Парламентское право

Андрей Безруков — Парламентское право и парламентские процедуры в России

Парламентское право

Учебное пособие посвящено одному из основных разделов конституционного права России – парламентскому праву, раскрывается правовая основа организации, деятельности и компетенция законодательных органов в России, процедура законотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях в России.Предназначено для аспирантов (адъюнктов), студентов и слушателей образовательных учреждений, обучающихся по юридическим специальностям.

Андрей Безруков

Парламентское право и парламентские процедуры в России

Рецензенты:

С.А. Авакьян – заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

А.Н. Кокотов – заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

В.А. Лебедев — заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Bezrukov A.V.

Parliamentary law and parliamentary procedures in Russia

Textbook

Reviewers:

S.A. Avakyan – Honored Scholar of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor

A.N. Kokotov – Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor

V.A. Lebedev – Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Scholar of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor

The manual prepared by Associate Professor, Ph.D. AV Bezrukov

The manual is devoted to one of the main sections of the constitutional law of Russia – parliamentary law, the legal basis for the organization and powers of legislatures in Russia, the process of legislative activity at the federal and regional levels in Russia.

It is intended for graduate students (Ph.D. students) and students of educational institutions, students in the legal profession.

© Bezrukov A.V., 2015 © Limited Liability Company «Yustitsinform» 2015

Конституцией Российской Федерации провозглашается, что Россия – это правовое государство (ст. 1). В соответствии с современной политико-правовой доктриной основным отличительным признаком правового государства является верховенство закона и превалирование принципов права, а не мотивов политической целесообразности в деятельности государства.

Как организационно-правовые основы деятельности парламента, так и процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он должен базироваться на принятых и закрепленных конституционно правилах, которые государство обязано соблюдать.

В системе конституционно-правовых отношений центральное место занимают парламент и парламентские процедуры, составляющие предмет достаточно молодой подотрасли конституционного права – парламентского права.

В действующей Конституции РФ формированию, структуре и функциям Федерального Собрания посвящена 5 глава.

Само расположение ее в Конституции Российской Федерации – вслед за главой «Президент Российской Федерации» и перед главой «Правительство Российской Федерации» – указывает на значение представительной и законодательной власти, ее первостепенное место в системе разделения властей.

Законотворческая деятельность, будучи основной формой правотворчества, присуща многим органам государственной власти, поскольку они осуществляют деятельность, связанную как с реализацией правовых норм, так и с их созданием. Причем к законотворчеству, как справедливо обратил внимание Президент РФ, следует активнее привлекать представителей негосударственных формирований, Общественной палаты[1].

Становление системы законодательства потребовало решения целого ряда вопросов как теоретического, так и прикладного характера. Была выявлена потребность разграничения правотворческих полномочий между федеративным Центром и регионами, а также научного осмысления вопросов соотношения регионального и федерального законодательства и многих других проблем.

Конституция Российской Федерации наделила субъекты Российской Федерации правом осуществлять собственное законодательное регулирование. В связи с тем, что региональное законодательство существует лишь несколько лет, актуальной является проблема разработки унифицированной процедуры его создания и обеспечения его надлежащего качества.

Тема парламента и законотворчества в системе конституционного права актуальна сегодня, как никогда, – перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Настоящее учебное пособие строится по принципу от общего к частному: первоначально рассматривается понятие, сущность, предмет парламентского права, раскрывается понятие и признаки парламента, затем рассматривается правовой статус Федерального Собрания России, его палат.

Отдельно освещена компетенция каждой из палат российского парламента, раскрываются понятие, виды и организационные формы парламентского контроля, а также правовой статус законодательных органов власти субъектов РФ.

Затем раскрывается понятие, проблемы реализации и стадии федерального законодательного процесса, в завершении анализируются особенности и некоторые проблемы регионального законодательного процесса, обращено внимание на законодательную практику Москвы.

Constitution of the Russian Federation declares that Russia is a state governed by the rule of law (Art. 1). According to modern political and legal doctrine the main distinguishing feature is the rule of law and the prevalence of principles of law, not the motives of political expediency in the public domain.

