Медицинское право — краткий курс лекций

О. Никульникова — Конспект лекций по основам медицинского права

Медицинское право - краткий курс лекций
www.litres.ru)* * *

Лекция 1. Общие вопросы правового регулирования медицинской деятельности

Российское здравоохранение, представляя собой значимую отрасль активно меняющейся социальной сферы, также претерпевает существенные изменения.

Эти изменения предполагают решение экономических, социальных, организационных, юридических проблем.

В настоящее время в здравоохранении фактически происходит процесс формирования самостоятельного правового поля, и это делает возможным постановку вопроса о выделении новой самостоятельной отрасли права и законодательства – медицинского права и медицинского законодательства (законодательства о здравоохранении).

Однако, прежде чем приступать к рассмотрению проблем медицинского права, представляется необходимым рассмотреть основные понятия и определения, которыми оперируют все правовые дисциплины, и попытаться определить содержание понятия медицинское право.

1. Основные правовые дефиниции

1.1. Право, норма права, нормативно-правовой акт

Право представляет собой совокупность (систему) обязательных для исполнения правил поведения (норм), регулирующих взаимоотношения граждан, органов, организаций, устанавливаемых или санкционированных полномочными правотворческими органами государства и обеспечиваемых принудительной силой государства в случае нарушения.

Право есть государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм, направленных на урегулирование общечеловеческих отношений и обеспеченных в своем осуществлении принудительной силой государства.

Право характеризуется следующими признаками:

1) право есть возведенная в закон государственная воля;

2) право исходит от государства (устанавливается полномочными правотворческими государственными органами);

3) право охраняется государством;

4) право является регулятором общественных отношений;

5) право характеризуется систематичностью, т. е. внутренне согласованно (право состоит из отраслей, институтов и норм);

6) право имеет формальную определенность;

7) право отличается нормативностью.

Норма права или правовая норма есть государственно-властное правило, направленное на урегулирование общественных отношений, устанавливающее рамки поведения людей и их коллективов.

В отличие от других социальных норм (обычаев, норм морали), правовые нормы:

1) устанавливаются государством в лице уполномоченных органов;

2) формулируются в специальных нормативно-правовых актах;

3) носят государственно-обязательный характер, т. е. обеспечиваются на случай нарушения принудительными государственными средствами.

Регулируя определенный вид общественных отношений, норма права носит общий характер, что отличает ее от правовых предписаний индивидуального значения.

Так, статьи Гражданского кодекса формируют правовые нормы, в то время как основанное на них решение суда является индивидуальным актом и относится к конкретным лицам.

Любая норма права касается неопределенного круга лиц и органов, не ограничивается однократным исполнением, а действует постоянно и исполняется многократно во всех случаях, когда налицо предусмотренные этой нормой условия.

Правовые нормы устанавливаются в официальных письменных документах, именуемых нормативными актами или нормативно-правовыми актами.

Нормативный акт – официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативные акты находятся в строгой иерархии, соподчиненности, издание их осуществляется в строго определенном порядке, установленном законом.

Выделяют две основные формы нормативно-правовых актов:

1) законы;

2) подзаконные нормативные акты.

Закон – это принятый в особом порядке акт высшего представительного органа, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий нормы, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Законы составляют основу системы права государства. Они принимаются высшим органом законодательной власти (парламентом) или референдумом. Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме парламента, не может отменить или изменить закон.

Закон может изменять нижестоящий нормативный акт или другую норму закона.

Акты всех государственных органов должны ему соответствовать, издаваться на основе его предписаний. В отличие от всех других нормативных актов, закон всегда содержит правовые нормы.

Выделяют законы конституционные и обыкновенные.

1. Конституционными законами являются: Конституция РФ, конституции республик, входящих в РФ, поправки к Конституции РФ.

2. Обыкновенными законами являются: законы РФ и законы республик, входящих в РФ. Законы РФ обязательны на территории республик, входящих в РФ.

Особое место среди законов занимает Конституция – Основной Закон РФ, поскольку все иные законы не должны ей противоречить.

Подзаконный акт – правовой акт государственного органа, изданный в пределах компетенции в соответствии с законом или на его основе для его исполнения.

Существуют несколько видов подзаконных нормативных актов.

1. Указы Президента РФ и президентов республик, входящих в состав РФ. Президенты могут издавать распоряжения, которые принимаются по текущим вопросам и нормативного содержания не имеют. Президент РФ может приостановить действие актов президентов республик и советов министров республик, входящих в состав РФ, если они противоречат действующему законодательству.

