Оперативно-розыскная деятельность

§ 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание,

Оперативно-розыскная деятельность
Официальное и доктринальное определения ОРД. Различают опре­деление ОРД, изложенное в законе (официальное, или нормативное) и вы­работанное оперативно-розыскной теорией (научное, или доктринальное).

Нормативное определение ОРД. Законодатель изложил определение ОРД в ст. 1 ФЗ об ОРД.

В соответствии с ней ОРД — это вид деятельно­сти, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоро­вья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Деятельность как таковая — это занятия, труд, а оперативно- розыскная — разновидность социально полезной человеческой деятельно­сти, но не любой, а юридически значимой, т.е. часть опосредованной пра­вом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них опреде­ленные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законода­тельных норм в ОРД.

Однако одного легитимного определения ОРД явно недостаточно для ее познания как части юридической государственной деятельности.

Научное определение ОРД. В научной литературе единства о понятии современной ОРД не достигнуто.

Основываясь на понимании ОРД как раз­новидности социально полезной человеческой профессиональной деятель­ности (вида общественной практики) ее можно определить как комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержа­нием которой является система поведенческих актов ее участников, осу­ществляемых в соответствии ФЗ об ОРД, как правило, негласно, для дос­тижения целей и решения задач, в нем предусмотренных.

В определении ОРД можно выделить две группы признаков: субъек­тивные и объективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя.

К ним относятся: установление той или иной (узкой или широкой) цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разре­шение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративно­сти) в ОРД; и др.

В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий и совокупности признаков, характеризующих объективность со­держания ОРД (в частности, ее публичный характер).

Общими типичными признаками ОРД являются ее социальная обу­словленность, государственно-политический, профессионально-сыскной и правоохранительный характер, а также удостоверительно-поисковая направ­ленность.

Кроме того, рассматривая ОРД как частный случай социально полез­ной деятельности можно выделить такие ее основные черты, как предмет­ность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Особо подчеркнем, что ОРД по своей природе — это политическая, исторически конкретная деятельность.

ОРД (как предметно-практической деятельности) и ее элементы. ОРД есть система взаимосвязанных и взаимообу­словленных обязательных (сущностных) и факультативных элементов, связей и отношений.

Элементы содержания ОРД.

«Цепочку» этих элементов составляют: субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД, которые в одной из форм ОРД принимают решения, осуществляют ОРМ, применяют оператив­но-розыскные меры и средства ОРД на основе оперативно-розыскного за­конодательства и в соответствии с принципами ОРД посредством решения задач ОРД и организации и тактики ОРД, воздействуя на объект оператив­но-розыскного интереса с целью защиты от преступных посягательств объ­ектов, указанных в ФЗ об ОРД.

Все содержательные элементы ОРД сгруппированы вокруг основного элемента — субъектов ОРД и подчинены единой цели ОРД — защите от преступных посягательств объектов, указанных в ФЗ об ОРД (жизнь и здо­ровье граждан, их права и свободы, собственность, общество и государство).

ОРД как многоаспектная деятельность. В зависимости от понимания ОРД в широком или узком смысле слова в ней как в достаточно сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам российского общества.

Различные аспекты ОРД структурно выглядят следующим образом:

• непосредственно практическая деятельность, направленная на при­менение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;

• составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный голод государственных органов власти России;

• организационная деятельность, реализуемая в управлении практиче­ской работой оперативников;

• научная работа;

• педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД.

Таким образом, проявления ОРД многообразны.

Внутренние разновидности ОРД (виды). С учетом регулирования ФЗ об ОРД различных правовых отношений современная ОРД является ком­плексной. В ней можно выделить определенные виды, среди которых раз­личают основные и дополнительные.

Основным видом ОРД в соответствии с ФЗ об ОРД и сложившимся на протяжении веков сыскным обычаем является уголовно-сыскная работа. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса (см. гл. 28 настоящего издания).

Дополнительными видами современной ОРД являются:

• удостоверительно-розыскная работа (неуголовно-правового харак­тера; см. гл. 30 настоящего издания). Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц (см. ст.