Organizational and legal bases of the Parliament, and the process of establishing legal rules may not be arbitrary, subjective, it must be accepted and fixed constitutional rules that the state must comply with.

In the system of constitutional and legal relations the central place is held by parliament and parliamentary procedures, they are the subject of quite a young sub-sector of constitutional law – parliamentary law.

In the current Constitution of the Russian Federation formation, structure and functions of the Federal Assembly are discussed in Chapter 5.

The very location of it in the Constitution of the Russian Federation – after the chapter “President of the Russian Federation» and before the chapter «Government of the Russian Federation» – indicates the value of the representative and legislative power, its paramount role in the system of separation of powers.

Legislative activity, being the main form of lawmaking, is inherent to many public authorities as they carry out activities related to the implementation of both legal rules and their creation. And law, as rightly pointed out by the President of the Russian Federation, should be adopted with the active involvement of representatives of non-State actors, public chambers.

Formation of the legislation requires the solution of a number of issues, both theoretical and practical. Identified is the need for demarcation of legislative powers between the federal center and the regions, as well as scientific understanding of the question of the relationship of regional and federal legislation and many other problems.

The Constitution of the Russian Federation has given subjects of the Russian Federation the right to exercise their own legal regulation. Due to the fact that the regional legislation exists for only a few years, the actual problem is the development of standardized procedures for its establishment and its good quality.

The subject-matter of Parliament and legislative system of constitutional law is relevant today as ever – the state is challenged to strengthen its legal framework.

This manual is the principle of the general to the specific: it initially discusses the concept, the essence, the subject of parliamentary law, reveals the concept and character of Parliament, then considers the legal status of the Federal Assembly of Russia, its chambers.

Separately considered is the competence of each of the chambers of the Russian parliament, the concept, types and forms of organization of parliamentary control, and the legal status of legislative bodies of subjects of the Russian Federation.

Then revealed are the concept, implementation problems and the stage of the federal legislative process, to complete the analysis with the features and some of the problems of regional legislative process, draw attention to the legislative practice of Moscow.

Глава 1

Парламентское право и конституционно-правовая характеристика законодательных органов в России

1.1 Парламентское право, парламент и парламентаризм

Парламентское право – подотрасль конституционного права России, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в области правового статуса парламентских органов и законодательных процедур в Российской Федерации[2]. Некоторые авторы выделяют его материальную и процессуальную составляющую[3].

В современный период представляется затруднительным рассматривать парламентское право в качестве самостоятельной полноценной отрасли российского права, поскольку содержательно оно включено в предмет конституционного права, является его неотъемлемой частью. Справедливо отмечает С.А. Авакьян, что вопрос о существовании такой отрасли права является весьма дискуссионным, многие исследователи обоснованно рассматривают проблемы российского парламентаризма в рамках конституционного права России[4].

Вместе с тем парламентское право может рассматриваться как достаточно сформированная и динамично развивающаяся отрасль права, что не противоречит его характеристике как подотрасли конституционного права. Парламентское право, наряду с избирательным правом и конституционно-процессуальным правом, развивается в фундаментальной системе конституционного права, выступает одним из крупных его образований.

Важно определить предмет парламентского права, который составляют отношения в области организации и деятельности парламентских органов и учреждений. Если определить структуру предмета, то можно взять за основу подход, предложенный А.Н. Кокотовым, который в него включает:

– общий статус и место парламентских органов в системе публичной власти и политической системе;

– состав и структура парламентских органов, порядок их формирования (если формируются путем выборов);

– порядок деятельности парламентских органов и их структурных подразделений;

– статус парламентариев (депутатов, сенаторов) и порядок их работы;

– порядок взаимоотношений парламентских органов между собой, с другими органами власти и иными субъектами[5].

Как и любая другая отрасль права, парламентское право группируется на институты. В литературе предлагаются различные группировки и классификации таких институтов, выделяют так же в структуре парламентского права общую и особенную части, что пока представляется преждевременным.

Источник: https://mybrary.ru/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/sci-juris/199694-andrei-bezrukov-parlamentskoe-pravo-i-parlamentskie.html

Парламентское право

Парламентское право

совокупность письменных и обычных норм, которым следуют члены парламентов и их палат в индивидуальных и коллективных действиях, «внутренний закон» парламента, его исключительная компетенция. Главным источником П. п. является регламент парламента (палаты парламента).

