Правовые основы взаимоотношений исполнительной власти с законодательной и судебной ветвями власти. Исполнительная власть и местное самоуправление.

Принципы осуществления государственного управления, а также организации и деятельности исполнительной власти: законность, демократизм, федерализм, эффективность, законодательное разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

1.1. Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть

Управление безотносительно к конкретно рассматриваемой сфере (в самом широком смысле) представляет собой деятельность по руководству чем-либо.

Оно выступает как естественный и обязательный элемент и одновременно функция организованных систем различной природы.

Управленческий процесс предназначен обеспечивать сохранение и функционирование определенной структуры, а также поддержание режима ее деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление представляет собой объективно необходимый вид деятельности, которая направлена на обеспечение логически последовательных, согласованных и системных действий людей для достижения общественно значимых целей и решения возникающих при этом задач. Социальное управление является родовым понятием, и оно включает в себя следующие элементы: государственное управление, муниципальное управление, управление в организациях, управление общественными явлениями и процессами.

В словарном понимании «государственное управление» означает управление делами государства. Термин «государственное управление» широко используется в законодательстве многих стран. В период существования СССР (1917—1991) он официально применялся на конституционном и законодательном уровнях.

В СССР советское государственное управление понималось как «исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, состоящая в осуществлении под руководством В КП (б) законов и других, основанных на законе, правовых актов и направленная на развитие и укрепление социалистической собственности, на укрепление обороны нашей страны, на обеспечение благосостояния советского народа, охрану прав и обеспечение выполнения обязанностей граждан, на идейно-политическое воспитание советских граждан, укрепление и развитие социалистических общественных отношений»[1].

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/647885-kollektiv-avtorov-administrativnoe-pravo-rossiyskoy-federatsii-uchebnik.html

Административное право Российской Федерации

Административное право Российской Федерации

Лекция1.Основныепонятия административного права.

  1. Понятие административного права, его предмет, метод и система.

  2. Источники и субъекты административного права.

  3. Административные правонарушения.

  4. Административная ответственность и административное наказание.

1. Понятие административного права, его предмет, метод и система

Административноеправо Российской Федерации являетсясамостоятельной отраслью права. Названиеотрасли произошло от лат. administratio,что означает управление, т.е. особый видгосударственной деятельности, связанныйс реализацией исполнительной власти.Поэтому административное право нередконазывают управленческим правом.

Однакопонимание административного права какуправленческого является узким.

Вусловиях нарастающей демократизацииобщественной жизни в России назначениеадминистративного права состоит и втом, чтобы регулировать те общественныеотношения, которые возникают междуличностью и государством, междугражданином и исполнительными органамигосударственной власти, а такжеисполнительными органами местногосамоуправления.

Таким образом,административноеправо —это совокупность правовых норм,регулирующих общественные отношения,возникающие в процессе реализациивластной деятельности и осуществ­лениегосударственного управления. Этиотношения охватывают процесс формированияструктур власти, установления ихкомпетенции и осуществления даннойкомпетенции в полномочиях конкретногооргана исполнительной власти.

Назначение органовисполнительной власти состоит вповседневном обеспечении общественногопорядка, охране жизни, прав и свободграждан.

Поэтому административно-правовоерегулирование осуществляется с помощьюиздания актов управления, организацииих применения, наблюдения, надзора,контроля, а также применения к виновнымлицам мер административного принуждения.

Следовательно, административно-правовыенормы определяют поведение не толькограждан и должностных лиц, но и органовуправления.

Предметомправового регулирования административном права являютсяадминистративно-правовые отношения,представляющие собой отношения междуорганами системы управления, должностнымилицами и внутриорганизационные отношениягосударственных органов (междуруководителями и подчиненными).

Административно-правовыеотношения включают в себя три видаправоотношений:

1)взаимоотношениявнутри системы исполнительных органоввласти, организация государственнойслужбы, формы и методы управленческихдействий, т.е. внутриаппаратные отношения;

2) взаимоотношенияорганов исполнительной власти,исполнительных органов местногосамоуправления с предприятиями,учреждениями и гражданами, иначе говоря— внеаппаратные отношения.

