Правоохранительные органы зарубежных стран

Правоохранительные органы зарубежных стран

Правоохранительные органы зарубежных стран

Традиционно в учебной юридической литературе при рассмотрении правоохранительных органов, в том числе и правоохранительных органов зарубежных государств, используются различные правовые категории — «функция», «обеспечение законности и охраны правопорядка», «правоохранительная функция», «основные направления деятельности правоохранительных органов», «правоохранительная деятельность»1Т.В. Кашанина «правоохранительную деятельность» даже рассматривает в качестве вида общественного разделения труда (см Кашанина Т.В Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб, пособие М.: Юристъ. 1999 С. 97-98.), «функции правоохранительной деятельности».

Следует признать, что применение подобных подходов не позволяет определить само понятие «правоохранительный орган» и, что более важно, дать исчерпывающий перечень таких органов.

Изложенное побуждает нас к критическому переосмыслению некоторых традиционных положений теории правоохраны, сформулированных в учебниках, опубликованных в Российской Федерации, и обращению к не утратившим актуальности научным разработкам ряда известных российских и иностранных ученых.

Так, определяя соотношение государства и права, Г.Ф. Шершеневич выделял две его разновидности — историческое и логическое соотношение. Он писал, что «исторически содержание некоторых норм предшествует государству…

но логически эти нормы стати правовыми только тогда и только потому, что создалось государство, обеспечивающее присущими ему силами их исполнение. Право есть функция государства, и потому логически оно немыслимо без государства и до государства»2Шершеневич Г.Ф. Общая теория права М: Издание бр. Башмаковых. 1911. С. 308-310..

Поэтому государство предшествует праву и исторически и логически. Более того, только государство в состоянии установить правовые нормы. Вне государства нет и права.

Реализация государства в праве осуществляется «двояким образом: 1) государство устанавливает нормы права и 2) государство охраняет их против нарушений»3См. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве: Лекции. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина. 1911. С. 28..

Охрана норм права от их нарушений наряду с установлением норм права, а также осуществление задач государства в пределах этих норм и применение к отдельным жизненным случаям составляют «три основные функции государственной власти». Соответственно этим трем функциям Г.Ф.

Шершеневич различал три стороны власти: законодательную, исполнительную и судебную. При этом поименованный автор уточнял, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявления единой, неделимой государственной власти».

Из этого, по его мнению, следует «ошибочность взгляда, высказанного знаменитым французским писателем XVIII в. Монтескье о необходимости разделения властей».

Предложения Монтескье об установлении трех властей — законодательной, исполнительной и судебной, по мнению Г.Ф. Шершеневича, «теоретически ошибочны, а потому и практически негодны.

Трех равных по силе властей существовать не может: та, которая в действительности окажется наиболее сильной, и будет настоящею властью, а остальные подчинятся ей поневоле и перестанут быть самостоятельными властями.

Единство власти неизбежно восстановится».

Несколько иной подход в определении соотношения государства и права выработан известным немецким ученым Рудольфом Штаммлером.

Выделенные им два класса социальных правил — правовые установления и конвенциональные правила — он не считал возможным разграничивать только потому, что «положения права исходят от государства, тогда как конвенциональные правила возникают из обычаев «общественного» быта»4См.: Штаммлер Рудольф. Хозяйство и право (с точки зрения материалистического понимания истории) / Пер. со 2-го нем.

Изд. и со вступит. ст. И.А. Давыдова. Т. I СПб.: Начало. 1907. С. 131.. По его мнению, установление организованной властью, именуемой властью государственной, юридических норм «вовсе не необходимо». Наоборот, «в ходе истории право возникало в таких общественных союзах людей, которые в нашем смысле не были государствами».

Далее Штаммлер отмечает, что «понятие государства становится возможным лишь при наличности тех положений права, которые конституируют понятие государственного целого. Кто допускает, что «правовая» норма есть созданное «государством» правило, тот бессознательно вводит в определение понятия то, что еще только подлежит определению».

Обобщение научных разработок известных ученых позволяет сделать два вывода: 1) государство первично по отношению к праву, ибо оно создаст это право; 2) государство охраняет созданное им право. Таким образом, правоохранительным органом является государственный орган, специально управомоченный на охрану права.

Для характеристики этой деятельности целесообразно использовать термин «правоохрана». Несмотря на его достаточную известность и широкое использование, понятие «правоохрана» в юридической науке до нынешнего времени не разработано.

Более того, в советских и российских юридических энциклопедиях и словарях термин «правоохрана» даже не употребляется. В словарях русского языка также отсутствует этот термин, используются лишь термины «правоохранительный», «правоохранитель».

