Философия права

Философия права: автор, понятие и значение

Философия права

Создание правового поля — один из критериев существования развитого государства. Оно регулирует межличностные отношения, определяет границы и нормы поведения. Философия права рассматривает его как часть философии и как часть юриспруденции одновременно. Ее главная задача — поиск истинного знания о праве, формирование идеального типа социальной регуляции.

Предмет и основные критерии

В соответствии с разными типами правопонимания, предметом философии является право и закон, их соотношение и различение.

Его концепция всегда состоит из концепции понимания философии права и государства — они могут дополнять друг друга или вступать в противоречие. Поэтому предметной областью является понятие права в рамках правового государства.

Она подразумевает единство правовой основы и явлений, происходящих в рамках правового государства.

Сущность права в юриспруденции — гарантия формального равенства. Она определяет формы проявления равенства и реализацию мер, направленных на его поддержание.

Функции

Функции правовой философии определяют смысл права, основание его существования, значимость в роли жизни человека. Среди мировоззренческих функций можно выделить:

  1. Гуманистическую. Основная идея гуманизма — реализация прав и свобод каждой личности. Наряду с предоставлением возможностей для реализации потребностей человека, необходима законодательная основа, определяющая рамки поведения людей. Заданные границы позволяют взаимодействовать индивидам с разными взглядами, не нарушая личных границ. Роль гуманистической функции — регулировать нормы взаимодействия.
  2. Социально-аксиологическую. Эта функция призвана оценивать нормы права с точки зрения их соответствия актуальным потребностям общества. Она критикует ценности, на которых формируется социальная основа взаимодействия, и правовые действия.
  3. Культурно-воспитательную. Она формирует у человека ориентацию на разумно-этические идеалы, гражданскую позицию.
  4. Отражательно-информационную. Эта функция оценивает соответствие уровня развития законодательства государства и его роль в формировании мировоззрения.

Роль функций развивается и может изменяться параллельно развитию общества.

Метод в философии права

Смысл метода — предоставить готовую последовательность действий для конкретной ситуации в рамках законодательства. Решить проблему, используя один метод, невозможно. Единство права и философии позволяет применять совокупность различных подходов, и с их помощью найти подходящий алгоритм.

Последовательность раскрытия преступления выглядит следующим образом:

  1. Определение задачи, которая требует решения. На этом этапе происходит сбор информации, восстановление последовательности действий преступников.
  2. Выделение главной проблемы. В правовой деятельности проблема — информация, недоступная следствию, но необходимая для раскрытия преступления.
  3. Предложение гипотез. Под гипотезой понимают предположение, которое может оказаться верным. Предположение должно соответствовать ряду критериев, разработанных философией науки. Выдвижению гипотезы предшествует сложный мыслительный процесс.
  4. Проверка гипотез. Для проверки гипотезы необходим эксперимент: воспроизведение условий гипотезы в рамках смоделированных условий. В результате эксперимента гипотеза может быть доказана или опровергнута.

Объективная реальность зачастую требует применения противоречивых методов для достижения поставленного результата и провоцирует развитие конфликта морали.

Становление правового позитивизма в России

Русский правовой позитивизм сформировался в 80-х годах 19 века. Его авторы — известные юристы: Н. Сергиевский, Д. Азаревич, С. Пахман, Н. Коркунов. Его становление в России обусловлено развитием политики капитализма и укреплением позиций буржуазии.

Представителям высшего сословия требовалась стабильная система регулирования деловых и межличностных отношений. Позитивистский подход для русского юридического сообщества значил неукоснительное следование позитивной философии, и основанному на ней научному позитивизму.

Для него характерны: крайний релятивизм, агностицизм, феноменализм.

История развития понятия

В онтологии правосудия, человек рассматривается как правовое существо. От рождения граждане наделяются равными правами — их соблюдение гарантируется законодательным органом, но они не являются неизменными.

