Муниципальное право Российской Федерации

Что такое муниципальное право?

Муниципальное право Российской Федерации

Определение 1

Муниципальное право – одна из наиболее молодых отраслей правовой системы Российской Федерации. Оно представляет собой совокупность норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления.

Несмотря на то, что подобия муниципалитетов в нашей стране стали формироваться еще в $XIV$ веке, а в $1864$ году император Александр $II$ провел земскую реформу, старт развитию российского муниципального права был дан лишь в $90$-х годах $XX$ века. Это обусловлено тем, что в советскую эпоху органы управления на местах входили в систему государственной власти.

Конституция РФ определяет местное самоуправление как одну из основ государственного строя нашей страны.

Муниципальное право Российской Федерации

Определение 2

По мере развития в России органов местного самоуправления формируется и муниципальное право. Данный термин означает и отрасль правовой системы, и одну из учебных дисциплин, и раздел науки.

Муниципальное право не входит в число основных отраслей права. Оно носит производный характер и относится к комплексным отраслям.

С одной стороны, деятельность органов местного самоуправления регулируется нормами конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, а с другой – положениями собственно муниципального права, в том числе носящими организационный характер.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Местные администрации одновременно являются и властными структурами, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере управления, и выступают как юридические лица в частноправовых отношениях. В этом заключается дуализм правового статуса органов местного самоуправления, определяющий комплексный характер муниципального права.

Муниципальное законодательство

Деятельность органов местного самоуправления регулирует система муниципального законодательства. В нее входят:

  1. Конституция России;
  2. федеральные законы;
  3. законы и нормативные акты субъектов Федерации;
  4. нормативные акты муниципальных образований.

Системообразующее значение в определении основ муниципального законодательства имеют два федеральных закона:

  1. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от $28$ августа $1995$ года;
  2. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от $26$ ноября $1996$ года.

Многочисленные указы Президента России и постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов Федерации также конкретизируют конституционные основы организации муниципальной власти в нашей стране.

Кроме того, в $1998$ году Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, установившую общие для всех государств континента принципы деятельности в данной сфере.

Замечание 1

Спецификой муниципального права является не только его комплексный характер, содержащий отдельные положения конституционного, гражданского, административного и финансового законодательства, но и тот факт, что его основу составляют правовые нормы, принятые непосредственно местным населением. Например, уставы поселений или другие документы, утверждаемые на референдумах, собраниях или сходах жителей.

Рисунок 1.

Предмет муниципального права

Разнообразные общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления, представляют собой предмет муниципального права.

Статья $2$ федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет сущность муниципальной власти как гарантированную Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность осуществляется либо через выборные администрации муниципальных образований, либо непосредственно через местные референдумы, собрания и сходы граждан.

Замечание 2

Таким образом, местное самоуправление – это особый независимый вид власти, отвечающий за свою деятельность лишь перед жителями и подчиняющийся исключительно требованиям закона.

Местное самоуправление реализуется в городах, районах, поселках, сельских поселениях, объединенных общей территорией.

Основные муниципально-правовые отношения возникают в процессе:

  1. формирования местных администраций;
  2. непосредственного осуществления власти населением;
  3. деятельности органов местного самоуправления;
  4. реализации взаимных обязательств между органами государственной и муниципальной власти.

Субъектами муниципально-правовых отношений могут являться:

  1. граждане, проживающие на территории муниципального образования, и их сообщества;
  2. представительные и исполнительные органы местного самоуправления;
  3. депутаты и главы муниципальных образований;
  4. общественные объединения, домовые комитеты, советы;
  5. юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты;
  6. органы государственной власти.

Административно-территориальное образование также может являться особым субъектом муниципально-правовых отношений. Оно имеет свой герб и устав, владеет земельными участками и другим имуществом. От его имени властные полномочия осуществляют органы местного самоуправления или непосредственно население.

Метод муниципального права

Являясь по своей сути комплексной отраслью российской правовой системы, муниципальное право применяет различные способы регулирования соответствующих общественных отношений. Метод муниципального права сочетает в себе императивный и диспозитивный подходы.

Императивные предписания, свойственные всем органам власти, определяют большинство вопросов, связанных с деятельностью местного самоуправления.

Например, порядок проведения выборов в муниципалитеты, полномочия должностных лиц администраций городов и поселков, реализацию решений референдумов, собраний или сходов населения.

Во всех таких случаях основанием для возникновения муниципально-правовых отношений выступает властное, императивное предписание.

Но одновременно с этим, муниципальное право широко использует диспозитивный метод регулирования общественных отношений, который основывается на принципе равноправия субъектов.

Замечание 3

Органы местного самоуправления выступают в качестве юридических лиц, они могут самостоятельно участвовать в гражданском обороте.

Например, администрации муниципалитетов приобретают имущество, которое становится собственностью этих административно-территориальных образований.

