Избирательное право

Избирательные права

Избирательное право

На выборах президента избиратель имеет следующие основные избирательные права:

  1. Самое основноеправо — это право избирать.
  2. Избиратель имеетправо ать в любом месте, где он оказался в день выборов (естественно, пооткрепительному удостоверению).
  3. Если избирательне может самостоятельно получить и заполнить бюллетень, он вправе обратиться запомощью к любому лицу, устно известив об этом избирательную комиссию.
  4. Избиратель имеетправо ставить любой знак в квадрат напротив выбранного кандидата.
  5. Можно попроситьзаменить бюллетень, если случайно совершил в нем ошибку

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством ания правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «избирательное право» имеет два значения:

— в объективном смысле — это системаконституционно-правовых норм, регулирующих общественныеотношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широкомсмысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборамиобщественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

— в субъективном смысле — это гарантированнаягражданину государством возможность участвовать в выборах государственныхорганов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплексконкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивноеизбирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми.

Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.

), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное правоозначает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборныйорган или на выборную должность.

Этот принцип действует в подавляющембольшинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат —в США, Италии, Польше, президентов — в Мексике, Австрии, Болгарии, практическиповсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное правоозначает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем ужеизбирает выборный орган.

Такой коллегией может быть государственный илисамоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенныевыборы могут иметь две ступени и более.

Двухступенчатыми выборами избираются,например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми — подавляющаячасть Всекитайского собрания народных представителей.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан.

Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа . В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну.

Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии — по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на результат выборов.

Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Отличительной особенностью реализации избирательногоправа в российской практике выступает ее конституционная основа и федеральноерегулирование, не допускающее вмешательства в эти вопросы со стороны регионовстраны.

Региональные власти в России наделены правом принятия правовых актов,регулирующих только порядок организации и проведения выборов, но не более того.

Этим российская концепция избирательного права существенно отличается отизбирательного права, например, Соединенных Штатов Америки, в рамках которогосущественную значимость имеет регулирование избирательной системы на уровнеотдельных штатов.

Также существенной особенностью реализации свободы выбора вРоссии является отсутствие в Конституции, уже упомянутого, раздела,регулирующего избирательное право. В российской Конституции нет закрепленногопринципа всеобщего, прямого, равного избирательного права, реализуемого тайныманием. Это является существенным недостатком российской Конституции,поскольку избирательное право нуждается в конституционных гарантиях.

Правовая основа организации выборов различается в зависимости от уровня проводимых выборов. Так, общегосударственные выборы регулируются Конституцией Российской Федерации и совокупностью федеральных законов.

При проведении региональных выборов к этому списку добавляется законодательство регионального уровня, регламентирующее порядок проведения выборов высших должностных лиц субъектов Федерации и выборных органов управления ими.

На местном уровне выборы регулируется вышеперечисленными документами, а также муниципальными правовыми актами, определяющими порядок волеизъявления населения в ходе муниципальных выборов.

Организация выборов — это форма реализации избирательного процесса, представляющего собой совокупность видов деятельности групп избирателей и соответствующих органов власти, направленная на подготовку и проведение выборов в различные органы государственного и муниципального управления.

Источник: https://polit-technolog.ru/2019/10/20/%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/

Избирательное право в РФ (стр. 1 из 3)

Избирательное право

СОДЕРЖАНИЕ :

Стр.

I. Введение………………………………………………………………… 2

II. Избирательное право:

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3

2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4

3. Принципы избирательного права………………………………………6

4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9

III. Реализация избирательного права:

1. Законодательство о выборах……………………………………………10

2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13

IV. Заключение……………………………………………………………… 14

V. Список литературы……………………………………………………… 15

I. ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако

ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения.

В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы — это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды.

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными.

Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным анием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном ании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

2. Избирательная система и избирательное право.

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова.

Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов ания. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство ) системы.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума , исключаются из распределения мандатов.

В России это составляет 5 % избирателей, принявших участие в ании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды.

Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги ания по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР.

«Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов.

Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

— Президента РФ;

— Депутатов Государственной Думы;

— Глав администраций субъектов РФ;

— Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

— Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации.

Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ.

Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права.

Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

3. Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.

Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст.

32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном ании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах.

В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах.

Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры.

Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г.

явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не али вообще, либо проали против.

Источник: https://mirznanii.com/a/184851/izbiratelnoe-pravo-v-rf

17. Избирательное право и избирательный процесс в рф

Избирательное право

Понятиеизбирательного права.

Термин«.избирательное право» имеет двазначения:

-в объективном смысле — этосистема конституционно-правовых норм.регулирующих общественные отношения,связанные с выборами органов государстваи местного самоуправления.

-в субъективном смысле -это гарантированная гражданинугосударством возможность участвоватьв выборах государственных органов иорганов местного самоуправления.

Основныепринципы избирательного права.

Принципыизбирательного права — это те условияего признания и реализации, соблюдениекоторых на выборах делает эти выборыдействительно народным волеизъявлением.Выделим основные принципы.