Постепенное развитие социума расширяет понятия личностных свобод: от рабовладельческого строя до демократии. Для формирования правовой культуры люди и государство должны придерживаться правовой формы.

Пренебрежение к правовой форме правления порождает произвол власти или отдельного индивида.

Оценка значения терминологии

Гносеологический подход исследует теоретическую сторону законодательства. Он рассматривает объективную природу права, основу закона, его сущности. Он отходит от объекта познания ради создания абстрактной теоретической модели. Этот процесс направлен на переход от личного мнения о власти закона до истинного знания.

Гносеология рассматривает право, как естественное проявление высшей власти, регулирующееся государственным законодательством. Цель познания — изучение объективной природы правового закона.

Подходы к оценке значимости права

Право — средство социального контроля, предлагающее одинаковые критерии для оценки поступков личности. Субъективное восприятие формирует разное отношение к ценности такого метода: от фетишизации юридического мировоззрения до полного отрицания его социального значения. Существует также третья позиция, выступающая против личностного оценивания и бесстрастного следования законодательству.

Право и природная сущность человека

Антропология рассматривает возможность существования права, как основы создания цивилизованного общества. Правовая культура, как основа справедливости, непрерывно развивается и преобразовывается, отношение человека к ней не может не изменяться. Природная сущность вступает в конфликт с искусственно созданной культурой и формирует новое актуальное видение структуры общества.

Особенности правового мышления

Без применения правовой логики невозможно создание юридической терминологии. Взаимосвязь правовых средств и аргументов, как вид интеллектуальной деятельности, создает систему понятия и права. Правовое мышление, необходимо для ее развития и подержания.

Герменевтика, как необходимая часть правовой регуляции

Правовые тексты требуют интерпретации так же, как и религиозные тексты. Толкование терминов — искусство, для которого необходим профессионализм. Чем выше уровень специалиста, тем точнее переданный им смысл текстов и тем ближе они к объективной реальности.

Право абстрактно и формально. Оно формирует законодательную базу, но не может гарантировать фактическое осуществление поведенческих норм. Примером общества, в котором главенствуют неправовые законы, может считаться советский легизм, созданный на основе правоотрицающей социальности.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/prava.html

Философия права в системе философии и юриспруденции — Студопедия

Философия права

Типология философских концепций права.

Лекция 1 Предмет и задачи философии права.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Вопросы: 1. Философия права в системе философии и юриспруденции.

Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю.

Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.

: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.

Во времена Советского Союза философия права не признавалась и не преподавалось в высших учебных заведениях, что нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России.

В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине. Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества всё ещё сказываются.

Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе.

Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению её основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует чёткого определения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.

Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др.

В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е практической философии, учение о должном.

Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Этосамостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.

С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями.

Например, философия медицины — это философия, а не медицина; философская антропология — это философия, а не антропология; философия истории — это философия, а не история и т.д.

Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.

Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.

Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права» Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами.

В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников.

Первый источник философии права — это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же её источник связан с опытом решения практических проблем прав.

Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений: Г.Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С.

Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г.

Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивном правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).

В других философских системах, например, у С. Франка она — раздел социальной философии, который носит название социальной этики.

Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины.

В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.

На наш взгляд философия права составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.

Предмет философии права. История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и её предмета существовали разные подходы.

Так, например, Г.Гегель считал её философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С.Франк понимал философию права как учение об общественном идеале.

«Философия права, — писал он, — по основному традиционно типическому её содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества».

В современной философии права её предмет также определяется по-разному. Так В.С.

Нерсесянц утверждает, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества». С.С.

Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) – философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права. Д.А.

Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики. На наш взгляд предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е с миромнорм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины. Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права является «объективные свойства государства и права… закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов»; о предмете философского права мы говорили выше.

Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, — право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.

С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права – например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственнойметодологией, а философия права — общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права связана и с другими научными дисциплинами — политологией, этикой, социологией и др.

