Экологическое право России

Экологическое право РФ

Экологическое право России

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Основным законодательным актом, помимо Конституции РФ, в это сфере является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. No 7-ФЗ (в ред. 2009 г.).

Под природой понимается природная среда как объективная реальность, существующая независимо от человека как следствие эволюционного развития материального мира и состоящая из естественных экосистем.

Под окружающей средой в юридическом смысле понимается часть природной среды, преобразованная антропогенной деятельностью. Природа и окружающая среда создают окружающую природную среду, внутри которой живет и, действует человек.

Природные объекты – это земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, континентальный шельф, морская среда, особо охраняемые природные территории и объекты и т.п.

Земля – плодородный слой почвы. Земельный фонд РФ составляет свыше 1709,8 млн. га. Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ (в ред. 2009 г.). В соответствии с ним объектами охраны и использования являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
  • части земельных участков.

Субъекты охраны и использования земель указываются в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». Это граждане и юридические лица, РФ и ее субъекты, муниципальные образования. Среди них выделяются собственники земельных участков; землепользователи, т.е.

лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; обладатели сервитута, т.е.

лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками; кроме участников субъектами охраны могут быть контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т.п.

Земля может быть в государственной, муниципальной или частной собственности. В соответствии со ст. 387 – 398 Налогового кодекса РФ (в ред. 2009 г.) установлен порядок взимания земельного налога (относящегося к местным налогам).

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 г. (в ред. 2009 г.).

Но это скорее экономический, чем экологический закон. В охране недр много сложных и почти неразрешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного сырья, утилизация отвалов пород и др. Недра находятся в государственной собственности.

Для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получение лицензии (разрешения) в установленном законом порядке.

Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких, например, как песок, гравий), которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно.

Налоговым кодексом РФ (ст. 334 – 346) установлен налог на добычу полезных ископаемых.

Водными ресурсами признаются: подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения. Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ от 16.11.95 г. (в ред. 2009г.).

Признавая различные формы собственности, т.е. частную, муниципальную и государственную, ВК РФ указывает, что первые две распространяются лишь на обособленные водные объекты. Признаком, помимо обособленности водного объекта, относящим его к муниципальной собственности, является предназначенность его для муниципальных нужд.

В отношении водных объектов, которые могут находится в частной собственности граждан и юридических лиц, применяются следующие признаки – небольшая площадь и непроточность искусственных водоемов, несвязанность их гидравлически с другими поверхностными водными объектами.

Остальные водные объекты находятся в собственности РФ и субъектов РФ в соответствии со ст. 36 ВК РФ.

Для осуществления права водопользования необходимо получение лицензии.

В нее включаются сведения о водном объекте, о водопотребителях, водопользователе, указания на способ и цели использования водного объекта, указание пространственных границ (координат) водного объекта или его части, а при необходимости – мест забора (сброса) воды, сведения о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, сроки действия лицензии и требования по рациональному использованию и охране водных объектов и окружающей среды.

В РФ за пользование водными объектами, сброс сточных вод установлен водный налог (ст. 3338 – 33315 Налогового кодекса РФ).

Леса (лес) – совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд и их участки, древесно-кустарниковая растительность. Охране лесов посвящен Лесной кодекс РФ от 29.01.97 г. (в ред. 2009 г.).

Лесной фонд РФ расположен на площади 1,2 млрд. га и составляет 22% мировых запасов.

Лес может находиться только в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Приватизация лесного фонда запрещена, оборот лесного фонда (купля-продажа, залог, субаренда, выкуп земельных участков) не допускается.

Лесопользование, как и иные виды пользования природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. Не требуется специального разрешения лишь на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и др., лекарственного и технического сырья.

Лицензия – это документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) относится к специальным разрешительным документа согласно ст. 34, ч.5 ст. 81 ЛК РФ.

Лесорубочный билет – документ, дающий право (краткосрочное, до 1 года) его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов (выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством).

Ордер выдается лесничеством на мелкий отпуск древесины на корню и является документом, удостоверяющим право его владельца на проведение отдельных видов заготовки и вывозки древе-

сины и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.).

Лесной билет – документ, дающий право его владельцу на проведение побочного лесного пользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша и др.), но не заготовки и вывоза древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством на один сезон, а на осуществление других видов лесопользования – лесхозом.

Животный мирвсе животные организмы: от низших до высших. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 г. (в ред. 2009 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

В соответствии со ст. 4 данного Закона животный мир в пределах территории РФ относится к государственной собственности (федеральной или субъектов РФ).

Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства (например, отлов и транспортировка для научно-исследовательских и иных целей), использование полезных свойств жизнедеятельности и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности (например, получение воска и меда диких пчел), а также изучение, исследование и иное использование животных без изъятия из окружающей среды.

Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями (например, на любительскую и спортивную охоту) либо охотничьими билетами.

Право на бесплатные любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах общего пользования. Промышленное рыболовство, рыболовство в специальных водоемах, определенных органами рыбоохраны осуществляется на основании лицензии.

В соответствии со ст. 3331 – 3337 Налогового кодекса РФ установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.99 г. No 96-ФЗ (в ред. 2009 г.).

Важнейшим институтом охраны атмосферного воздуха является его нормирование.

Континентальный шельф – это прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, являющееся наиболее продуктивной и производительной для хозяйственного использования, населенной живыми организмами частью акватории с определенными внутренними и внешними границами. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Внутренние морские воды – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.

Территориальное море РФ – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (т.е. линий наибольшего отлива вдоль берега и т.п.). Внешняя граница его является Государственной границей РФ.

Прилежащая зона РФ – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Источник: https://bookaa.ru/pravovedenie/ekologicheskoe-pravo-rf.html

Экологическое право России

Экологическое право России

Конституция РФ закрепила статус Российской Федерации в качестве правового и социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 7).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности всех ветвей российской власти (ст.

2, 18), а поэтому одним из главных конституционных требований является всеобщее право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42) при всеобщей обязанности осуществлять ее охрану (ст.

58), используя землю и природные ресурсы в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Однако на пути к реализации этих конституционных требований встала угроза экологического кризиса, выражающаяся в истощении и деградации природных ресурсов, в ухудшении здоровья людей.

Поэтому свобода владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами подлежит определенным эколого-правовым ограничениям (п. 2 ст.

36 Конституции РФ), совокупность которых породила потребность в создании законодательного акта об охране окружающей природной среды, принятого в 1991 г. и реформированного в 2002 г. в Федеральном законе № 7 «Об охране окружающей среды».

Классификатор правовых актов 1993 г. и заменивший его Классификатор 2000 г. включили в себя специальные разделы, посвященные охране окружающей среды, т.е. в законодательстве Российской Федерации окончательно сформировалась система экологического законодательства, на основе которого и действует отрасль экологического права, изучению которого посвящено настоящее учебное пособие.

При изучении данного учебного курса необходимо иметь в виду, что эколого-правовое регулирование отражает естественные потребности природы, общества и человека, а поэтому:

  1. потребность в специальных нормах экологического права продиктована принципом гуманизма, согласно которому в центре эколого-правовой охраны находится человек, без которого все дело охраны природы теряет свой смысл. Например, если наука сможет выработать условия независимости состояния здоровья человека от состояния окружающей среды, то будут утрачены актуальность и потребность в охране этой среды;
  2. потребность в специальных нормах экологического права продиктована объективными законами природы. Например, если право общего природопользования (прохода, проезда, купания в водоемах, сбора грибов и ягод в лесах) не связано с существенным воздействием на природную среду, то на него и не требуется лицензионных и иных разрешений; право же специального природопользования (земледелия, рубки леса, добычи полезных ископаемых и т.д.) как оказывающее существенное воздействие на эту среду не допускается без подобных разрешений;
  3. потребность в специальных нормах экологического права продиктована потребностью в научно обоснованном подходе к регулированию взаимодействия общества с природой и окружающей средой. Поэтому первым требованием, предъявляемым к экологической экспертизе, является научная обоснованность ее экспертных выводов;
  4. эколого-правовые нормы присутствуют практически во всех сферах правового регулирования, экологизируя российское законодательство.

Так, нормы семейного права, запрещающие вступление в брак близким родственникам, имеют экологическое содержание, поскольку направлены на сохранение качества генофонда народа; нормы учебной нагрузки студентов рассчитаны исходя из безопасных для организма обучаемых интеллектуальных напряжений; санитарные нормы охраны труда и предоставляемого по договору социального найма жилого помещения направлены на сохранение здоровья работников и жильцов и т.д.

Перечисленные обстоятельства дают основание сделать следующие выводы.

1. Российское экологическое законодательство представляет собой комплексную отрасль российского права, включающую в себя элементы практически всех основных отраслей российской правовой системы.

