Право социального обеспечения в России

Мария КановскаяПраво социального обеспечения. Шпаргалки

Право социального обеспечения в России

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

2. Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Круг лиц, подлежащих обеспечению.

На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

3. Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.).

В этом и заключается основное назначение социального обеспечения.

Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

4. Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан.

Решить ее в рамках права социального обеспечения невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право – это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право – государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

5. Предмет права социального обеспечения

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

В период образования СССР (1922 г.) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

6. Система отношений по социальному обеспечению граждан

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает в себя: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

Источник: https://fictionbook.ru/author/mariya_kanovskaya/pravo_socialnogo_obespecheniya_shpargalki/read_online.html

Право социального обеспечения в России

Право социального обеспечения в России

Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст.

39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку.

Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.

Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы:

  1. право на пенсионное обеспечение;
  2. право на социальные пособия и компенсации;
  3. право на социальное обслуживание;
  4. право на медицинскую помощь;
  5. право на предоставление льгот.

В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения.

В практическом аспекте «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане1Миронова Т.К.

Социальная защита в России (правовые вопросы): Монография. М.. 2004. С. 138..

Факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения.

Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст.

22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.

) признал право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия, как правопреемница СССР, несет все юридические обязательства по данному Пакту.

Таким образом, право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

Конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) дополняет и раскрывает характеристику России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Статья 7 Конституции РФ даст определение «социального государства» через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части второй ст.

7 Конституции раскрываются отдельные направления политики социального государства: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. К сожалению, данная норма не содержит конкретных механизмов реализации социальной политики государства и не закрепляет минимального стандарта социального обеспечения.

Отсутствие в праве понятия социального государства приводит к произвольному толкованию этого термина в науке. Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство».

Н.А. Волгин считает, что «социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства… Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств.

Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане»2Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен. 2002. С. 93..

С изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку по отношению к Российской Федерации понятие «социальное государство» применяется в конституционной норме, обладающей высшей юридической силой, и является правовой нормой прямого действия.

М.П. Бочаров определяет «социальное государство как способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими…

Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой рсординацией»3Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч. 1997. С. 164.. Позитивным моментом этого определения является акцент на властных полномочиях народа в социальном государстве, выраженных в референдуме и выборах. Однако автор не уточняет, как часто и при решении каких социальных вопросов предлагается прибегать к этой форме народовластия.

Некоторые авторы, определяя социальное государство, указывают на ведущую роль политических партий и объединений в построении социального государства. Так, В.Г.

Постников понимает под социальным государством «исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества. Эволюция и перспективы развития социальных функций государства в этой связи всегда будут зависеть не только от тех целей, которые ставит перед собой государство как официальный представитель всего общества, но и от соотношения социально-политических сил»4Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1. С. 34.. Б.В. Ракитский обоснованно замечает, что «по-настоящему социальным государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства». Это особенно актуально в современной российской действительности, когда большинство в Государственной Думе составляет проправительственная партия, что позволяет без препятствий принимать любые антисоциальные законы.

М.В. Баглай полагает, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»5Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 118. 119..

Источник: https://isfic.info/tguseva/

История развития социального обеспечения. Часть 1

Право социального обеспечения в России

Человеческая жизнь постоянно усложняется. Непрерывно растет уровень производительных сил, при этом требуется все большее разделение труда. Мировой прибавочный продукт достиг такой величины, что теоретически можно было обеспечить безбедное существование всему населению Земли более чем полвека назад.

Но до сих пор такие проблемы как бедность и социальное расслоение остро дают о себе знать и являются объектом политических и экономических дискуссий.

И как быть людям, которые по каким-либо причинам оказались вне привычной сферы функционирования общества: получили травму и больше не могут заниматься трудовой деятельностью, утратили трудоспособность по старости?

Все эти проблемы и вопросы находят свое отражение в одной из самых молодых отраслей права – праве социального обеспечения. От их правильного и эффективного решения зависит мирное и благотворное существования человечества, ибо именно из-за дележа ресурсов возникают войны, уносящие тысячи и миллионы жизней.