Источник: https://studopedia.ru/1_99338_filosofiya-prava-v-sisteme-filosofii-i-yurisprudentsii.html

Философия права, предмет, структура и функции

Философия права

Белгород

08 декабря 2015г.

   С развитием человечества и общества, социальных устоев, норм морали и поведения, развивалось и право. При этом, такое понятие как право различными учеными трактуется по-разному, что приводит к многообразию взглядов и воззрений на суть права.

   Такая же палитра взглядов в «учёном мире» наблюдается по отношению к философии, согласитесь невозможно не обращать внимание на наличие множества концептуально разных  трактовок философии, её статуса, роли и места в жизни человека и общества в целом.

  Чем это обусловлено? Ответ на этот вопрос довольно прост, ведь право и философия, как указано выше, являются неотъемлемой частью развития человечества, если хотите его зеркальными отражениями, а каждый человек хочет жить по-своему. И если объединить эти две сложнейшие науки, то можно выделить такое научное направление, как философия права.

   Философия права является важной частью философских и социально-гуманитарных дисциплин, так как современный юрист обязан обладать высокой философско-методологической культурой, что позволит ему понимать, интерпретировать и объяснять юридические знания, понимать их суть, природу и историю развития, а также постигнуть смысл права, его ценность и значение для человека, общества и государства.

   Как известно из истории развития науки, философские идеи стали исходной основой всех последующих концепций о внутренней взаимосвязи права, свободы, справедливости, а также о правовом законе и правовом государстве. И в том, что эти ценности бытия человека и общества сегодня актуальны и значимы, что они исследуются в юридических науках, заслуга философии права.

   В современных условиях развития и совершенствования судебной власти в стране, формирования гражданского общества  и правового государства существенно возрастает роль философии права в  учебном процессе при подготовке юристов разного уровня. Философия права раскрывает перед будущими юристами объективную, в значительной степени независимую от официального или властного влияния, природу права, его сущность, причины и источники его возникновения, становления и развития.

   Таким образом, философия права имеет давние и богатые традиции. При этом несколько десятков лет в нашей стране она не изучалась на юридических и философских факультетах, как самостоятельная академическая дисциплина, что естественно нанесло ущерб ее развитию.

   В последние годы философия права возрождается в нашей стране, занимает все более значимое место в системе отечественного юридического образования. Появляются труды по философии права, учебники и учебные пособия.

Также приходит осознание того, что философия права является не только основой культуры правового мышления, но и действенным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки.

   Что же такое философия права или правовая философия — это раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

   Выделяют следующие разделы философии права:

1.     Правовая онтология – это учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона.

2.     Правовая гносеология – учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности, о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве.

3.     Правовая аксиология – учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности).

4.     Правовая антропология – это учение о месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание.

5.     Также, можно выделить философско-правовую праксиологию – учение о принципах правовой деятельности, законотворчестве и реализации права.

   В настоящее время существует два основных подхода в осмыслении философии права.

  Первый подход рассматривает философию права как часть философии в целом, ищет ее место среди таких же направлений философии (философия морали, философия религии, философия политики).

Таким образом, философия права причисляется к части практической философии (учению о должном), то есть «предписывает» человеку какую-либо манеру поведения в социуме.

Философия всегда останется философией, если подход к изучению какого-либо вопроса будет философским.

   Второй подход определяет философию права как одно из юридический учений, является основанием для создания позитивного права, т.е. наука, разъясняющая смысл правовых норм и правовые принципы.

   Исходя из вышесказанного, следует, что философия права питается из двух абсолютно разных источников. Первый – философский путь решения проблемы. Второй – это накопленный опыт решения практических проблем права. В чем и заключается отличие философии права от других юридических дисциплин, изучающих формирование права, она решает проблемы на философском уровне.

   Как и все учения философия права имеет свой объект, предмет, набор понятий и категорий, а также методы познания. Тем не менее, в определении предмета философии права существуют разные подходы.