Так, конституционно-правовое регулирование содержит в себе экологические нормативы, касающиеся статуса вещных, предпринимательских, трудовых и иных прав; в административно-правовом регулировании управление экологически опасными производствами осуществляется в соответствии со специальными административно-экологическими правовыми нормами; в гражданско-правовом регулировании предусмотрены эколого-правовые «ограничители» свободы и автономии воли субъектов гражданских правоотношений в осуществлении ими вещных и обязательственных прав и т.д.

2. Правовые нормы этой комплексной отрасли нрава содержатся как в специальных законодательных актах, касающихся экологии и природопользования, так и в нормативных правовых актах, посвященных правовому регулированию иных отношений.

Например, если ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, то конкретное осуществление этого возмещения реализуется в порядке, предусмотренном ст. 1064-1094 ГК РФ и ст. 131-193 ГПК РФ.

В силу изложенного полное представление о содержании экологического права возможно лишь при использовании уже полученных знаний ранее изученных норм конституционного, административного, гражданского и других отраслей российского права.

При изучении курса «Экологическое право» необходимо помнить положения теории права, которые помогут понять цели и задачи эколого-правового регулирования.

1. Труд законодателя подобен труду естествоиспытателя; последний не изобретает, а открывает законы природы, которые изобретены природой. И если труд естествоиспытателя завершается открытием природных законов, то труд законодателя завершается выработкой и принятием законодательства, действующего:

  1. не в противоречии с объективными законами природы и общества. Например, ст. 12 Земельного кодекса РФ допускает использование земель только такими способами, которые обеспечивают сохранение экологических систем, а ст. 285 ГК РФ предусматривает возможность изъятия земельного участка у собственника, если неправильное его использование привело к значительному ухудшению экологической обстановки;
  2. с использованием механизма действия этих объективных законов. Так, замена химических средств борьбы с вредителями растений естественными природными врагами этих вредителей позволяет использовать действие закона антагонизма между природными особями, не привнося в окружающую среду опасных химических веществ.

Перечисленное позволяет сделать рекомендацию о том, что для полного понятия и усвоения содержания экологического права целесообразно хорошее знание основ экологии.

2. Границы предмета эколого-правового регулирования не всегда просто определить, а поэтому для его определения существенное значение имеет метод правового регулирования.

Например, если отношения по борьбе с сорняками составляют исключительно предмет земельного права, то из данной установки можно сделать вывод о том, что метод этой отрасли права направлен на обеспечение чисто экономического интереса земледельца (сорняки, называемые в земледелии зеленым пожаром, уносят до трети выращиваемою на полях урожая).

Для эколого-правового регулирования данные отношения не имеют значения, поскольку сорняки не наносят вреда окружающей среде, а вредят лишь выращенному урожаю. Следовательно, метод экологического права имеет охранительную функцию, в то время как метод земельного права — экономическую (хозяйственную) функцию.

Подчас в природопользовании экономические функции совпадают с экологическими. Например, борьба с эрозией почв имеет не только охранительную, но и экономическую цель, поскольку на оздоровленных от эрозии почвах намного выше урожаи в сравнении с эродированными почвами.

В силу этого предмет эколого-правового регулирования трудно определить, если не обогатить свою память знанием основных отраслей российского права.

Наконец, в процессе освоения данного курса необходимо помнить о том главном обстоятельстве, которое побудило Российское государство выделить в системе российского права эту специальную отрасль «Экологическое право», — об угрозе экологического кризиса как в России, так и на всем земном шаре.

Источниками данного кризиса являются:

1) противоречие между растущим антропогенным прессингом на окружающую среду и экологически допустимым уровнем пределов воздействия на нее. Положение можно сравнить с нагреваемым замкнутым сосудом, в котором под влиянием растущей температуры давление пара может его разорвать.

Поэтому «стержнем» эколого-правового регулирования является нормирование воздействия общества на окружающую среду. В частности. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22), допустимых сбросов и выбросов (ст. 23), образования отходов производства (ст. 24) и др.;

2) деградация природной среды под влиянием антропогенной деятельности. Указанный Закон предусматривает нормативы качества окружающей среды (ст. 21), допустимой антропогенной нагрузки на нее (ст. 27) и допустимых физических воздействий (ст. 25) и т.д.;

3) заблуждение людей о якобы бесконечных возможностях окружающей среды и об эколого-правовом регулировании как об излишнем и мешающем развитию экономики.

Поэтому нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены всеобщее и комплексное экологическое образование (ст. 71), преподавание экологических знаний в образовательных учреждениях (ст. 72) и экологическое просвещение (ст. 74), подготовка руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 73) и т.д.;

4) ухудшение здоровья населения и сокращение средней продолжительности жизни людей. Устранению причин и условий данного явления способствуют эколого-правовые нормы, закрепленные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, в Федеральных законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей» и т.д.