2 ФЗ об ОРД); установление личности по неопо­знанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту или состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов ино­странных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами России (см. п. 6 ч. 1 ст. 7);

• административная оперативно-проверочная работа (см. гл. 30 на­стоящего издания).

Она предназначена обеспечить отдельные админист­ративно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для приня­тия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окру­жающей среды, и т.п.);

• поисково-информационная работа по защите государства (опера­тивно-розыскная разведка; см. гл. 30 настоящего издания). Ее задачей явля­ется добывание информации о событиях или действиях (бездействии), соз­дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологиче­ской безопасности России вне непосредственных преступных посягательств (см. абз. 3 ст. 2).

Формы осуществления ОРД. Форма осуществления ОРД есть внеш­нее выражение содержания данной разновидности государственной пра­воохранительной сыскной деятельности. В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 1) различают две взаимодополняющих формы осуществления ОРД:

1) гласную. Так, должностные лица оперативно-розыскных органов могут официально (гласно) представлять интересы конкретного органа, осуществляющего ОРД (оперативного подразделения), или выступать по его поручению от его имени;

2) негласную, или конфиденциальную.

Конфиденциальность означает доверительность, секретность. Это свойство чего- либо, предполагающее сохранение его в тайне от посторонних (например, конфиденци­альность информации).

Конфиденциальность в ОРД есть прежде всего специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства — оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД.

Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответст­венности.

Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характери­зующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляе­мый в основном секретно, негласно.

Использование в воздействии на преступность негласных оперативно- розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства.

Как правило, подготовку и со­вершение умышленных преступлений (в основном тяжких и особо тяжких) достаточно хорошо маскируют и конспирируют (в частности, при соверше­нии преступлений против жизни человека и безопасности государства).

Общество и государство не только одобрили применение против общест- , венно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ и других сыскных поступков, но и обязали представителей государст­ва (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность.

При ином подходе было бы трудно обеспечить неотвратимость уголовной ответст­венности для лиц, совершающих умышленное преступление скрытно, с различными ухищрениями.

Социальная роль ОРД. ОРД (в широком смысле слова) является од­ним из наиболее эффективных средств государства для достижения постав­ленной цели с помощью применения специальных сил и средств.

Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой систе­мы зависит от содержания социально-политического строя общества.

ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязан­ную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей по­средством применения оперативно-розыскных возможностей.

Оперативно-розыскная политика есть компонент политики государства в области сыскной деятельности и одновременно часть уголовно-правовой политики в воздействии на преступность.

Эта политика реализуется по двум основным направлениям: а) в про­цессе правотворческой деятельности государства, разрабатывающего и устанавливаю­щего правила оперативно-розыскного воздействия на преступность; б) в правопримени­тельной деятельности уполномоченных на то федеральным законом представителей го­сударства, которые непосредственно проводят ОРД или ее контролируют.

Социальная роль ОРД особо проявляется в том, что она в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 55) в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей сыскными средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.

Источник: https://all-sci.net/rozyisknaya-deyatelnost-operativno/ponyatie-operativno-rozyisknoy-deyatelnosti-115515.html

Понятие и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, круг органов ее осуществляющих, задачи

Оперативно-розыскная деятельность

Ст.

1 Закона об оперативно-розыскной деятельности определяет, что оперативно-розыскная деятельность -­ вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  4. установление имущества, подлежащего конфискации.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  1. Органов внутренних дел Российской Федерации (МВД).
  2. Органов федеральной службы безопасности (ФСБ).
  3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
  4. Таможенных органов Российской Федерации (таможня).
  5. Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР).
  6. Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
  7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (наркоконтроль).

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, можно определить исходя из перечня оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:

  1. опрос граждан;
  2. наведение справок;
  3. сбор образцов для сравнительного исследования;
  4. контрольные закуп­ки;
  5. исследование предметов и документов;
  6. наблюдение;
  7. отождествле­ние личности;
  8. обследование помещений, зданий, сооружений, участ­ков местности и транспортных средств;
  9. контроль почтовых отправле­ний;
  10. цензура корреспонденции осужденных;
  11. прослушивание телефон­ных и иных переговоров;
  12. снятие информации с технических каналов связи;
  13. оперативное внедрение;
  14. контролируемая поставка;
  15. оперативный эксперимент.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-operativno-rozisknoy-deyatelnosti-krug-organov-ee-osuschestvlyaiuschich-zadachi

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.