   При подготовке данной работы мной были выделены два:

1.     Предмет философии права — это общие закономерности возникновения, становления и развития «регулятивов» права, самого права как цельного и одновременно сложного социального образования, причины и источники развития права, формирования законов.

2.     Предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний.

    Как же выявить предмет философии права, какое из указанных определений верно, а какое нет? Чтобы попытаться дать точное определение, я попытался выявить основные проблемы, которые рассматривает философия права. И вот, что я нашел в учебной литературе:

—        выявление сути и содержания права как сложного социального образования;

—        анализ структуры юридической науки и её функций;

—        выявление связи права и закона, права, закона и государства;

—        научные алгоритмы проверки, подтверждения и опровержения правовых теорий;

—        систематизация и развитие методов исследования в деятельности юристов;

—        реконструкция развития знаний о праве, законе;

—        обоснованность критерия истинности знаний, получаемых юристами в их практической деятельности;

—        связь права и общества, права и человека, права и государства.

   Исходя из сказанного, определение предмета философии права я бы выразил так:

—        Предметом философии права является понятие права, как неотъемлемой части социального формирования общества, а также взаимодействие человека с окружающим миром в условиях правовых норм.

   Философия права, как и любое другое научное направление, имеет ряд функций:

—        Онтологическая функция – определение природы и сущности  правовой реальности, ее способы и формы существования;

—        Мировоззренческая функция – формировать у человека взгляды на мир права, правовую реальность, существование и развитие права как способа человеческого бытия;

—        Методологическая функция – выступать алгоритмом исследования правовой реальности, вооружать конкретные юридические науки и отдельного человека системой познания и преобразования правовой реальности;

—        Аксиологическая функция – разрабатывать представления о правовых ценностях: свобода, равенство, справедливость, а также представления о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности;

—        Воспитательная функция – формировать правосознание и правовое мышление через разработку правовых установок, в т.ч. ориентировать на справедливость и уважение к праву.

   В настоящее время в юридической науке выделяют 3 основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое.

   Естественное право – это первоосновы права, вытекающие из естественных потребностей человека, условий его жизнедеятельности, и определяющие исходные принципы, в соответствии с которыми принимаются правовые нормы и осуществляется их оценка.

   Позитивное право – система правовых норм, отношений и судебных решений, фиксированная в нормативных документах.

   Гуманистическое право – регулятивы взаимоотношений в социуме, направленные на человека, правозаконность и господство демократических принципов.

   Исходя из указанных характеристик существующих видов права, напрашивается вывод, что правовая реальность различными учеными интерпретируется по-разному. В этой связи, в настоящее время выделяют 6 основных философских концепций права:

—        философско-правовой идеализм – правовая реальность есть порождение Духа, инобытие Идеи, понятий;

—        философско-правовой материализм – представляет право, как отражение материального бытия, материальных отношений между людьми;

—        философско-правовой рационализм – положение о том, что знания – это составляющая правовой реальности и главное условие существования права;

—        философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе феноменов, необъяснимых рациональными средствами;

—        философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность, как совокупность фактов без морали, политики и психологии, а право – как совокупность норм;

—        философско-правовой либерализм – провозглашает основанием права либеральные ценности, в первую очередь свободу альтернативой предопределенности, зависимости от необходимости.

   Право создается из потребностей людей, в процессе их жизнедеятельности, отражает идентичность черт людей и социальных типов общества. Таким образом, в настоящее время для деятельности в области права специалисту просто необходимо знание философии права, в целях выработки своего взгляда на действующие нормативно-правовые акты, оценки их состоятельности и необходимости.

Список литературы

1.     Материал свободной энциклопедии «Википедия», https://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_права.

2.     Философия права: учеб. пособие для магистров / Н.В. Михалкин, А.Н. Михалкин. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 393 с. — Серия: Магистр. / ISBN 978-5-9916-1837-3.