Чтобы найти правильные ответы нужно исследовать явление в процессе его становления, ознакомиться с историей, и только после этого оценивать существующее положение, ведь могло статься так, что верный курс потерян. Капитализм больше не решает проблем и только углубляет антагонизмы.

§1. Древность и Российская Империя

Сегодня в сознании обывателя социальное обеспечение представляет собой деятельность государственных органов по предоставлению нуждающимся гражданам различных видов пенсий и пособий, по оказанию всевозможных социальных услуг и льгот инвалидам и престарелым, различных иных видов социальной помощи. Такое понимание сформировалось только в прошлом веке, и до того действительность была гораздо тягостней.

«В первобытном обществе прообразом социального обеспечения было общинное содержание, которое имело целью поддержание жизнедеятельности стариков, больных, инвалидов, беременных женщин, кормящих матерей и детей.

Средства для существования этих категорий людей выделялись из общего количества продуктов питания, добытых трудоспособными членами родовой общины» . Если этих продуктов не хватало, то члены рода, неспособные позаботиться о себе сами, были обречены на смерть.

Поэтому помощь престарелым и нетрудоспособным носила только характер обычая.

Рабовладельческое общество, основанное на полном праве частной собственности рабовладельцев на рабов, тоже не имело каких-либо массовых устойчивых форм обеспечения нетрудоспособных и престарелых.

Только для свободного населения, численно составлявшего ничтожную часть общества, с появлением особой профессиональной деятельности возникли такие материальные поощрения за выслугу, как предоставление земельных наделов или пенсий при уходе в отставку.

«В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители — своих малолетних детей)» .

В эпоху феодализма «с возникновением купеческих гильдий и ремесленных цехов организуется определенная взаимопомощь в связи с несчастными случаями, увечьем, болезнью» . Получило дальнейшее развитие обеспечение привилегированных слоев общества.

Одна из самых ранних общественных организаций – церковь, за счет своих обширных землевладений стала иметь возможность заниматься благотворительностью. Но получило невиданный размах и нищенство. В средневековые центры были наполнены скитающимися бродягами.

Абсолютистские монархи проводили жесткие мероприятия по борьбе с бедностью, вплоть до казней.

Зато тем, кто преданно служил августейшим особам, милостью «жаловались государственные пенсии, которые не носили характера обеспечения нетрудоспособности и раздавались в зависимости от заслуг перед монархом» .

Представитель знатного дворянского рода граф Клод Анри де Сен-Симон писал, что большая часть палаты пэров состояла из пенсионеров государственного казначейства, заинтересованных в возрастании налогов.

Это возрастание оказывает им перспективу увеличения их содержания, которое им кажется скудным.

Он писал, что паразитические сословия «изымают с нации» громадную сумму денег в виде пенсий в «уплату за свои бесполезные труды», вследствие чего приводят «к голоду среди изобилия» . Социальное обеспечение носило открыто дискриминационный характер.

В России первым правовым актом, относившимся к вопросам социального обеспечения«явился Судебник Ивана IV (1589 г.).

В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») — «две гривны в год»» . «В XVII в.

были учреждены Аптекарский приказ и Приказ строительства богаделен, в 1682 г. в Москве были открыты два госпиталя для нищих» .

В Российской Империи XIX века«система общественного «призрения» и частной благотворительности финансировалась главным образом за счёт пожертвований. «Призрение» нетрудоспособных и престарелых возлагалось на земские учреждения и городские общественные управления.

Государственное обеспечение распространялось только на военнослужащих и чиновников» . Крестьянство же заботиться о себе должно было само. Например, для служащих таможенных учреждений устанавливалось даже право наследования пенсий.

«Неполученные умершими пенсионные платежи выдавались наследникам на общих основаниях, оговоренных правилами Общего пенсионного устава и иными актами» .

С развитием мануфактур и фабрик, с появлением машинной индустрии увеличилась динамика жизни. Семейное хозяйство перестает быть основой материального обеспечения для все большего количества населения. Процесс пролетаризации отделяет рабочее место от дома.

Источником средств к существованию становится продажа своего труда, наем к хозяевам средств производства. «В 30-х гг. 19 века в Москве был открыт первый «работный дом», в который в принудительном порядке помещались нищие, обязанные работать там без всякой оплаты, за одно пропитание.