Как правило, юридическим фактом для возникновения таких правоотношений является договор, заключенный органом местного самоуправления с гражданами или юридическими лицами.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_pravo/

Муниципальное право

Муниципальное право Российской Федерации

© К. В. Федоров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2012

Предмет и метод муниципального права

Муниципальное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Предметная определенность – главное условие формирования и развития муниципального права.

Предмет муниципального права – круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления.

Эта отрасль права имеет комплексный характер: на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Предмет муниципального права включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера.

Публично-правовые отношения возникают между государственными и муниципальными органами.

Частноправовые отношения включают в себя хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения местной администрации с иными юридическими лицами.

Муниципальное право России – это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъекта Федерации и Российской Федерации в целом.

Основные группы общественных отношений, регулируемых муниципальным правом, – отношения, возникающие:

• в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

• в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина, на местное самоуправление;

• в связи с организацией представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления (включая главу муниципального образования), других выборных и невыборных должностных лиц местного самоуправления, а также осуществлением муниципальной службы;

• в связи с деятельностью граждан, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции по осуществлению местного самоуправления;

• при осуществлении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере местного самоуправления, а также в связи с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

• в процессе взаимодействия муниципальных образований с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

• в процессе межмуниципального сотрудничества.

Источники муниципального права

Источники муниципального права

1. Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Параметры пространства местного самоуправления:

• население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;

• экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежат населению муниципального образования;

• система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы;

• местное самоуправление осуществляется в городских,

сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

• органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия в решении вопросов местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

• местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;

• местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

• устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

2. Федеральное законодательство. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяются также в следующих правовых актах Российской Федерации.

Кодексы: Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс РФ.

Федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др.

3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Акты местного самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов.

Это уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и правовые акты глав местных администраций, многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций.

К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России.

Основные положения в сфере местного самоуправления:

• обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

• основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;

• органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти;

• осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;

• предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом;

• при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям;

• изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом;

• местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;

• статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий;

• административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ или законом;

• органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

• органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для решения задач, представляющих общий интерес;

• органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции РФ или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

Источники научной дисциплины муниципального права

Источники научной дисциплины муниципального права – теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России, правовые акты как источники отрасли муниципального права.

Правовые источники: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права.

К источникам научной дисциплины муниципального права также относится практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Муниципально-правовые нормы и отношения

Муниципально-правовая норма – это первичный элемент системы муниципального права. В совокупности муниципально-правовые нормы образуют отрасль муниципального права. Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

Нормы муниципального права по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.

Муниципально-правовые институты – определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

Нормы, образующие муниципально-правовые институты, обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей права (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

Муниципально-правовые отношения – урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

В муниципально-правовых отношениях участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм; регламентируется конкретное поведение участников этих отношении; обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области местного самоуправления посредством специальных юридических средств.

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.

Субъекты муниципального права (участники муниципально-правовых отношений):

• население муниципального образования;

• граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства;

• органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления;

• государство и отдельные государственные органы;

• физические и юридические лица.

Источник: https://fictionbook.ru/author/litagent_ast/municipalnoe_pravo/read_online.html

Электронно-библиотечная система

Муниципальное право Российской Федерации

978-5-16-013173-3

Учебник подготовлен на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой и управленческой наук.

В книге последовательно раскрыты основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления муниципального управления и местного самоуправления в России и зарубежных странах. Освещены проблемы организации и осуществления муниципальной власти в Российской Федерации.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.Для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки 40.04.01 и 40.03.01 «Юриспруденция», 38.04.

04 «Государственное и муниципальное управление», а также студентов юридических и управленческих вузов и факультетов, аспирантов, слушателей дополнительного профессионального образования и преподавателей, всех, кто интересуется вопросами муниципального управления и местного самоуправления.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

978-5-16-012177-2

Пособие подготовлено на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой науки.

Раскрываются основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления местного самоуправления в России и за рубежом.

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.Для студентов юридических вузов и факультетов.

978-5-16-013173-3

Учебник подготовлен на основании действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с новейшими достижениями правовой и управленческой наук.

В книге последовательно раскрыты основные вопросы истории, теории и практики организации и осуществления муниципального управления и местного самоуправления в России и зарубежных странах. Освещены проблемы организации и осуществления муниципальной власти в Российской Федерации.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.Для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки 40.04.01 и 40.03.01 «Юриспруденция», 38.04.

04 «Государственное и муниципальное управление», а также студентов юридических и управленческих вузов и факультетов, аспирантов, слушателей дополнительного профессионального образования и преподавателей, всех, кто интересуется вопросами муниципального управления и местного самоуправления.

978-5-98281-360-2

Isfic
Добавить комментарий