3.     Электронный курс «Философия права», подготовленный коллективом авторов информационно- методического центра Московского института экономики, менеджмента и права, размещенный в свободном доступе в сети Интернет, http://www.e-college./xbooks/xbook152/book/index/ index.html.

Источник: http://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-1-teoriya-i-istoriya-prava-i-gosudarstva-istoriya-ucheniy-o-prave-i-gosudarstve-spetsialnos/filosofiya-prava-predmet-struktura-i-funktsii/

Философия права

Философия права

Определение 1

Философия права (либо правовая философия) является разделом юриспруденции и философии, занимающимся исследованием смысла права, его сути и понимания, терминологии, его базисных основ и места в мировой науке, его значимости и ценности, его роли в человеческой жизни, государства и общества, в судьбах человечества и народов.

Традиционно выделяют следующие отделения правовой философии:

  1. Онтология права представляется учением о бытии права, его сущности, природе, принципах, основных правовых гранях, то есть догме права, правовых идеях, правовом содержании, разграничении закона и права.
  2. Правовая гносеолология. В ее граница постигаются методология и теория познания правовой реальности, которые связаны с разграничением права на позитивное и естественное, формированием легистского и юридического правового понимания. Тут образуются основания методологии юриспруденции современного периода, складываются методы, подходы, концепции, которые определяют направления исследования реальности права.
  3. Правовая аксиология представляется учением о ценностях, обеспечивающимися правом, то есть ценности права; и о ценностях самого права, опять же правовые ценности.
  4. Антропология права представляется учением о месте человека в праве и права в человеке, его отношениях с правовыми явлениями, способностями создания права и восприятия его содержания. Как природное существо человек стоит в постоянном конфликте с искусственно образованными мирами, культурой в целом, правовой культурой в частности.
  5. Логика права представляется учением о системе понятий права и правовом мышлении. Притом правовое мышление играет роль специфической интеллектуальной деятельности, направленной на разрешение задач, которые связаны с применением правовых средств и правовых аргументов. Без правовой логики невозможным является существование юридической терминологии.
  6. Герменевтика права представляется теорией постижения и толкования смыслов, которые содержатся в различных правовых текстах, то есть инструкциях, законах, решениях, приговорах и т.п. Правовая герменевтика ориентируется на интерпретатора, поэтому здесь толкование принимает образ искусства профессионала. Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию реальности права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Философия в философии права

Г. Гуго, юрист немецкого происхождения, который не только сформулировал терминологию «философия права», но выработал и сам концепт правовой философии, которая предположила существование философии права в границах юриспруденции как «разумного базиса научного правового познания ».

Так, юриспруденция, по задумке Гуго, должна включать три части:

  • юридическую догматику;
  • философию права (философию позитивного права);
  • историю права.

Для юридической догматики, занимающейся действующим позитивным правом, представляет собой «юридическое ремесло», в соответствии с Гуго, достаточно эмпирического знания, а история права и философия права составят соответственный «разумный базис научного познания права» и сформируют «либеральную, ученую юриспруденцию (или же по-иному «элегантную юриспруденцию»)».

Философия позитивного права, по мнению Гуго, представляется «частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности какого-либо правового положения».

Хоть Гуго и находится под некоторым воздействием идей Канта, философия позитивного права и историчность права в его пояснении обретали анти рационалистический, позитивистский характер и направлялись против естественно-правовых идеологий разумного права.

Гегель изучал и развивал правовую философию уже в образе философской дисциплину, но не самостоятельную, а имеющуюся в границах философской науки.

Философия права, согласно мнению Гегеля, представляется философской дисциплиной («подлинно философским учением о естественном праве»), а не юридической, как у Гуго. «Наука о праве, – писал он, – является частью философии.

В связи с этим необходимо, чтобы она развивала идею из понятия, которая представляет разум предмета, или, что то же самое, наблюдать свое имманентное развитие этого предмета».

Согласно этому предмет философии права Гегель сформулировал таким образом: «Философская наука о праве представляет собственным предметом идею права – понятие права и его реализацию».