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ и республик, входящих в состав РФ. Правительство РФ в пределах своей компетенции вправе приостановить исполнение постановлений и распоряжений правительств республик в случае противоречия действующему законодательству. Постановления имеют нормативный характер. Распоряжения содержат решения оперативных и текущих вопросов.

3. Приказы и инструкции министров и руководителей центральных ведомств являются актами управления и не всегда могут быть нормативными актами.

Источник: https://libking.ru/books/sci_juris/631743-o-nikulnikova-konspekt-lekcij-po-osnovam-medicinskogo-prava.html

Медицинское право: понятие, источники, принципы, нормы | Суворов Групп

Медицинское право - краткий курс лекций

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, самодостаточной и саморегулирующейся системой. С изменением социально-экономических условий и правовой доктрины в России перестали существовать ниши, недоступные правовому воздействию. Не исключение — и сфера охраны здоровья.

Значительное отставание фактической действительности в здравоохранении от правовой вызвало бурный рост медицинских споров и обращений в суд. С этого началось практическое формирование современного отечественного медицинского права.

Что такое Медицинское право

Медицинское право это отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. (Что такое Право)

Выяснилось, что действующее общее и специальное законодательство не способно учитывать особенности отношений в сфере охраны здоровья, не сложился необходимый категориальный (понятийный) аппарат, консолидирующий фактические и юридические представления участников отношений в сфере охраны здоровья. Неосведомленность юристов общей практики в медицине обычно сводит на нет значение их опыта и познаний в области юриспруденции в «медицинских» делах.

Возникла необходимость осмысления накапливающегося опыта. Обнажились насущные проблемы, выявились направления приложения сил, обозначились концептуальные подходы – это потребовало начального, пилотного анализа. Так стала формироваться теория современного отечественного медицинского права.

Сформировалось два основных подхода к проблеме

  1. Первый основан на ведомственно-отраслевой модели, здравоохраненческой, медицинской версии медицинского права, согласно которой правотворчество отправляется от практики организации и осуществления медицинской деятельности в подведомственности отраслевого ведомства, Министерства здравоохранения РФ — источник правотворчества в этом случае находится в области охраны здоровья, а медицинское право обслуживает те потребности, для которых прежде создавался регламент актами отраслевого ведомства. При таком подходе закон и иные правовые акты рассматриваются как средство придания общеобязательной силы и легальной формы ведомственным нормативам, как способ распространения ведомственных нормативов в неподведомственной среде.
  2. Второй подход отправляется от существующей правовой доктрины, в соответствии с которой расстановка приоритетов правового регулирования осуществляется актами объективного права в их иерархическом соотношении в единой системе, а источник правотворчества, в том числе в области охраны здоровья, находится в юридической сфере. Тем самым медицинское право не состоит на службе ведомства, а имеет вневедомственный и – более того – надведомственный характер. Задачей медицинского права является создание механизма регулирования, одинаково обязательного как для ведомства, так и для вневедомственной сферы, как для представителей медицины, так и для пациентов, а правоприменение осуществляется не в ведомственных рамках и не по ведомственным правилам, а судом по правилам юридическим.

Теория и практика медицинского права находят воплощение в деятельности заинтересованных специалистов разного профиля: врачей, юристов, организаторов здравоохранения. К медицинскому праву проявляют интерес как должностные лица, так и негосударственные организации.

Составляется институт специалистов в области медицинского права

Таковыми являются не все заинтересованные, но лишь сведущие в вопросах правового обеспечения сферы охраны здоровья.

В числе последних состоят те, для которых юридическая деятельность является профессией, и те, которые ориентированы в проблематике медицинского права, не будучи профессиональными юристами.

Среди юристов выделяются обладатели сопутствующей медицинской профессии – с опытом предшествующей практической деятельности по ней или без такового. Предметом деятельности юристов в этой сфере является анализ разнородной информации по юридическим критериям.

Отдельно отстоит корпус медицинских (в том числе судебных) экспертов, предметом деятельности которых является анализ однородной информации по медицинским критериям.

Экспертная деятельность примыкает к юридической деятельности в сфере охраны здоровья, но не подменяет ее и не тождественна ей.

В любом случае круг заинтересованных специалистов обозначился, и по мере того, как он будет шириться, произойдет их корпоративное объединение на основе консолидации не формальных, но вполне объективированных интересов.