Источник: Большой юридический словарь

совокупность письменных и обычных норм, которым следуют члены парламентов и их палат в индивидуальных и коллективных действиях; «внутренний закон» парламента, являющийся его исключительной компетенцией. Главным источником П.п. является регламент парламента (палаты парламента).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

система норм и правил, регулирующих внутреннее устройство и процессуально- организационную деятельность парламента, его взаимоотношения с другими органами государственной власти и избирательным корпусом. Это важнейшая подотрасль конституционного права со своим предметом и методами организационно-правового обеспечения демократии.

Опираясь на общие с конституционным правом основополагающие принципы демократической государственности, П.п. имеет своим предметом прежде всего технологию парламентаризма, в его методах превалируют диспозитивные нормы, т.е. связанные с координацией, компромиссами и согласованиями. Отсюда разница и в нормативном составе конституционного и П.п.

: если конституционное право состоит в основном из статутно-институцио- нальных групп норм, то П.п. — из процессуально-организационных. В составе источников П.п. можно различать несколько крупных блоков.

Собственно юридический блок, возглавляемый конституцией, образуют законы, подзаконные акты, несущие в себе (преимущественно или частично) нормы процедурно-обеспечительского назначения.

В другой блок, который условно можно назвать рекомендательно-этическим, входят обычаи, традиции, обыкновения, а также прецеденты, особенно широко принятые в странах англосаксонской системы права.

В известном смысле можно говорить и о так называемом доктринальном блоке, куда прямо или косвенно включаются толкования правовых норм и категорий признанными авторитетами юриспруденции. Особую роль во всем многообразии источников П.п. играют регламенты парламентов или их палат: в них как «кодексах парламентаризма» сконцентрированы все его важнейшие положения. По ним можно судить, с какой разновидностью парламентаризма мы встречаемся в той или иной стране. Лит.: Очерки парламентского права. М., 1993; Парламентское право. М., 1998. И.М. Степанов

Источник: Юридическая энциклопедия

система конституционно-правовых норм, регулирующих статус и организацию парламента, порядок его формирования и деятельности, статус парламентария. В мировой практике понятие П.п. известно уже давно, хотя не во всех странах оно именуется именно так.

В странах, где парламент принимает бюджет, другие законы, выполняет контрольные и иные предусмотренные конституцией функции, П.п. образует самостоятельную отрасль национальной системы права: при этом в федеративном государстве П.п.

образовано нормами как федерального законодательства, так и законодательства субъектов федерации. В связи с развитием различных межгосударственных и надгосударственных представительных институтов развивается и П.п. в рамках международного права. Основные источники П.п.

: конституции, законы, регламенты и иные акты парламента, решения конституционно-судебных органов, парламентские прецеденты, обычаи, традиции, а также в ряде случаев акты главы государства и исполнительной власти.

Наиболее важные вопросы организации и деятельности парламента регулируются конституцией.

В основном законе страны, как правило, содержатся нормы, устанавливающие место и роль парламента в системе органов государственной власти, компетенцию парламента и ее распределение между палатами (в случае, если парламент двухпалатный), взаимоотношения парламента с главой государства и правительством, с субъектами права законодательной инициативы.

Нередко в конституциях затрагиваются и основополагающие вопросы правового статуса парламентариев. Нормы конституции часто дополняются и уточняются в органических и иных законах. Особое место среди источников П.п. занимают регламенты парламентов (их палат).

В РФ П.п. находится в стадии становления. Немаловажным фактором, влияющим на российское П.п., является федеративное устройство РФ.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ самостоятельно определяют свою систему органов государственной власти в соответствии с общими принципами, устанавливаемыми ФЗ РФ (которого пока нет).

Система конституционных и уставных правовых норм субъектов РФ в рассматриваемой сфере регулирует отношения, аналогичные федеральным, а также вопросы взаимодействия законодательных (представительных) органов субъектов РФ с федеральными центром.

Источник: Энциклопедия юриста

Источник: https://determiner.ru/termin/parlamentskoe-pravo.html

Isfic
Добавить комментарий