Муниципальное право России

Понятие, предмет и метод муниципального права — Студопедия

Муниципальное право России

Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Источники муниципального права

Система муниципального права

Принципы муниципального права

Понятие, предмет и метод муниципального права

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.

е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — комплексная отрасль права,сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей.

В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального праваотношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном правепонимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный методсостоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный методзаимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписанияв комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение.

Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания.

Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Дозволение,признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

Наиболее сильное воздействие имеет место со стороны норм и институтов гражданского права.

Гражданский кодекс РФ, как и другие нормативно-правовые акты гражданского законодательства, достаточно широко регулирует имущественные отношения с участием муниципальных образований, других субъектов (участников) местного самоуправления, которые становятся в этом случае одновременно и субъектами гражданского права.

В ГК РФ закрепляется положение о том, что «городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами» (п. 1 ст. 124).

От имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ). В рамках институтов гражданского права регулируются также отношения муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ) и ее приватизации (ст. 217 ГК РФ), правовой режим муниципальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК РФ) и муниципальных учреждений (ст. 120 ГК РФ) и т.п.

Используются в муниципальном праве и запреты— способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании.

Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

В муниципальном праве используется также метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

Особенность этого способа воздействия состоит в том, что государство, признав местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, приняло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. В качестве примера можно привести ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. В соответствии с данным Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).

Можно говорить об особом значении в муниципальном праве метода гарантий. Такая значимость объясняется федеративным характером государства, предоставляющим широкие полномочия субъектам Российской Федерации в области местного самоуправления.

В целях обеспечения прав местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» строго разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут ограничивать гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права местного самоуправления.

Таким образом, в муниципальном праве не используется один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а имеет место синтез методов правового регулирования, что обусловлено предметом муниципального права и комплексным характером отрасли «муниципальное право». Все это создает особый режим муниципально-правового регулирования.

Источник: https://studopedia.ru/3_61377_ponyatie-predmet-i-metod-munitsipalnogo-prava.html

Шпаргалка: Муниципальное право как отрасль российского права

Муниципальное право России

1. Муниципальное право как отрасль Российского права

Муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.

Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления.

Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни. Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, напр.

Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

2. Система муниципального права как отрасли права

Систему муниципального права как отрасли российского права составляют следующие элементы:

— Отрасль муниципального права, как совокупность всех правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

— Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные общественные отношения, возникающих в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

— Субинститут муниципального права, как совокупность норм права регулирующих отдельные стороны институтов муниципального права.

— Норма права

3. Муниципально-правовые нормы и институты

Муниципально-правовая норма — это норма права, регулирующая отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения

Муниципально-правовые нормы подразделяются:

По объекту правового регулирования:

— нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления

— нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления

— нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы

— нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения.

— нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

По характеру:

— управомочивающие правовые нормы

— обязывающие правовые нормы

— запрещающие правовые нормы

По территориальным пределам действия:

— нормы, действующие на всей территории Российской Федерации

— нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации

— нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.

По методу правового регулирования:

— Императивные правовые нормы

— Диспозитивные правовые нормы

По назначению в механизме правового регулирования:

— Материальные правовые нормы

— Процессуальные правовые нормы.

Муниципально-правовые институты — это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права

К числу институтов муниципального права относятся:

1) местное самоуправление как самостоятельный институт и форма народовластия;

2) основы местного самоуправления;

3) формы местного самоуправления;

4) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

5) гарантии местного самоуправления;

6) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и др.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм

4. Муниципалыю-правовые отношения: понятие, виды, структура (субъект, объект, содержание)

Муниципально-правовые отношения — это общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления и подлежащие регулированию муниципально-правовых норм.

Виды муниципально-правовых отношений:

— общественные отношения в сфере организации местного самоуправления

— общественные отношения в сфере осуществления своих полномочий органами местного самоуправления

— общественные отношения, связанные с осуществлением муниципальной службы

Субъекты муниципально-правовых отношений — это участник общественных отношений в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения, наделенный конкретными правами и обязанностями.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений:

— граждане РФ

— органы местного самоуправления

— муниципальные образования

— муниципальные служащие

— иные государственные и негосударственные органы и организации.

Объекты правоотношений — то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.

муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления.

Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

5. Наука муниципального права: понятие, предмет

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права.

Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений муниципальных органов с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

В заключение можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное право — комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

6. Источники муниципального права

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

Виды источников МП

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления.

Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не ее главным источником’.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-201889.html

Муниципальное право России

Муниципальное право России

Общая часть

Глава I. Общая характеристика муниципального права как отрасли права
§ 1. Понятие муниципального права
§ 2. Предмет муниципального права
§ 3. Методы правового регулирования в муниципальном праве
§ 4.

Нормы муниципального права
§ 5. Институты муниципального права
§ 6. Система муниципального права
§ 7. Принципы муниципального права
§ 8. Функции муниципального права
§ 9.

Муниципальное правоотношение: понятие, структура и содержание

Глава II. Муниципальное право как наука
§ 1. Источники муниципального права
§ 2. Муниципальное право и местное самоуправление

Глава III. История местного самоуправления в России

Особенная часть

Глава IV. Понятие местного самоуправления и его основ
§ 1. Понятие местного самоуправления
§ 2. Сущность местного самоуправления
§ 3. Основы местного самоуправления: понятие, общая характеристика

Глава V. Территориальная основа местного самоуправления
§ 1. Понятие территориальной основы местного самоуправления и факторы, влияющие на ее формирование
§ 2. Муниципальное образование: проблемы статуса

Глава VI. Экономическая основа местного самоуправления
§ 1. Понятие и содержание экономической основы местного самоуправления
§ 2. Муниципальная собственность: понятие и содержание
§ 3.

Правовое регулирование отношений муниципальной собственности
§ 4. Создание муниципальной и других форм собственности
§ 5. Управление муниципальной собственностью
§ 6. Приватизация муниципальной собственности.

Инвестиции. Муниципальный заказ

Глава VII. Планирование в муниципальном образовании
§ 1. Планирование, его виды и значение в управлении муниципальным образованием
§ 2. Планирование социально-экономического развития муниципального образования
§ 3. Бюджетное планирование как элемент управления муниципальным образованием
§ 4. Организационное планирование

Глава VIII. Финансовая основа местного самоуправления
§ 1. Понятие, содержание и состояние финансовой основы местного самоуправления
§ 2. Правовое регулирование отношений в сфере местных финансов
§ 3. Местный бюджет: понятие, структура, источники доходов
§ 4. Бюджетный процесс

Глава IX. Организационная основа местного самоуправления
§ 1. Проблемы соотношения организационной и социальной основ местного самоуправления
§ 2. Понятие и структура органов местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления
§ 3. Межмуниципальное сотрудничество

Глава X. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления
§ 1. Понятие и система форм прямой демократии
§ 2. Местный референдум
§ 3. Выборы в системе местного самоуправления
§ 4. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления
§ 5. Сходы граждан
§ 6.

Правотворческая инициатива граждан, как форма участия граждан в осуществлении местного самоуправлени
§ 7. Обращение граждан в органы местного самоуправления как форма участия восуществлении власти на местах
§ 8. Митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, опросы
§ 9.

Территориальное общественное самоуправление

Глава XI. Муниципальные правовые акты
§ 1. Понятие и виды муниципальных правовых актов
§ 2. Устав муниципального образования

Глава XII. Муниципальная служба в Российской Федерации
§ 1. Общая характеристика муниципальной службы
§ 2. Должности муниципальной службы
§ 3.

Правовое положение (статус) муниципального служащего
§ 4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
§ 5.

Гарантии, общие принципы оплаты труда и стаж муниципальной службы
§ 6. Кадровая работа в муниципальном образовании

Глава XIII. Понятие и структура компетенции в системе местного самоуправления
§ 1. Понятие компетенции
§ 2. Составные элементы компетенции
§ 3. Разграничение компетенции в системе местного самоуправления
§ 4. Вопросы местного значения
§ 5.

Компетенция, осуществляемая жителями, проживающими в пределах муниципального образования
§ 6. Компетенция органов местного самоуправления
§ 7. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
§ 8.

Компетенция выборных должностных лиц местного самоуправления

Глава XIV. Гарантии местного самоуправления
§ 1. Правовое регулирование гарантий местного самоуправления
§ 2. Виды гарантий местного самоуправления и их реализация

Глава XV. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью
§ 1. Понятие ответственности в муниципальном праве
§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
§ 3.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
§ 5.

Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава XVI. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-петербурге

Глава XVII. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, приграничных территориях
§ 1. Местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО)
§ 2. Местное самоуправление в наукоградах
§ 3. Местное самоуправление в приграничных территориях

Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России. 2015.

Учебник «Муниципальное право России» подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». Авторами раскрыты понятие муниципального права, содержание его институтов, история и компетенция местного самоуправления.

Материал изложен с учетом современных научных подходов и последних изменений в отечественном законодательстве о местном самоуправлении. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для практических работников муниципальной и государственной службы.

Источник: http://be5.biz/pravo/m002/index.html

Муниципальное право Российской Федерации

Муниципальное право России

Одним из примечательных явлений в становлении и развитии новой российской государственности явилось утверждение местного самоуправления как принципиально новой системы организации власти на местах и, соответственно, формирование муниципального права как новой отрасли права Российской Федерации, а также новой учебной дисциплины «Муниципальное право России». Ее изучение предусмотрено теперь в соответствии с Государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин во всех юридических вузах страны.

Все это требует активизации как научно-теоретических исследований новых явлений российской государственной и правовой действительности, так и разработки широкого комплекса учебно-методических проблем муниципального права как новой учебной дисциплины.

Появившиеся в последние годы учебники и другие публикации по муниципальному праву следует рассматривать лишь как первые шаги в данном направлении.

При этом следует в полной мере учитывать, что развитие законодательной базы местного самоуправления и, соответственно, перспективы дальнейшего формирования муниципального права как новой отрасли российского законодательства во многом определяются, с одной стороны, историческими особенностями российской правовой системы как самостоятельного национально-культурного феномена, национальными особенностями самоуправленческих традиций России и, с другой, готовностью развивающейся новой правовой системы России, ее отдельных отраслей (включая муниципальное право) к интернационализации на основе заимствования современных достижений правовых систем зарубежных демократических государств.

При всей непоследовательности, противоречивости нынешнего этапа развития системы местного самоуправления следует признать, что в формировании институтов муниципального права России достаточно отчетливо проявляется стремление к поиску собственных, национально-специфических форм правовой организации власти на местах, в том числе с попытками использования (не всегда успешными) исторических традиций земского, казачьего, иных исторических форм самоуправления населения. Философско-мировоззренческая основа поиска таких параллелей — традиционный евразийский антирационализм российской правовой системы, стремление к поиску собственного социального и нравственно-этического смысла в вопросах власти, свободы, справедливости. И это следует воспринимать как историческую особенность нашего правового развития, которая имеет объективную социокультурную основу и проявляется (в большей или меньшей степени) независимо от политико-идеологического фона того или иного этапа развития российского общества.

Фактической, материальной основой формирования муниципального права России явилось возрождение и развитие на качественно новой основе местного самоуправления. Вместе с тем автор далек от отождествления отрасли муниципального права с неким «правом местного самоуправления».

Такое отождествление вольно или невольно присутствует в большинстве научных публикаций и практически во всех изданных до последнего времени учебниках по муниципальному праву, которые в содержательном плане практически полностью привязаны к понятию, истории становления, структуре органов местного самоуправления и т.п.

В этом случае признаваемая на словах в качестве самостоятельной отрасль муниципального права раскрывается не через систему общественных отношений как предмета муниципального права и соответствующей ему системы институтов данной отрасли, а, в основном, через структурные и, отчасти, функциональные характеристики системы местного самоуправления. Это существенно обедняет муниципальное право, так как его предмет заметно шире, чем сама по себе система местного самоуправления. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина должно раскрываться не через само по себе местное самоуправление и его организационные структуры, а путем анализа реальных институтов данной отрасли как в их статике, так и в динамике, в процессе их реализации и охраны. Ключ к этому — точное определение предмета отрасли муниципального права. Предлагаемое понимание данного вопроса позволяет нам, в частности, выделить три крупных блока институтов муниципального права: во-первых, муниципальные институты гражданского общества, во-вторых, муниципальные институты правового положения человека и гражданина и, в-третьих, муниципальные институты организации и функционирования публичной власти. Соответственно, анализ этих институтов в статике — это общая часть учебного курса муниципального права (наряду с первыми темами общетеоретического характера); их характеристика в динамике, в процессе реализации и охраны — особая часть учебного курса.