Исследуя экологическое законодательство, необходимо руководствоваться совокупностью данных причин создания специальной отрасли экологического права, что позволит правильно понять содержание эколого-правовых норм.

Разумеется, состояние эколого-правового регулирования в Российской Федерации пока далеко от совершенства. Однако данное законодательство существует, и это является великим достижением Российского государства, все больше обретающего реальные контуры правового государства.

Предлагаемое учебное пособие, разумеется, не может содержать исчерпывающей информации об эколого-правовом регулировании и играет лишь роль детально проработанных учебно-методических указаний.

Относительно полные знания о данной сфере российского права можно получить непосредственно из текстов источников экологического права, как основных, так и вспомогательных, а также судебной и иной практики эколого-правового регулирования.

Структура учебного пособия построена в соответствии с системой российского экологического права и состоит из шести глав, раскрывающих: понятие экологического права: теоретико-правовые и организационные основы природопользования и охраны окружающей среды; правовой и экономический механизм их реализации; юридическую ответственность и международное сотрудничество в данной сфере.

Учебное пособие не претендует на бесспорность изложенных в нем положений, которые могут породить определенные дискуссии у читателей.

В результате изучения данного пособия должно сформироваться четкое представление о конструктивной основе эколого-правового регулирования отношений в Российской Федерации; практические работники получат необходимые объяснения по наиболее правильному решению стоящих перед ними служебных задач и дополнительную информацию к совершенствованию приемов служебной деятельности.

Авторы желают успешного усвоения читателями материала данного учебного пособия и будут весьма признательны за любые конструктивные критические замечания.

Источник: https://isfic.info/ecolog/index.htm

Экологическое право в России (стр. 1 из 3)

Экологическое право России

Введение

1. Понятие экологического права и его роль в жизни общества

2. Экологическая ответственность: понятие, формы, виды

3. Экологическое законодательство Российской Федерации

4. Экологические права граждан России

5. Правовые принципы международного сотрудничества

6. Экологический общественный кодекс.

Литература

Введение

За последнее время состояние окружающей природной среды в России,

а также в сопредельных с нею бывших союзных республиках –ныне государствах СНГ, можно охарактеризовать как крайне неблагополучное, а по ряду показателей – просто катастрофическое и в некоторых регионах (их число постоянно растёт) приобрело характер экологического бедствия.

Российская Федерация занимает территорию 17 млн. кв. км, на которой проживает свыше 140 млн человек.

К сожалению, интенсивное загрязнение природной окружающей среды в прошлые годы и сейчас привело к тому, что на сегодня площадь территории с острой экологической ситуацией в 17 раз превышает площадь природных заповедников и заказников. Экономический ущерб от загрязнения природы, по подсчётам специалистов, равен примерно половине национального дохода России.

В России более 24 тыс. предприятий, загрязняющих окружающую среду. В результате роста загрязнений сегодня насчитывается свыше 55 крупных городов, где назрела критическая сложная экологическая обстановка.

Ежегодно в Росcии улавливается и обезвреживается лишь 70% от общего количества выбрасываемых вредных веществ.

Ещё хуже обстоят дела с очисткой сточных вод: отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа, изношенность, маломощность приводят к тому, что 82% сбрасываемых вод не подвергается очистке. Поэтому качество воды основных рек России (Волги, Дона, Оби, Енисея.

Лены, Кубани, Печоры), которые служат не только транспортными магистралями, но и источниками питьевой воды, оценивается как неудовлетворительное. Они загрязнены органическими веществами, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами.

Продолжается уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, более четверти которой подвержены эрозии.

Ухудшение экологической обстановки в России приводит к увеличению смертности и сокращению продолжительности жизни людей, росту раковых заболеваний. Сегодня хронически болен почти каждый четвёртый взрослый и каждый шестой ребёнок, наблюдаются различные формы ослабления имунной системы.

К сожалению, экологический кризис совпал с общественным кризисом в нашей стране (экономический, политический, духовный), что делает почти невозможным его преодоление без общего подъёма всех сфер общественной жизни, без сильного государственного участия, которое обязано с помощью комплекса мер правового, экономического, административного характера предотвратить экологическую катастрофу.

Правовое регулирование взаимоотношений между обществом и окружающей природной средой как раз и происходи в рамках экологического права.

1. Экологическое право и его роль в жизни общества

Прежде чем перейти к рассмотрению экологического права, необходимо дать два основополагающих определения: окружающей природной среды и охраны окружающей среды.