Медико-юридическая деятельность имеет богатый потенциал и серьезную перспективу.

Правовые институты медицинского права

Правовые нормы формируют отрасль посредством правовых институтов.Правовой институт это обособленный комплекс норм права, которые являются специфической частью правовой отрасли, и регулируют конкретную разновидность отношений в обществе.

В медицинском праве выделяют следующие институты права:

  1. Информированное добровольное согласие на вмешательство медицинского характера.
  2. Отказ от медицинского вмешательства.
  3. Оказание медицинской помощи без получения согласия гражданина.
  4. Регулирование репродуктивной человеческой функции.
  5. Использование новых медицинских технологий и проведение биомедицинских исследований.
  6. Врачебная тайна.
  7. Профессиональная ошибка.

Самостоятельную правовую отрасль характеризуют свой предмет правового урегулирования и специфическая методика правового урегулирования.

Предмет и метод медицинского права

Предмет правового регулирования является тем, на что осуществляет воздействие право. Общеизвестно что право оказывает воздействие на отношения в обществе.

В связи с этим, предметом правового урегулирования является качественно однородная разновидность общественных отношений, на которые оказывают воздействие нормы конкретной правовой отрасли.

Метод правового регулирования общественных отношений является совокупностью средств, способов, приемов, при помощи которых право оказывает воздействие на отношения в обществе, на поведение организаций и граждан в таких отношениях.

Юридические методы заключены в том, что право оказывает воздействие на общественные отношения тройственным путем зависимо от того, каким является характер правил поведения, которые закреплены в диспозиции юридической нормы.

Субъектный состав медицинского права

Главные участники правовые отношений в сфере медицинского права это:

  1. пациенты;
  2. медицинский персонал;
  3. медицинские учреждения;
  4. страховые медицинские организации;
  5. страхователи;
  6. государственные органы урегулирования и управления в области здравоохранения.

Кроме этого, в медицинских правовых отношениях возможным является участие таких субъектов, как:

  1. органы, которые выдают медицинским учреждениям лицензии и сертификаты на ведение медицинской деятельности;
  2. ассоциации в медицинской сфере;
  3. контролирующие организации, такие как общества защиты прав потребителей, профсоюзы, антимонопольный комитет;
  4. суды.

Право на медицинскую помощь

Все российские граждане обладают определенными правами в сфере охраны здоровья. Большая часть таких прав закреплена в акте законодательства, именуемом Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Множество прав закрепляются в декларативной и общей форме, а механизм по их реализации нормативно-правовыми актами не урегулирован.

Тем не менее, факт того, что закон предоставляет некоторые права, является достаточным для того, чтобы потребовать их соблюдения всеми чиновниками, а так же медицинскими работниками.

Заметим, что список прав, которые предоставляет Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является далеко не исчерпывающий.

Существуют также права, которые закреплены в иных актах законодательства Российской Федерации.

Базисные права в сфере медицинского права закрепляются 4-ой главой Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так же этой главой закрепляются обязанности в сфере здравоохранения.

Любой пациент обладает правом:

  1. уважительного и гуманного отношения со стороны обслуживающего и медицинского персонала;
  2. выбора врача, лечащего врача при учете его согласия, выбора лечебно-профилактического учреждения при учете договора добровольного и обязательного медицинского страхования;
  3. обследования, лечения и содержания в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям; требовать проведения консилиума, консультации у иных специалистов;
  4. облегчения болей, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными средствами и способами; сохранения в тайне информации по факту обращения за помощью медицинского характера, по состоянию здоровья, диагнозам и иных сведениях, которые были получены в процессе его обследования и лечения(здесь реализуется «врачебная тайна»);
  5. получения информационных данных о собственных правах и обязанностях, а так же по состоянию собственного здоровья, а также на избрание лиц, которым в интересах пациента может передаваться информация по состоянию его здоровья;
  6. возмещения ущерба в случаях причинения вреда здоровью в процессе оказания медицинской помощи;
  7. допуска к нему адвоката или другого законного представителя с целью защиты его прав и законных интересов; .допуска к нему священнослужителей.

Источник: https://malina-group.com/meditsinskoe-pravo/

Медицинское право — краткий курс лекций

Медицинское право - краткий курс лекций

Предмет и метод медицинского права. Одной из тенденций развития и совершенствования системы российского права является ее дальнейшая структуризация, выделение новых межотраслевых институтов, подотраслей и отраслей, таких как муниципальное, банковское, бюджетное, налоговое, информационное.