Конечно, такой подход, скорее всего, не всеми будет принят.

И, прежде всего, по той причине, что выявить и обосновать реально существующие, но находящиеся как бы в скрытой «нормативно-правовой оболочке» действующего законодательства институты права значительно сложнее, чем прокомментировать сам закон (или законы), которые являются весьма удобной, реально осязаемой, но всего лишь внешней формой соответствующих норм и институтов. Вероятно, этим и объясняется тот факт, что большинство учебников по муниципальному праву весьма приближены по своей структуре к структуре Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К тому же нельзя не учитывать, что на данном этапе муниципальное право России представляет собой динамично развивающуюся, но находящуюся на стадии становления систему правовых институтов. Следует признать, что формирование муниципального права как самостоятельной отрасли права Российской Федерации пока еще не завершилось. Но уже имеется значительное число муниципально-правовых актов различных уровней (федерального, регионального, местного), составляющих в своей совокупности муниципальное право как отрасль российского законодательства и позволяющих выделить указанные выше три блока (группы) муниципальных институтов. Они активно развиваются и все больше интегрируются в сложную, но единую нормативно-правовую систему самостоятельной отрасли российского права.

Что же касается предмета муниципального права как объективной, материальной предпосылки формирования институтов соответствующей отрасли, то он связан с развитием и функционированием особой сферы общественных отношений, возникших на базе сложившейся системы самоорганизации и самоуправления населения по месту жительства. Это самоуправленческие (муниципальные) отношения, которые определяют всю систему самоорганизации населения; они носят естественно-исторический характер, составляют генетическую основу общинного уклада жизни общества, являются глубинным источником свободы, муниципальной демократии и местной власти.

Самоуправленческие отношения как главный системообразующий фактор институтов муниципального права представляют собой своего рода интегральное поле, обеспечивающее единство публичных и частных интересов на нормативно-правовом уровне.

Ведь для реального осуществления самоуправления населения одинаково большое значение имеет и реализация публичных интересов муниципальной власти как власти местного сообщества, и защита каждой конкретной личности, обеспечение ее автономии и неприкосновенности, чести и достоинства как члена местного сообщества.

Тем самым муниципальное право приобретает статус пограничной отрасли между публичным и частным правом. Этим обстоятельством предопределяется и тот факт, что муниципальное право является комплексной отраслью права.

Одновременно характеристика самоуправленческих отношений с позиций единства власти и свободы и, соответственно, анализ их правового регулирования на основе сочетания публичных и частных начал в нормах и институтах муниципального права, позволяет выявить важные особенности муниципально-правовых средств (методов) воздействия на соответствующие сферы общественных отношений. В основе муниципально-правовых методов правового регулирования лежит сочетание императивных и диспозитивных начал.

Состояние правового регулирования местного самоуправления в современный период характеризуется активным его реформированием. 6 октября 2003 г.

был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в развитие конституционных положений о местном самоуправлении и закрепляющий все основные институты муниципального права.

Закон направлен на масштабное реформирование местного самоуправления в стране с целью обновления муниципального законодательства, уставов, иных актов муниципальных образований; перестройки территориальных, организационных, экономических основ местного самоуправления.

Одновременно с новым законом действует Закон от 28 августа 1995 г. с аналогичным названием и развивающие его акты; сохраняют свои полномочия ранее избранные органы местного самоуправления.

Таким образом, переходный период в реформировании органов местного самоуправления характеризуется одновременным действием прежнего и нового муниципального законодательства. Установленный срок вступления в силу нового Закона — 1 января 2009 года.

Однако органам государственной власти субъектов федерации предоставлено право правового регулирования создаваемых муниципальных образований субъекте федерации на основе положений нового закона. В этой связи в пособии основное внимание уделено анализу Федерального закона от 6 октября 2003 г., а также положениям Закона от 28 августа 1995 г.

и развивающих его актов. Вновь образованные и имеющиеся муниципальные институты показаны в сравнении.

Источник: https://isfic.info/munlaw/index.htm

Isfic
Добавить комментарий