Окружающая природная среда – это естественная среда обитания человека, биосферы, которая служит условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов.

Охрана окружающей природной среды – это система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия системы «общество-природа».

Государственный интерес к формированию экологического права объясняется тем, что в отношениях, сложившихся между обществом и природой, невозможно навести должный правопорядок без дополнительных правовых усилий. Эти усилия должны носить характер радикального изменения всей системы правового регулирования.

Экологическое право – это отрасль российского права, составная часть правовой системы РФ. Это – юридическое понятие, которое включает систему юридической науки и юридических норм, регулирующих общественные отношения человека и природы в рамках экологии, социальной экологии и права.

Экологическое право регулирует общественные отношения по сохранению, воспроизводству, изучению окружающей среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

Термин «экологическое право» используется в юридической науке сравнительно недавно. В определённой мере он связан с наукой экологией. Современное название обусловлено изменениями в социальной-экономической системе России.

Денационализация земли и других природных ресурсов, утверждение института частной собственности и другие преобразования способствовали развитию новой концепции правового механизма охраны окружающей природной среды, основанной на сочетании экономических и экологических интересов, экономической и экологической ответственности и возмещении экономического и экологического ущерба.

Как и любая отрасль права, экологическое право имеет свой предмет, метод правового регулирования, нормы, принципы и систему права.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения – это правовые отношения по охране труда и рациональному использованию отдельных объектов окружающей природной среды, а именно: земельноохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха. К комплексным отношениям относятся отношения по охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, санитарных и иных зон. Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Под методом экологического права понимают способ воздействия на общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведения человека с целью выполнения норм права: административно- правовой и гражданско-правовой.

В нынешних условиях всё большее значение приобретает экономический метод (способ) воздействия: влияние на охрану окружающей среды через материальный интерес.

Под нормами экологического права понимают правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

Отношения людей меду собой, а также их взаимодействие с природой осуществляется через трудовую деятельность, производство, развитие которого определяют не биологические, а экономические законы.

этих отношений зависит от способа производства материальных благ. Поэтому специфика человека определяет характерную особенность его взаимодействия с окружающей средой через призму социальных отношений.

Эти отношения призвана реализовать социальная экология.

Составной частью в социальной экологии является экология правовая, т.е. совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Выделяют две основные формы этого взаимодействия: экономическую – потребление природы человеком для своих материальных и духовных нужд и экологическую – охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального вида и его среды обитания.

К экономической форме взаимодействия общества и природы на современном этапе относятся: использование природной среды и последствия этого использования, которые проявляются в рациональном и нерациональном природопользовании.

Рациональное природопользование – единый, взаимосвязанный процесс разумного использования, охраны и восстановления природных ресурсов и объектов.

Нерациональное природопользование – это снижение качества, растрата и исчерпание природных ресурсов, подрыв восстановительных сил природы, загрязнение окружающей среды, снижение оздоровительных и эстетических достоинств.

Экологическая форма взаимодействия общества и природы проявляется прежде всего как реакция на разрушительную деятельность человека в окружающей среде.

В отличии от потребления, это осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов, т.е.

охрана природы, рациональное использование природных ресурсов, защита, оздоровление окружающей человека среды.

Необходимо соизмерять масштабы человеческой деятельности с возможностями окружающей среды, чтобы ни в коем случае не превысить их. Для урегулирования взаимоотношений человека и природы с тем, чтобы не наносить ей бездумно непоправимого ущерба, и служит экологическое право.

2. Экологическая ответственность: понятие, формы, виды

Юридическая ответственность представляет собой важнейшее средство обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Давая характеристику юридической ответственности, необходимо отметить, что правовые нормы, устанавливающие различные виды ответственности за экологические правонарушения, представляют собой самостоятельный и в тоже время комплексный институт экологического права, который объединяет нормы уголовного, административного, гражданского законодательства, а также нормы экологического и природоресурсного отраслей законодательства (земельного, горного, водного, лесного и т.п). Основанием для этой ответственности является правонарушение.

Экологическое правонарушение – это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Признаками экологического правонарушения являются лдействие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Источник: https://mirznanii.com/a/328819/ekologicheskoe-pravo-v-rossii

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Экологическое право России

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.

 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственностиПо какому законодательству наступает.

Характеристика.

Дисциплинарная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Материальная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.

Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.

Гражданско-правовая.Гражданский, административный кодексы.

Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица

Административная.Административный кодекс.

Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,

Уголовная.Уголовный кодекс.

Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Isfic
Добавить комментарий