Всеобщееизбирательное право. Принципвсеобщего избирательного права означает,что избирательные права (или хотя быактивное избирательное право) признаетсяза всеми взрослыми и психически здоровымилюдьми

Прямоеи косвенное избирательное право.Применениепринципов прямого или косвенногоизбирательного права или их определенноесочетание зависят от порядка формированиявыборного органа.

Прямое(непосредственное) избирательное правоозначает право избирателя избирать ибыть избранным непосредственно ввыборный орган или на выборную должность.

Косвенное(многоступенчатое) избирательноеправо означает, что избиратель выбираетлишь членов коллегии, которая затем ужеизбирает выборный орган.

Равноеизбирательное право. Принциправного избирательного права предполагаетравную для каждого избирателя возможностьвоздействовать на результаты выборов.

Тайноеание.Принцип тайного ания состоит висключении внешнего наблюдения иконтроля за волеизъявлением избирателя.

Свободноеучастие в выборах и обязательный вотум.Принципысвободного участия в выборах и обязательныйвотум связаны с активным избирательнымправом.

Принципсвободных выборов означает,что избиратель сам решает, участвоватьли ему в избирательном процессе, а еслиучаствовать, то в какой мере.

Цензыизбирательного права и ограниченияизбирательного права. Круглиц, за которыми конституция и избирательныезаконы признают избирательные права,ограничивается так называемыми цензами,т. е. специальными условиями допущениягражданина к осуществлению тех или иныхполи­тических прав.

Рассмотримследующие виды цензов.

Возрастнойценз означаетпризнание за лицом избирательных правпо достижению определенного возраста.18

Цензоседлости предполагает,что за лицом признаются избирательныеправа лишь после того, как оно проживетв данной стране или данной местностиопределенное время.

Цензгражданства означает, чток выборам допускаются лишь лица, состоящиев гражданстве данного государства неменее установленного срока.

Имущественныйценз заключается в требовании, чтобыизбирателю принадлежало имущество нениже, чем на определенную сумму иличтобы он уплачивал налоги определенногоразмера.В XX в. этот ценз практически везде былотменен.

Моральныйценз предполагаетопределенные нравственные требованияк избирателю.Религиозный ценз предполагаетпринадлежность избирателя к определеннойрелигии.

Цензпола предполагалнедопущение к выборам женщин.

Избирательныйпроцесс – этосовокупность форм деятельности органови групп избирателей по подготовке ипроведению выборов в государственныеорганы и органы местного самоуправления.

Стадииизбирательного процесса: 1)назначение выборов; 2) составлениесписков избирателей; 3) образованиеизбирательных округов и избирательныхучастков; 4) создание избирательныхкомиссий; 5) выдвижение кандидатов и ихрегистрация; 6) предвыборная агитация;7)ание; 8) подсчет иопределение результатов выборов.

Выборыназначаются органами власти соответствующегоуровня: выборыПрезидента РФ – Федеральное Собрание,Государственной Думы – Президент РФ,представительного органа субъекта РФ– глава субъекта, высшего должностноголица – представительный орган этогосубъекта РФ.

Днемания всегда является воскресенье.

Ввыборах принимают участие все гражданеРФ, достигшие возраста 18 лет.

Далеепроводится регистрация избирателей.Регистрации подлежат все граждане РФ,обладающие активным избирательнымправом. Регистрация осуществляется поместу жительства избирателей органамирегистрационного учета, которыесоставляют списки избирателей.

ТерриторияРФ на время выборов делится наодномандатные избирательные округа, ав своей совокупности составляет единыйфедеральный избирательный округ. Округаделятся на избирательные участки.

Дляорганизации выборов формируютсяизбирательные комиссии,высшей из которых является Центральнаяизбирательная комиссия.

Деятельностьвсех избирательных комиссий(как по подготовке к выборам, так и поподсчету ) осуществляется гласнов присутствии наблюдателей, а их решенияподлежат обязательному опубликованиюв государственных или муниципальныхсредствах массовой информации.

Кандидатыи политические партиидля участия в выборах должны пройтипроцедурурегистрации. Кандидатыпо одномандатному округу регистрируютсяокружной избирательной комиссией посоответствующему избирательному округу.Политические партии и блоки регистрируютсяЦентральной избирательной комиссией.

Послерегистрации кандидаты и политическиепартии вправе проводить мероприятияпопредвыборной агитации, побуждающиеизбирателей ать за кандидата,политическую партию.

Предвыборнаяагитация должна полностью прекратитьсяв 0 часов по местному времени за суткидо дня ания. Граждане голосуютпоместу регистрации в списках избирателейс 8 до 20 ч поместному времени.Если избиратель не может проатьпо месту своего жительства, онможет получить в участковой избирательнойкомиссии, где он состоит в списках,открепительное удостоверение.

Результатывыборов подводятсяпутем суммирования поданных за тогоили иного кандидата избирателейи должны быть официально опубликованыЦентральной избирательной комиссиейв течение 3 недель со дня выборов.

Источник: https://studfile.net/preview/5534797/page:18/

Isfic
Добавить комментарий