Финансовое право

Понятие финансового права

Финансовое право

Финансовая деятельность государственных и муниципальных органов власти требует правового регулирования отношений, возникающих в процессе ее осуществления. Необходимо четкое закрепление прав, обязанностей, ответственности административных структур. В этом и заключается предназначение финансового права.

Предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено их публичным характером.

С другими составными частями финансовой системы эта отрасль права связана, поскольку определяет отношения, связанные с аккумуляцией средств денежными фондами.

Например, в бюджеты всех уровней поступают налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности.

Рисунок 1.

Определение финансового права

Самостоятельная отрасль российской правовой системы, регулирующая финансовые отношения, называется финансовым правом.Финансовая сфера и отдельные ее стороны затрагивают нормы и других отраслей права.

Однако именно в область действия финансового права они подпадают в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере.

Это объясняется тем, что предметом регулирования финансового права охватываются лишь отношения, связанные с функционированием государственных и муниципальных средств.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Таким образом, финансовое право – это совокупность норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для социально-экономического развития государства и отдельных административно-территориальных образований.

Финансовое законодательство

Совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, представляет собой финансовое законодательство. В систему источников финансового права входят:

  1. Конституция России;
  2. Бюджетный кодекс РФ;
  3. Налоговый кодекс РФ;
  4. федеральные законы, регулирующие вопросы формирования и распределения финансовых средств;
  5. нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное законодательство нашей страны состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах на соответствующий год, нормативных актов органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий год, а также иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения.Статья 1 Налогового кодекса РФ гласит, что законодательство России о налогах и сборах состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно статье 3 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Замечание 1

Но следует помнить, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное специально не предусмотрено конкретным нормативным актом.

Финансовые правоотношения

В связи с финансовой деятельностью государственных и муниципальных органов власти возникают, помимо финансовых, иные общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права. Например, трудовые и гражданские, регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Эти отношения имеют имущественный (денежный) характер.Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением. На основе этих исходных норм финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

По содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с различными сторонами жизни общества и государства.

Многообразен также и круг участников финансовых отношений. Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, они – с муниципальными образованиями, а также с общественными и хозяйствующими организациями, физическими лицами. Взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней, а также органы местного самоуправления.

Виды финансовых правоотношений

Среди финансовых правоотношений можно выделить следующие группы:

  1. возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны – между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами;
  2. касающиеся исполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями – между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, с другой;
  3. связанные с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов – между государственными и муниципальными финансово-кредитными органами;
  4. по поводу распределения и использования бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств организаций, предприятий и учреждений;
  5. касающиеся образования и распределения государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов – между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой;
  6. в связи с исполнением обязанностей граждан по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды – между финансово-кредитными органами государства и физическими лицами.

Замечание 2

Указанные финансовые отношения при всем своем разнообразии имеют общее основное содержание – направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Разумеется, эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием органов государственной власти и местного самоуправления.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_finansovogo_prava/

Финансовое право — это… что такое финансовое право?

Финансовое право

отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

Ф.п. имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы Ф.п.

всегда\' связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

По методу правового регулирования Ф.п. на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода.

Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Они связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности.Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении.

В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства.

В нормах Ф.п. жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается на уровне как закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Минфина, налоговых органов, инструктивные указания ЦБ.

Ф.п. не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом. Такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.

Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства; в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчет-ной сфере по обеспечению повседневного финансового контроля — «контроля рублем» за всей деятельностью государства. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм Ф.п.

Ф.п. базируется на нормах Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (п. «ж», «з» ст.71;п.»и» ст. 72; п. 3 ст.104;п.3, ст. 106 и др.).

Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита,страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В Ф.п.

они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве.

Финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства является деятельностью управленческой, и нормы Ф.п., регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государст-воведческим.

обеспечивающим реальное осуществление публичной власти как РФ в целом, так и всех ее субъектов.

Ф.п. состоит из двух частей — Общей и Особенной.

К Общей части относятся нормы, регулирующие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов — участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, вопросы зарубежного Ф.п.

Особенная часть включает расположенные в логической последовательности институты Ф.п., связь между которыми объективно обусловлена. Основным. несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные финансовые ресурсы, К ним относятся

также централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды,но и верно их направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов.

Сюда относится бюджетное финансирование,банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите,который может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.

Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

Поскольку финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении, то в систему Ф.п. входит институт денег и денежного обращения, а также валютного законодательства.

В основе финансовой деятельности лежат определенные принципы. Это прежде всего приоритет в области финансовой деятельности.государства представительных органов власти перед исполнительными.

Вторым является принцип федерализма.

Он состоит в том,что в государстве теперь принимается не один бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти территорий всех уровней,вплоть до бюджетов местного самоуправления.

Один из основных принципов финансовой деятельности государства и Ф.п. — общеправовой принцип законности.

Источниками Ф.п. являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством. Основа всех источников Ф.п.

— Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются оазои для развития финансового законодательства в разных областях.

Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п.только разрабатывается.

Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ.

Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы Ф.п.

содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы Ф.п. и подлежат безусловному исполнению.

Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

Горбунова О. Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2379/%D0%A4%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%95

Понятие финансового права. Предмет, метод и система финансового права. Основные принципы финансового права. Источники финансового права — Студопедия

Финансовое право

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов.

Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права.

В действующей системе права закреплены два способа:

1) административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — отношения власти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов);

2) гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие.

Общая часть. Нормы этой части имеют значение для всех финансовых отношений и закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть объединяет нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений в рамках соответствующих финансово-правовых институтов.

Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующих правоотношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.

Источниками финансового права являются различные нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации.

В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы.

Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Какого-либо источника по данной отрасли права в целом не имеется. Однако среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах местной администрации.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовые правоотношения: понятие и особенности. Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

Особенности финансовых правоотношений:

— они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

— они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;

— одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;

2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений: бюджетные; налоговые; организация финансов государственного предприятия; организация государственного страхования; иные.

Источник: https://studopedia.ru/1_101371_ponyatie-finansovogo-prava-predmet-metod-i-sistema-finansovogo-prava-osnovnie-printsipi-finansovogo-prava-istochniki-finansovogo-prava.html

Isfic
Добавить комментарий