Замечание 1

Задача правовой философии, по мнению Гегеля, заключается в постижении мыслей, лежащих в основании права. А это представляется возможным только при помощи правильного мышления, философского правового познания.

В праве, отмечает Гегель, человек должен найти собственный разум, должен, следовательно, рассмотреть разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто ведет дело только с противоречиями.

Приходящие соответственным образом к Гуго и к Гегелю пара подходов к вопросу об определении дисциплинарного характера правовой философии в образе философской или юридической науки обрели собственное последующее развитие в философски-правовых исследованиях 19–20 веков.

Представители практически всех главных течений философской мысли от древних периодов до наших дней выдвинули собственную версию философского правового понимания.

Применительно к 19–20 векам можно говорить о философско-правовых концептах неокантианства и кантианства, неогегельянства, гегельянства, младогегельянства, разнообразных направлениях христианской философской мысли, феноменологизма, антропологии в философии, интуитивизма, экзистенциализма и пр.

Но, в целом со второй половины 19 века и в 20 веке правовая философия по преимуществу разрабатывается в образе правовой дисциплинарной науки и преподается традиционным образом на юридических факультетах, хоть и ее развитие всегда являлось и останется теснейшим образом связано с философской мыслью.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/filosofiya_prava/

Читать

Философия права
sh: 1: —format=html: not found

Философия права

© Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018

© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2018

© ООО «Статут», 2018

* * *

Авторский коллектив

Головина А.А., кандидат юридических наук – § 3 гл. 1; § 1 гл. 3;

Залоило М.В., кандидат юридических наук – § 4 гл. 3;

Пашенцев Д.А., доктор юридических наук, профессор – гл. 2;

Путило Н.В., кандидат юридических наук – гл. 4;

Рыбаков О.Ю., доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор – введение; § 1, 2 гл. 1; § 2, 3 гл. 3.

Ответственные редакторы – профессор РАН, доктор юридических наук, профессор Н.Н. Черногор; доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор О.Ю. Рыбаков

Введение

Исследование современных проблем правового развития, оценка накопленного положительного опыта прошлого в сфере познания места, роли и назначения права предполагают использование всего массива юридических знаний. Философия права позволяет осуществить оценку мировоззренческих основ правового бытия, сущности на концептуально-ценностном уровне с использованием современных методологических и герменевтических приемов.

Философия права как учебная дисциплина становится все более значимой. Настоящее учебное пособие подготовлено сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для обучающихся по направлению подготовки 40.04.

01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»). Данная учебная дисциплина относится к базовой, т. е.

обязательной для изучения, части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»).

Учебное пособие направлено на формирование компетенций, выполнение требований того, что должен знать, что должен уметь и чем должен владеть выпускник магистратуры.

В нем рассмотрен широкий круг вопросов, представлено понимание предмета, задач и функций философии права, проанализированы подходы к пониманию, значению, роли методологии философии права.

Безусловно, при исследовании места и роли философии права важно определить ее место в системе научного юридического и философского знания и соотношение, например, с теорией государства и права, историей правовых и политических учений и т. п.

Такое разграничение актуально еще и для осмысления истории философии права, представленного в виде обзора философско-правовых учений. В учебном пособии освещено формирование философско-правовых представлений Античности, развитие западной философии права и философии права в России.

Авторы считают, что изучение истории философии права занимает важное место в обучении магистрантов.

Совокупность представлений о содержании философии права выражена и представлена в учебном пособии в виде онтологических оснований права, его гносеологии и аксиологии, юридической герменевтики.

Сочетание указанных философских направлений в единстве с представленными методологическими проблемами составляет особенность учебного пособия, что позволяет четко и однозначно определить специфику философского знания о праве.

Философские основания изучения взаимодействия человека, права и государства получили свое воплощение в рассмотрении проблемы прав человека в контексте понимания свободы и ответственности.