За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Источник: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-12081995-n-144-fz-ob/glava-i/statia-5/

47. Оперативно – розыскная деятельность: понятие, задачи, органы, осуществляющие её. Виды оперативно – розыскных мероприятий

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно розыскная деятельность –вид деятельности, осуществляемой гласнои не гласно оперативными подразделениямигосударственных органов в пределах ихполномочий посредством проведенияоперативно-розыскных мероприятий вцелях защиты жизни, здоровья, прав исвобод человека и гражданина, собственностии обеспечения безопасности общества игосударства от преступных посягательств.Задачи ОРД:

      1. Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а так же выявление и установление лиц их подготавливающих, совершавших или совершивших.

      2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания и розыск пропавших.

      3. Добывание информации о событиях, действиях или бездействии, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

      4. Установление имущества, подлежащего конфискации.

В статьи 17 закона «Об оперативно-розыскнойдеятельности» определены соответствующиеорганы, которые осуществляют ОРД:

      1. Оперативное подразделение органов внутренних дел.

      2. Органы федеральной службы безопасности.

      3. Федеральная служба охраны (ФСО).

      4. Таможенные органы РФ.

      5. Службы внешней разведки России.

      6. Федеральные службы исполнения наказаний.

      7. Органы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органоввнешней разведки министерства обороныпроводит оперативно- розыскные мероприятиятолько в целях обеспечения безопасностиэтого органа внешней разведки и в томслучае, если это не затрагивает компетенциюиных органов ОРД.

Перечень органов, осуществляющих ОРДможет быть изменен или дополнен толькоФЗ.

Органы, осуществляющие ОРД, имеют правона проведение следующих оперативно-розыскныхмероприятий:

      1. Опрос (гласный или негласный).

      2. Наведение справок.

      3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

      4. Проверочная закупка.

      5. Исследование предметов и документов.

      6. Наблюдение (наружное наблюдение).

      7. Отождествление личности.

      8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных мест.

      9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

      10. Прослушивание телефонных переговоров.

      11. Снятие информации с технических каналов связи.

      12. Оперативное внедрение.

      13. Контролируемая поставка.

      14. Оперативный эксперимент.

Перечень оперативно розыскных мероприятийможет быть изменен или дополнен толькоФЗ. Оперативно-розыскные мероприятиясвязаны с контролем почтовых отправлений,телеграфных или иных сообщений.

Прослушивание телефонных разговоровс подключением к аппаратуре предприятийвне зависимости от формы собственности,а также физических и юридических лиц,предоставляющих услуги связи, проводитсяс использованием оперативно техническихсредств органов ФСБ.

Оперативно-розыскные мероприятиясвязаны с ограничением прав граждан и проводятся только на основании судебногоакта (ст. 23 Конституции РФ).

При этомпрослушивание телефонных и иныхприговоров допускается только в случаяхи в отношении лиц, подозреваемых илиобвиняемых в преступлениях среднейтяжести, тяжких и особо тяжких преступлений,а также лиц, которые могут располагатьсведениями об указанных преступлениях.

В ходе проведения ОРМ могут использоватьсяинформационные системы, видео иаудиозапись, кино и фотосъемка, а также иные средства, не наносящие вредажизни и здоровью и не причиняющие вредаокружающей среде. Законные требованияорганов, осуществляющих ОРД обязательныдля исполнения теми субъектами, которымони предъявлены.

Контроль над законностьюОРД осуществляют высшие органыгосударственной власти и уполномоченныеими субъекты в пределах полномочий,определенных законодательством РФ. Апрокурорский надзор осуществляетгенпрокурор РФ и уполномоченный импрокурор (прокуратура городов и районом– только прокурор и его заместитель).