Ядромпредмета административного праваявляется система отношений междугражданами и их организациями и органамигосударственного и муниципальногоуправления и их должностными лицами.

Примером таких отношений могут бытьотношения между пенсионером и работникамиотдела социального обеспечения, междуводителем и инспектором ГИБДД (ГАИ),между участниками внешнеэкономическойдеятельности и должностными лицамитаможенных органов;

3) отношения,возникающие при осуществленииадминистративного судопроизводства.

Особенностиадминистративно-правовых отношений:

1.Административные отношения не могутвозникать между гражданами, если хотябы один из них не наделен властнымиполномочиями по отношению к другому.При этом согласие другой стороны необязательно, т. е.

сторона, к которойпредъявлено требование субъектаисполнительной власти, обязана выполнитьэто требование независимо от своегожелания. Поэтому административныеотношения называют властеотношениями.

Если на каком-то этапе управления принцип»власть — подчинение» не срабатывает,значит, вся система государственногоуправления даёт сбой.

2.Неравенствосторон, таккак управление всегда предполагаетподчинение воли участников совместнойдеятельности единой управляющей воле.Сторона, обладающая властными полномочиями,имеет доминирую­ще положение поотношению к другой стороне, не имеющейтаких полномочий и находящейся вподчинении у первой.

3. Длявозникновения административных отношенийдостаточноволи одной из сторон (аименно: стороны, которая обладаетвластными полно­мочиями по отношениюк другой). Это резко выделяет административныеотношения из всех других правоотношений,которые, как правило,возникаютпо взаимному согласию сторон.

4.Административные отношения по своейсути являются организационными,т.е. направлены прежде всего на организациюпроцесса правоисполнения.

5.Возникающие в административно-правовыхотношениях споры,как правило, разрешаются во внесудебномпорядке вотличие от споров, возникающих вгражданско-правовых, трудовых илисемейных правоотношениях.

Существуетособый административный порядокобжалования действий должностных лиц,ущемляющих права граждан, хотя в последнеенаблюдается тенденция расширения кругаадминистративно-правовых споров,разрешаемых судом.

6. Еслиодна из сторон нарушит требованиеадминистративной нормы, нанеся при этомущерб другой стороне правоотношений,нарушительбудет нести ответственность не переддругой стороной, а непосредственноперед государством.

Таким образом,под административно-правовыми отношениямипонимаются управленческие отношения,в которых стороны выступают как носителивзаимных прав и обязанностей.

Методомправового регулированияв административном праве является методвластных предписаний,т.е.

императивныйметод,предписывающий неукоснительноесоблюдение требований, изложенных вадминистративно-правовой норме.

Онхарактеризуется состоянием подчиненностиодной стороны (гражданин) воле другойстороны (должностное лицо), их юридическимнеравенством, обязательностью исполненияи отсутствием возможности выбора.

Административно-правовоерегулирование властных отношений(отношения господства и подчинения)обеспечивает внедрение в сферуадминистрирования демократическихначал, которые выра­жаются в контролеза деятельностью органов публичнойадминист­рации, в праве гражданобжаловать неправомерные действиядолж­ностных лиц, в наличии демократическихпроцедур при формировании публичнойадминистрации (конкурсы, договоры принайме ми государственную службу и т.д.).Следовательно, доминирование императивногоадминистративно-правового метода вусловиях рас­ширяющейся демократиидополняется диспозитивнымметодом(гражданско-правовым методом), которыйпредусматривает согла­сованиеинтересов на основе договоров,рекомендаций, конкурсов. Однакоюридическое неравенство сторон,обусловленное различными ролями,задачами субъектов административно-правовыхотношений изначально предполагаетпреобладание одной воли над другой,подчинение одного лица другому. Поэтомув системе управ­ленческих административныхсвязей отношения господства и подчиненияпения характеризуют взаимоотношениягосударственных органов и должностныхлиц с гражданами или нижестоящимиорганами.