Внимание уделено философскому осмыслению правового государства и гражданского общества.

Особое значение для современности имеет проблематика социального государства, выраженная через комплекс вопросов соотношения равенства, справедливости, общего блага.

Структура учебного пособия включает главы и параграфы. В конце каждого параграфа предложен список литературы, который можно использовать при дальнейшем изучении рассматриваемого вопроса, а также содержится перечень вопросов для контроля знаний и подготовки к аттестации по данной учебной дисциплине.

Авторы выражают признательность рецензентам учебного пособия – доктору юридических наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ Владимиру Михайловичу Сырых, кандидату философских наук Владе Юрьевне Лукьяновой.

Глава 1

Философия права: предмет, методология и место в системе наук о праве

В результате изучения главы студент должен:

– знать: основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры;

– уметь: дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах по философии права;

– владеть: основными навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем, приемами методологии правовой науки.

§ 1. Предмет, объект, задачи и функции философии права

Изучение права есть фундаментальный, методологически организованный процесс познания, в результате которого происходит накопление знаний о праве, его месте и роли в истории и современной жизни.

По существу познание права, начавшись однажды, не завершается на протяжении всей профессиональной жизни человека.

При этом открываются новые грани права, происходит проникновение в существо правовых явлений, отношений – всего сложного мира права.

Постижению этого мира способствует комплекс юридических наук, учебных дисциплин: отраслевых, историко-правовых. Теория государства и права изучает общие закономерности развития государства и права, их становление и развитие, возводя на теоретический уровень всю совокупность юридической эмпирики.

Развитие теории государства и права невозможно без опоры на основополагающие категории философии, такие как «бытие», «сознание», «человек», «общество», «свобода», «справедливость», «равенство», являющиеся одновременно категориями юридической науки.

Философские категории конкретизируются в теории права в категориях «правовое бытие», «права и свободы», «свобода и ответственность», «правосознание» и используются наряду с названными категориями для уяснения специфики правовых феноменов.

Однако особое место в изучении права отводится философии права. Можно различать философию права как учебную дисциплину и как сферу философско-правовой познавательной деятельности. Они, безусловно, взаимосвязаны.

Философско-правовое познание предоставляет свои достижения учебной дисциплине – философии права, развивая и обогащая ее новыми знаниями, результатами.

В свою очередь философия права как учебная дисциплина способствует формированию основ философских знаний, представлений о праве в систематическом, последовательном изложении, в наиболее его обобщенном виде.

Для того чтобы определить характер, особенности, существо философского постижения права, следует установить, что же является объектом, предметом, задачами и функциями философии права. Чем же является философия права: частью философии или юридической наукой? Этот вопрос занимает умы исследователей, имеющих самые разные точки зрения по этому поводу.

Отметим прежде всего, что философия отражает не один какой-либо односторонний взгляд на изучаемый предмет, не отождествляется с одной концепцией или теорией.

По своей природе современная философия есть непрерывно обновляющееся знание, учитывающее характер, особенности развития цивилизаций, новые компоненты, возникающие в жизни человека и его сообществ.

Так, сегодня актуализируется проблематика, связанная с информационно-коммуникационными технологиями, становлением цифровых форм взаимодействия различных субъектов в сфере образования, медицины, управления, экономики. Особенно популярным становится термин «цифровая экономика».

Результаты научно-технического прогресса не могут быть в стороне от философского осмысления. «Философия по своему определению не может стоять на месте, не может выступить в качестве системы единых, всеми принятых знаний. Это вечно развивающееся знание, внутри которого происходит столкновение противоречащих концепций»[1].

Объем и содержание философского знания предполагают возможность присутствия в нем объема и содержания отдельных наук. Именно философия, не претендуя на уникальность отраслевого знания, его целостность в рамках предметов наук, в то же время актуализирует осмысление их места и роли в познании вообще, что позволяет соотносить разные научные достижения.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=634846&p=1

Isfic
Добавить комментарий