48. Органы предварительного следствияи их компетенция.

Предварительное следствие представляетсобой форму предварительного расследования,которая производится следователем поделам о тяжких и особо тяжких преступленияхв виде всестороннего исследования всехобстоятельств дела и последующейпередачи дела через прокурора в суд длянаказания виновных лиц. В соответствиисо ст. 151 УПК предварительное следствиепроизводится:

1. Следователями следственного комитетаРФ.

    1. По делам об особо тяжких преступлениях (убийство, доведение до самоубийства, похищение человека, бандитизм). А также все преступления, совершенные судьями, прокурорами, адвокатами и иными специализированными субъектами.

    2. О преступлениях, совершенных должностными лицами следственного комитета органов ФСБ, СВР, ФСО, ОВД, ФСИН, ОНК, Таможенных органов, военнослужащими и лицами проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и др. войск и воинских формирований, связанных с исполнениями служебных обязанностей или на территории части учреждения и гарнизона, а так же о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью.

    3. По делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

      1. Следователями Федеральной службы безопасности.

По делам о преступлениях против основКонституционного строя и безопасностигосударства (теракт, организациянезаконных вооруженных формированийи участие в них, государственная измена,шпионаж, разглашение государственнойтайны)

      1. Следователями органов внутренних дел.

По делам о преступлениях против здоровьяграждан, половой неприкосновенности,собственности, общественной безопасностии общественного порядка и некоторыедругие (причинения тяжкого или среднеговреда здоровью, неоказание помощибольному, кража, мошенничество).

Связанных с незаконным оборотомнаркотических средств и психотропныхвеществ.

В соответствии со ст.38 УПК следовательявляются должностным лицом, уполномоченыосуществлять предварительное следствиепо уголовному делу. Не зависимо отпринадлежности к тому или иному ведомствуследователи обладают равными правамии несут одинаковые обязанности.

Ониимеют право возбуждать уголовное дело,принимать его к своему производству,производить необходимые процессуальные,в том числе следственные действия.

Некоторые следственные действияследователь имеет право производитьтолько по решению суда или при согласиируководителя следственного органа. Ониимеют право давать органу дознанияпоручения по проведению оперативно-розыскныхмероприятий и по производству отдельныхследственных действий.

Для собиранияи проверки доказательств, следовательпроводит следственные действия какдопросы, осмотры, выемки, очные ставки,назначает экспертизы и так далее.

При производстве по уголовному делузадачами следователя являются:

      • Доказывание события преступления.
      • Виновности лица в совершении преступления.
      • Мотивы преступления.
      • И иных факторов необходимых для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения следствия не более двухмесяцев со дня возбуждения уголовногодела. Он может быть продлен руководителемследственного органа по району илигороду до трех месяцев, а по субъектуфедерации до 12 месяцев.

Дальнейшеепродление допускается только председателемследственного комитета РФ, руководителямиследственных органов, иных ведомствили их заместителями.

По окончаниирасследования следователь составляетобвинительное заключение, котороеутверждается прокурором, который инаправляет дело в суд.

Источник: https://studfile.net/preview/2042361/page:10/

Основы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Лекции

Основы оперативно-розыскной деятельности

Иркутск, 2002-2003

f

  • 1. Понятие, принципы, задачи и правовая основа ОРД3
    • 2. Условия, основания проведения ОРМ
    • 3. ОРМ
    • 4. Органы, осуществляющие ОРД
    • 5. Понятие и принципы ОРП. Сущность и принципы ОРП
  • 6. Стадии ОРП
  • 7. Сыскное доказывание и сыскные доказательства
    • 8. Разработка в ОРП
    • 9. Обеспечение уголовно-процессуальных доказательств в ОРП
    • 10. Порядок предоставления фактических данных, полученных в результате ОРД, органу дознания, следствию или в суд
    • Список условных сокращений

f1. Понятие, принципы, задачи и правовая основа ОРД

1. Понятие ОРД (ст. 1 ФЗ «Об ОРД») — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД» в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства.