Серьезные основания имеются для того, чтобы уже сейчас включить в число межотраслевых институтов и медицинское право.

В будущем не исключается постепенное формирование самостоятельной отрасли медицинского права, поскольку объективная необходимость в регулировании фактически существующих общественных отношений предопределяет выделение соответствующей отрасли права.

Для формирования самостоятельной отрасли права особо значимы четыре критерия — своеобразие и качественная однородность тех или иных общественных отношений (иными словами, наличие предмета правового регулирования), распространенность общественных отношений данного типа; Необходимость использования специальных правовых средств (методов) их регулирования и наличие правовых норм (достаточно обширного законодательства).

Применительно к медицинскому праву можно утверждать, что оно имеет свой предмет регулирования.

В последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением охраны здоровья населения и отдельных граждан, реализацией и защитой прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности превратили здоровье человека в важнейший объект социального и даже политического регулирования.

Реформа российского законодательства, прогресс науки, изменение этических представлений делают необходимым правовое регулирование общественных отношений, связанных с трансплантацией органов, использованием метода искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона, исследованиями фетальных тканей.

Несомненно, нуждаются в правовом регулировании проблемы массовой вакцинации населения, определения правового и социального статуса ВИЧ-инфицированных и лиц, употребляющих наркотики. В обществе не решена проблема защиты человека от дискриминации по признаку наличия заболевания (психическое расстройство, ВИЧ-инфицированность и др.

)1Буланова Л.В., Воробьев Н.И. О некоторых этических и правовых аспектах ВИЧ/СПИДА // Медицина, этика, религия и право: материалы конференции / сост. В.И. Шамшурин. — М.: Международный университет (в Москве), 2000. — С. 116.. Развитие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей.

Безусловно, требуют правовой оценки факты причинения вреда законным интересам пациента в результате ненадлежащего лечения, но не менее злободневна проблема правовой защиты врача от необоснованных (а иногда и некомпетентных) притязаний пациента и его представителя. Это далеко не полный перечень вопросов, находящихся на стыке медицины и права.

Отношения, связанные со здоровьем человека во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности.

Удельный вес общественных отношений, обуславливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению (лечению) постоянно увеличивается.

Здоровье отдельных людей, особенно руководителей государства, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни.

Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, предопределяющими качество и продолжительность человеческой жизни, возможности излечения наследственных заболеваний, разнообразной трансплантологии, биотехнологии и клонировании. Это одновременно порождает не только чисто медицинские, но и этические, и иные социальные проблемы, требующие правового решения и регулирования.

Совершенствование правового регулирования невозможно без разработки ряда теоретических проблем. Это касается, прежде всего, обоснования предмета и выбора методов правового регулирования, установления соотношения и взаимодействия различных правовых актов, решения вопросов юридической ответственности в сфере охраны здоровья граждан.

Переход к платным лечебно-профилактическим, санитарным и фармацевтическим услугам неизбежно приведет к созданию нового хозяйственного механизма здравоохранения.

Его основой становятся экономические и юридические категории, базирующиеся на расчете стоимости медицинской услуги и процедуры, договорных отношений между сторонами, юридической (в том числе имущественной) ответственности за негативные результаты лечения (его неблагоприятные исходы), а также за вред, причиненный здоровью застрахованных больных ненадлежащим лечением.

В условиях страховой медицины имущественная ответственность возлагается на лечебно-профилактические учреждения и медицинских работников, особенно в случаях, когда здоровью пациента причиняется вред в результате их деятельности.

Изучение материалов уголовных дел экспертными комиссиями в связи с неблагоприятными исходами лечения показали, что в 27,9% случаев они были вызваны врачебными ошибками, в 8,5% — отсутствием надлежащих условий для медицинской деятельности и в 7,4% обусловлены недобросовестностью работников лечебно-профилактических учреждений.

Метод правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности. В соответствии со ст.

18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Какие права и свободы человека и гражданина реализуются либо затрагиваются в процессе медицинской деятельности? Какими методами (в том числе, методами каких отраслей права) эти права и свободы могут быть эффективно реализованы либо защищены?