Административноеправо — это целостная система норм,прин­ципов, институтов, предназначеннаядля создания условий эффек­тивнойдеятельности исполнительной власти,обеспечения демокра­тических началв функционировании государственныхслужащих. Однако основной задачейадминистративного права являетсягарантия прав и свобод граждан в сферегосударственного управления, защитаих от возможного ограничения и произволасо стороны государственных органов идолжностных лиц.

Системаадминистративного права подразделяетсяна общуючасть(совокупность норм и принципов общегохарактера, регулирующих административноесудопроизводство) и особеннуючасть(совокупность норм, действующих вотдельных сферах деятельности публичнойадминистрации: в области безопасностиграждан, организационно-хозяйственнойсфере, таможенного дела, управления,защиты государственной границы и т.д.).

Источник: https://studfile.net/preview/1841410/page:34/

Административное право . Конспект по обществознанию, кратко. — УчительPRO

Административное право Российской Федерации

Раздел ЕГЭ: 5.11. Особенности административной юрисдикции

Для упрощения жизнедеятельности государственного устройства применяются административное право. Нарушение данных прав является проступком, за которое предусмотрено наказание.

Административное право — право, регулирующие общественные отношения в сфере управления.

Источники административных прав. Все нормы административного права, цели и условия их соблюдения прописаны в следующих документах:

  • Конституция РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • международные договоры.

Административная ответственность

При нарушении административных прав применяется административная ответственность.

Административное правонарушение — противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, на которого возложена административная ответственность. Характерными особенностями административной ответственности являются:

  • менее суровое наказание, чем при уголовной ответственности;
  • привлечение компетентных административных органов при вынесении решения;
  • привлечение физических и юридических лиц;
  • относительная простота исполнения;
  • оперативность;
  • экономичность;
  • регламентированность нормами административного права.

Административное наказание

Приведение в исполнение административной ответственности подразумевает применение административного наказания.

Административное наказание — определённый способ исполнения административной ответственности, предусмотренный законом, направленный на правонарушителя с целью предупреждения следующих правонарушений.

В зависимости от тяжести совершённого правонарушения могут применяться различные виды административных наказаний.

  • Предупреждение. Письменное уведомление о порицании физического или юридического лица.
  • Административный штраф. Денежное взыскание. В РФ административный штраф может составлять от 0,1 до 25 минимальных заработных плат для частных лиц, до 50 — для должностных и до 1000 — для юридических.
  • Принудительное изъятие. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей продажей данных вещей и возмещением бывшему собственнику полученной после реализации суммы за вычетом всех расходов.
  • Конфискация. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей передачей в собственность федерации или субъектов РФ.
  • Административный арест. Судья может назначить кратковременную изоляцию человека от общества за нарушение административного порядка (до 15 суток), требований режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции (до 30 суток).
  • Лишение специальных прав. Судья может назначить кратковременное лишение некоторых прав человека за систематическое и грубое нарушение административного порядка.
  • Выдворение за пределы РФ (депортация). Касается иностранных граждан и лиц без гражданства. Назначается судьёй в предусмотренных законодательством РФ случаях.
  • Дисквалификация. Судья может лишить физическое лицо права занимать определённые должности (руководство в исполнительных органах юридических лиц, вхождение в совет директоров, управление юридическим лицом) на срок от полугода до трёх лет.
  • Приостановление деятельности. Судья может ограничить деятельность физического лица в юридическом учреждении.

Порядок рассмотрения административных правонарушений

Порядок рассмотрения административных правонарушений и установление административной ответственности чётко регламентированы законодательством. Административное дело проходит следующие этапы:

  • объявление о рассмотрении дела компетентными органами;
  • установление присутствия необходимых лиц и выяснение причины неявки отсутствующих лиц;
  • разъяснение прав и обязанностей участников процесса;
  • рассмотрение дела;
  • вынесение постановления.

Вы смотрели конспект «Административное право»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Isfic
Добавить комментарий