Основные черты ОРД: розыск доказательство дознание

— разведывательно-поисковый характер;

— перечень субъектов исчерпывающий;

— ОРД ограничивается пределом компетенции органов, ее осуществляющих;

— два способа осуществления: гласно и негласно;

— цель: обеспечить права, свободы, неприкосновенность собственности, жилища и т.д.;

— ОРД взаимосвязана с уголовно-процессуальными (следственными) действиями (эти действия осуществляются в различных правовых режимах:

а) разная правовая база;

б) разные пределы производства ОРМ (до, в ходе, после предварительного расследования) и следственных действий (возбуждение у/д);

— разные результаты действий (итог следственных действий — доказательства. ОРМ — сведения об источниках фактов, которые могут быть использованы в качестве доказательств после их закрепления процессуальным путем).

— ОРД связана с частно-детективной и охранной деятельностью (ФЗ от 11.05.92 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ») — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юр. лицам детективами, имеющими специальное разрешение в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Они не являются сотрудниками правоохранительных органов и не вправе проводить ОРМ.

2. Задачи ОРД (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»).

А) выявление, предупреждение (задержание с поличным, возбуждение у/д), пресечение и раскрытие преступлений + выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших (взаимосвязь с уголовно-процессуальной деятельностью).

ОРД осуществляется организационными мерами:

— обеспечение оперативно-тактической готовности к реагированию на сигнал;

— организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, Которые участвуют;

— осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативном учете.

Б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания + розыска без вести пропавших:

— это система организации процессуальных оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение лиц, установление негативных факторов, способствующих их длительному пребыванию на нелегальной территории и укрывательству;

В) добывание информации о событиях или действиях, которые создают угрозу государству, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

3. Принципы ОРД (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»)

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах:

А) законности (Общеправовой принцип);

Б) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (общеправовой п-п);

В) конспирации (специальный отраслевой п-п);

Г) сочетания гласных и негласных методов и средств (спец. отраслевой п-п).

Принципы ОРД — это основополагающие начала, руководящие идеи. Принципы А, Б закреплены в связи с возможным ограничением этих прав, если возникает необходимость.

Принцип А — безусловное и точное соблюдение норм К РФ, законов и иных н.п.а., регламентирующих ОРД (ст. 5 — запрещение использования мер, не перечисленных в законе.

Принцип Б — это признание законодателем приоритетными по сравнению с другими объектами защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Допускается возможность ограничения прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и др. на основании решения суда.

Принцип В — отражает специфический оперативно-разведывательный характер деятельности. Он означает необходимость использования в процессе ОРД правил и приемов, которые позволяют сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов, направленные на их разоблачение.

Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:

а) потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);

б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц;

в) сохранение в тайне является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступления + гарантии соблюдения их конституционных прав и свобод.

Принцип Г означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Ст. 11 ФЗ «Об ОРД» — результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и основания к возбуждению у/д + в процессе доказывания.

+ принципы:

— равенства граждан перед законом;

— подконтрольности;

— ведомственный, парламентарный и судебный контроль ОРД, прокурорский надзор;

— принцип наступательности (ОРД должна носить превентивный характер).

3. Правовая основа ОРД — совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере ОРД.

1) Принципы в К РФ:

— признание государством высшей ценностью прав и свобод;

— равенство граждан перед законом;

— соблюдение норм международного права в области прав человека;

— обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

— обеспечение права на неприкосновенность жилища;

— гарантии судебной защиты прав и свобод граждан;

— установление законодательного порядка ограничения основных прав для достижения целей.

Ст.ст. 23, 25 К РФ — обязательность получения судебного решения.

2) УПК , ФЗ «Об ОРД»;

3) др. ФЗ — делятся на 3 группы:

а) ФЗ, которые устанавливают базисное положение ОРД (УК определяет признаки состава преступления, крайнюю необходимость, обоснованный риск; уголовно-процессуальное законодательство определяет порядок взаимодействия ОРД и следствия);

б) ФЗ, регламентирующие деятельность отдельных субъектов (З РСФСР от 18.04.91 г. «О милиции» — возможность осуществления ОРМ на милицию»; ФЗ «Об исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы» 1993 г.