Позднее были открыты «дома трудолюбия», в которые помещались не имевшие средств к существованию нищие и старики.

Общественное призрение, проводившееся в порядке благотворительности, сосредоточивалось в «Ведомстве императрицы Марии», «Человеколюбивом обществе», «Александровском комитете о раненых» и других учреждениях, средства которых складывались из даяний жертвователей.

Эти общества содержали приюты для стариков и сирот и выдавали мелкие пособия престарелым чиновникам и их сиротам. Нуждающихся из среды пролетарских слоёв населения эти общества своей деятельностью не охватывали.

В сельских местностях призрение престарелых, увечных и круглых сирот возлагалось на сельские общества в порядке мирской повинности и т. к. государством оно не контролировалось, то фактически не существовало» .

Сегодня многие идеологи характеризуют царскую Россию как процветающее патерналистское государство, в котором добрые помещики с любовью заботились о своих дорогих крестьянах, рисуя умилительные картины буколической идиллии. Но при первом тщательном знакомстве с реалиями той эпохи делается совершенно иной вывод.

«До Великой Октябрьской социалистической революции слепые и глухие жили практически вне общества. Российская империя, переполненная нищими слепыми и глухонемыми, не только предоставляла им возможности получить работу и образование, но и не выделяла и гроша на их материальное обеспечение» .

Великий писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой в 1891 году написал статью, в которой он описал увиденное им во время объезда нескольких губерний.Корректуру этой статьи задержали и отправили в Петербург в Главное управление по делам печати и наложили на нее строжайший запрет. Только в начале 1892 года ее удалось опубликовать в Лондоне.

Даже на английском языке она дошла до России, что навлекло на графа Толстого большие неприятности.

«За последние два месяца нет книги, журнала, номера газеты, в которой бы не было статей о голоде, описывающих положение голодающих, взывающих к общественной или государственной помощи и упрекающих правительство и общество в равнодушии, медлительности и апатии.

Судя по тому, что известно по газетам и что я знаю непосредственно о деятельности администрации и земства Тульской губернии, упреки эти несправедливы.

Не только нет медлительности и апатии, но скорее можно сказать, что деятельность администрации, земства и общества доведена теперь до той последней степени напряжения, при которой оно может ослабеть, но едва ли может еще усилиться. Повсюду идет кипучая, энергическая деятельность» .

В чем же проблема, если бурная работа по обеспечению российского народа ведется, а результатов не видно? На это можно ответить словами губернатора, затем министра внутренних дел Валуева Петра Александровича, чья фраза стала афоризмом.

Он характеризовал обстановку следующим образом: «Взгляните на годовые отчеты: везде сделано все возможное, везде приобретены успехи, везде водворяется если не вдруг, то по крайне мере постепенно должный порядок.

Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки, то, что есть, от того, что кажется, и – редко где окажется прочная плодотворная почва. Сверху – блеск, а внизу – гниль» .

Побороть голод и нищету не позволяет коренное неразрешимое противоречие. «И выхода из этого ложного круга действительно нет и не может быть, потому что дело, за которое взялись администрация и земство,- дело невозможное. Ведь дело это состоит ни больше, ни меньше, как в том, чтобы прокормить народ. Мы, господа, взялись за то, чтобы прокормить кормильца,- того, кто сам кормил и кормит нас» .

Может сложиться впечатление, что крамольный Толстой сгущал краски. Но у других современников можно найти свидетельства еще более прямодушные.

В записках «Из Сибири» Антона Павловича Чехова, исколесившего всю страну, напечатанных в газете «Новое время» в 1890 году запечатлена не более радостная картина положения работяг: «Лица у них испитые, истасканные, битые. А какие выражения на лицах!…

навсегда утратили все тепло, какое имели, и осталось у них в жизни только одно: водка, девка, девка, водка… На этом свете они уже не люди, а звери…» .

Таким образом, можно заключить, что в дореволюционной России система государственного обеспечения касалась только очень ограниченного круга лиц из числа высшего офицерства и чиновничества. Нa трудящихся — мелких служащих, рабочих, кустарей, крестьян — эта система не распространялась.