К сфере медицины имеют непосредственное отношение закрепленные Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами право на жизнь, право на здоровье и его охрану, право на личную неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Поскольку сохранение и улучшение здоровья являются первейшими жизненными потребностями человека, то их удовлетворение всеми незапрещенными способами относится, прежде всего, к сфере частной жизни граждан.

Существует также публичный интерес в обеспечении общественного здоровья, который воплощается в государственной профилактике болезней, оказании медицинской помощи лицам в беспомощном состоянии и отдельным категориям граждан (военнослужащим, детям и т.д.

), оказание помощи в пределах установленного минимального стандарта, в рамках Государственных или иных программ за счет средств государства, муниципальных образований.

Такие отношения включают элементы частно-правового регулирования, проявляющиеся в праве граждан на дачу согласия и отказ от медицинского вмешательства, на выбор лечащего врача, на участие в выборе способа лечения.

Существует третий тип отношений. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Реализация данной нормы допускает принудительное лечение, медицинское освидетельствование (диагностику), принудительные профилактические мероприятия и т.п.

В качестве примера можно указать на меры, предусмотренные в ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Все эти медицинские отношения лежат в сфере публичного (административного) права. Их участниками являются наделенные компетенцией уполномоченные органы и учреждения, на граждан возлагается обязанность выполнять предписанные законом мероприятия, им представляются специальные гарантии прав и свобод.

Сложились три подхода к правовому регулированию медицинских отношений: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанный — социально-правовой. Однако это обстоятельство не должно препятствовать созданию Медицинского кодекса.

Действующие кодексы содержат нормы различных отраслей права. Даже в таком «чистокровном» кодексе, как Гражданский кодекс, имеются нормы административного, гражданско-процессуального права.

Медицинский кодекс должен закрепить указанное многообразие методов правового регулирования, установить регулятивные начала (дозволения и запреты), границы их действия.

На данный момент административно-правовой метод правового регулирования в области здравоохранения продолжает играть весьма важную роль, так как многие отношения здесь регламентируются административными актами: положениями, инструкциями, правилами и т.д. Такими актами определяются служебные права и обязанности работников здравоохранения, «технология» лечения, санитарно-профилактической деятельности, медицинской реабилитации, правонарушения в области охраны здоровья.

Учитывая растущую социальную и экономическую значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений требований медицинской этики и деонтологии (деонтология — совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.

), вплоть до преступлений, высокую ответственность врачей и других представителей медицинской профессии перед людьми и обществом в целом, было признано необходимым разработать специальный раздел права — медицинское право. Такое предложение было рассмотрено в 1977 г.

на IV Международной медикоправовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право — это 16-я отрасль права, признанная наряду с другими отраслями, такими как уголовное, гражданское, трудовое, семейное и пр.

Проблема правовой регламентации медицинской деятельности и защиты прав и законных интересов граждан России в области охраны здоровья имеет исключительное значение.

Пивные причины тому — несовершенство медицинской законодательной базы, отсутствие реальных (а не декларативных) правовых механизмов обеспечения охраны здоровья, правовой нигилизм медицинского персонала и юридическая неграмотность населения, социально-правовая незащищенность как пациента, так и медицинского работника.

Среди основных направлений качественного улучшения ситуации в отечественном здравоохранении наряду с другими следует назвать:

  • совершенствование нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья (законодательный уровень);
  • признание медицинского права как самостоятельной отрасли права (научно-теоретический уровень).

Становление новой отрасли права — процесс в достаточной степени длительный, зависящий от множества факторов и составляющих. Вот некоторые причины, свидетельствующие о возможности рассмотрения медицинского права в качестве «претендента» на самостоятельность:

  • действующий классификатор правовых актов предусматривает наличие отрасли законодательства, регулирующей вопросы здравоохранения;
  • учебные программы юридических и медицинских вузов все чаще содержат специальные разделы по медицинскому праву, а в самих учебных заведениях организуются самостоятельные кафедры для преподавания медицинского права;
  • диссертационные исследования, выполняемые по отраслям юридической науки, нередко посвящены актуальным проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности;
  • научно-практические конференции всероссийского и международного уровня организуются и проводятся для обсуждения и решения значимых вопросов медицинского права;
  • в системе Российской академии медицинских наук, имеющей государственный статус, в 2004 г. открыто новое научное направление — «медицинское право»;
  • издание журналов, сборников, монографий по медикоправовому направлению.

Источник: https://isfic.info/medlek/index.htm

Isfic
Добавить комментарий