; ФЗ «О содержании под стражей обвиняемого, подозреваемого» 1995 г.; УИК, ФЗ «Об органах ФСБ РФ» 1995 г.; ФЗ «О федеральных органах налоговой полиции» 1993 г.; Таможенный кодекс; ФЗ «О внешней разведке» 1996 г.; ФЗ «О гос. границе» 1993 г.

; ФЗ «О государственной охране» 1996 г.);

в) ФЗ. Регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД (ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г.

— разрешение использования средств и веществ при производстве отдельных ОРМ (контролируемая поставка, проверочная закупка); ФЗ «О государственной тайне» — перечень сведения в области охраны, которые относятся к тайне, порядок допуска к оперативным сведениям, составляющим гос.

тайну; ФЗ «О прокуратуре» — надзор за органами дознания и ОРД; ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 1995 г.; ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности»).

4) Постановления Правительства РФ («Об утвержении правил об отнесении сведений, составляющих гос. тайну к различным степеням секретности»);

5) ППВС РФ:

— «О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23, 25 К РФ»;

— «О некоторых вопросам применения судами К РФ при осуществлении правосудия» 1995 г.

6) Определения КС РФ («По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об ОРД» по жалобе гражданки Черновой» 1998 г;

7) Ведомственные н.а. (приказы и инструкции, регламентирующие ОРД).

2. Условия, основания проведения ОРМ

1. Основания проведения ОРМ

В соответствии с ФЗ основания:

1. Наличие возбужденных у/д (по поручению следователя тогда, когда совершившее преступление лицо установлено или если лицо не известно — на установление лица без поручения следователя).

2. Получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках готовящегося, совершаемого или совершенного противоправного деяния + о лицах, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении у/д:

а) заявления и сообщения о преступлениях, которые являются поводами к возбуждению у/д (письменные сообщения организаций, должностных лиц, явка с повинной. Заявитель должен предъявить документы, удостоверяющие личность);

б) другая информация о преступлениях и происшествиях (публикации в СМИ; сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступлений; срабатывание охранной сигнализации; оповещение об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми; рапорты сотрудников ОВД о непосредственно обнаруженных происшествиях.

Проведение проверочных действий:

— проверка скрывшегося лица по учетам;

— опрос свидетелей об установлении.

3. Обнаружение неопознанных трупов.

4. Указания прокурора, постановление суда о проведении ОРМ (результаты оформляются справкой, рапортом с оперативными сведениями, которые могут входить в предмет доказывания; могут прилагаться предметы и документы, полученные в ходе проведения ОРМ).

5. Запросы иных органов, осуществляющих ОРД, в которых должны быть указаны, какие конкретные мероприятия должны провести.

6. Постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц (судьи) — смена места жительства; другие документы.

Поводы осуществления мер безопасности

— заявление должностного лица;

— обращение руководителя правоохранительного органа;

— получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица.

Основания: наличие достаточных данных, которые свидетельствуют о реальности угрозы защищаемого лица.

Разрешение оформляется мотивированные постановлением с указанием мер защиты.

7. Запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государства (Национальный центр бюро Интерпола МВД РФ).

3. ОРМ

Опрос — выявление лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, пропавших без вести.

Опрос — это специальная беседа, которая проводится с гражданами, которым могут быть известны сведения об интересующих данных.

Опрос допускается при добровольном согласии граждан, они не могут быть подвержены приводу.

Опрос может носить конфиденциальный характер, такое лицо не может быть допрошено в качестве свидетеля без его согласия. Результаты могут быть оформлены объяснением, заявлением, справкой или рапортом сотрудника, которые к материалам у/д не приобщаются.

Могут быть использованы техсредства фиксации, оформляются рапортом, может быть применен полиграф (утв. Приказом МВД от 28.12.1994 г.), заключение оператора полиграфа может быть передано следователю для учета в процессе доказывания.

Гипноз оформляется актом судебно-психологического исследования.

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00480735_0.html

Isfic
Добавить комментарий