Есть утверждение, что «к концу XIX – началу XX в. в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения». Но при этом упускается из виду, что Европейская часть – это не коренные российские губернии, а Финляндия и Польша.

«Свод законов Российской Империи предусматривал взыскание с предпринимателя ущерба в связи с увечьем на производстве. Однако нечеткая формулировка содержания этой нормы, неграмотность рабочих, большие судебные издержки, бюрократизм судопроизводства, классовый характер судов обычно не оставляли надежд у рабочих на благоприятное решение этого вопроса в судебных органах» .

Под напором народных волнений правительство постепенно вводило в действие трудовые законы.

Однако законы предусматривали не социальное обеспечение работников, а только ответственность отдельных предпринимателей за получение работниками травм на производстве, что было крайне проблематично доказать.

«В целом такая ответственность была построена на гражданско-правовых началах» . К тому же эти законы не распространялись на некоторые губернии целиком, и где не существовало фабричной инспекции – о гарантиях можно было забыть.

«Ограничительное толкование понятия «несчастный случай», отсутствие компенсации при профессиональном или общем заболевании и безработице, незначительные размеры вознаграждения (не более 2/3 годового содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности), предоставление страховому товариществу права в некоторых случаях лишать вознаграждения рабочих, возможность замены периодических выплат единовременным пособием сводили к минимуму положительный эффект страхового законодательства» .

Обеспечение нижних воинских чинов, пострадавших на войне или на военной службе, было крайне невелико.

После Русско-японской войны царское правительство предприняло некоторые шаги для улучшения положения военных инвалидов в виде создания домов призрения увечных воинов, но специальные учреждения по оказанию по мощи пострадавшим на войне (в том числе беженцам) начали создаваться лишь во время первой мировой войны.

Россия, ввязанная в войну, выставив перед собой мнимые интересы за проливы Босфор и Дарданеллы, была вынуждена тратить на нужды военного времени свои и без того невеликие общественные богатства.

Средства в казне были, нокак и на что они тратились? Истории известен один интересный факт: когда последний царь Николай разговаривал с начальником главного артиллерийского управления Маняковским, он ему доложил о том, что фабриканты бессовестно завышали цены на военные поставки и их прибыли с закупок достигали порой целую тысячу процентов. Требовалось ограничить неуемную жадность частных собственников и провести национализацию важнейших производств хотя бы столицы страны. Царь ему на это ответил по-настоящему либерально: нельзя стеснять частную инициативу и вызывать общественное недовольство. Делается вывод, что обществом для царя были фабриканты и помещики. Крестьяне и рабочие его не интересовали, или он об их положении слишком мало знал.

Забота о народе была переложена на сам народ. Читаем заголовки с плакатов и буклетов 1914-1917 годов: «Военный заем. Отечество нуждается в Вашей помощи. Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам.

Проложите путь к победе»; «Общество для оказания продовольственной помощи беднейшему населению проводит сбор на продовольственную помощь малоимущим»; «Помогите несчастным детям, купите красное яичко в пользу детских трудовых артелей и детских ночлежных домов»; «Жертвуйте на табак солдату»; «На помощь жертвам войны»; «Жертвуйте на дом инвалидов» и десятки подобных вопрошаний. Нерешенность политических и экономических вопросов и привела к падению царского режима. Задавленные голодной нищетой, искалеченные войной петроградцы первыми вышли на улицы с лозунгами «Хлеба и мира!» 23 февраля (8 марта по новому стилю), положив начало Февральской буржуазной революции.

Новообразовавшееся Временное правительство мало чем отличалось от царского. Те же министры и чиновники не решили ни одной проблемы с обеспечением граждан.

Лозунги о войне до победного конца и откладывание проведения всех значимых реформ до созыва Учредительного собрания не отвечали интересам трудящихся.

Зато в программе РСДРП еще со второго съезда были закреплены все основные требования пролетариата по социальному обеспечению, что было еще одним плюсом в пользу завоевания ими власти.

Продолжение следует…

И.П.
ИСТОЧНИК

Источник: https://pikabu.ru/story/istoriya_razvitiya_sotsialnogo_obespecheniya_chast_1_5608963

Isfic
Добавить комментарий