Следовательно, налицо необходимость в определении понятия «правоохрана».

Под правоохраной мы понимаем

урегулированную правом деятельность управомоченных государственных органов по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства.

В основу этого определения положены четыре существенных признака:

  • правоохрана — это вид государственной деятельности по обеспечению правового порядка;
  • данный вид деятельности осуществляется управомоченными государственными органами;
  • принудительный характер деятельности по обеспечению правового порядка;
  • осуществление деятельности государственных органов на основе обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

Необходимо обратить внимание на то, что понятие «правоохрана» является одной из фундаментальных, методологических категорий теории правоохраны, которая типологизируется на отдельные виды (формы) в зависимости от характера деятельности (способа обеспечения правового порядка): конституционное судопроизводство, административное судопроизводство, правосудие, прокурорский надзор, предупреждение правонарушений, расходование преступлений, оперативно-розыскная деятельность, координация деятельности по борьбе с преступностью, исполнение судебных решений. Приведенный перечень видов (форм) правоохраны не является исчерпывающим и отражает лишь состояние теории и законодательства, что обусловлено общественно-экономическими отношениями в тот или иной исторический период развития конкретного государства.

Для осуществления видов (форм) правоохраны образуются государственные органы, которые называются правоохранительными органами.

К использованию правовой категории «правоохрана» при определении понятия «правоохранительный орган», а также для установления исчерпывающего перечня этих органов нас побудил немецкий опыт. В Федеративной Республике Германия в научной и учебной юридической литературе, а также в законодательстве используется термин «Rechtsschutz» — правоохрана (правозащита).

Так, в одном из правовых словарей, изданном в ФРГ, понятие «правоохрана» определяется следующим образом: «В то время как на ранней стадии становления правового государства реализация распространяющихся на отдельных лиц, т.е.

субъективных, правовых норм в основном осуществлялась этими лицами или лицами из их окружения, нынешнее право основывается на принципах государственной правовой защиты.

Таким образом, обладатель права должен в принципе для претворения в жизнь возникающих в этой связи притязаний обращаться к государственным судам и государственным ведомствам путем подачи иска на вынесение приговора и путем реализации этого приговора на основе государственного принудительного исполнения.

Даже если речь будет идти о приговоре, вынесенном с помощью облегченных методов (например, с помощью третейской процедуры или подлежащего реализации решения), то и в этом случае принудительное осуществление законного притязания в принципе является делом государства, самооборона отдельных лиц может оказаться допустимой только лишь в особых случаях, т.е. в случаях самозащиты, вынужденной обороны, вынужденного положения, посредничества, защиты собственности. Часто закон трактует правовую защиту как его действия в тех случаях, когда при нарушении права закон ставит на место нарушенного права притязания на возмещение ущерба. Однако в законе делается оговорка, что и такие действия безусловно должны подчиняться вышеупомянутым принципам. См. также часть «осуществление мер безопасности»5См.: Rechtsworterbuch. Dreizehnte, neubearbeitete Auflage / Herausgegeben von Hans Kauffmann. Munchen: Beck, 1995. S. 1005..

Анализ этого сложно сформулированного определения позволяет выделить два существенных признака правоохраны: 1) ее осуществляют только государственные органы («государственные суды» и «государственные ведомства»); 2) осуществление государственными органами правоохраны предопределяется их способностью к принуждению («принудительное осуществление законных притязаний»).

Органы, осуществляющие правоохрану (правоохранительные органы)

Одним из существенных признаков понятия «правоохрана» является осуществление ее специально управомоченными государственными органами. Именно этот признак позволяет поименовать ряд государственных органов правоохранительными органами.

Разумеется, не все государственные органы являются правоохранительными. Для решения вопроса о принадлежности того или иного государственного органа к правоохранительным органам необходимо определить понятие «правоохранительный орган».

Под правоохранительным органом мы понимаем

государственный орган, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.

В основе такого определения находятся следующие существенные признаки:

  1. права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права;
  2. каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий;
  3. принудительный характер специфических действий правоохранительного органа;
  4. определенная процессуальная форма осуществления специфических действий.

При наличии перечисленных существенных признаков можно установить принадлежность того или иного государственного органа к правоохранительным органам.

Одним из первых применил системный подход при рассмотрении правоохранительных органов, правда исключительно Российской Федерации, А.Г.

Братко, обосновавший необходимость «комплексного изучения правоохранительных органов» в целях исключения изолированного изучения отдельных видов правоохранительных органов6Братко А.Г.

Правоохранительная система (вопросы теории). М.: Юридическая литература. 1991. С. 40-97, 206-207..

Предвосхищая конструктивную критику, следует указать, что наши предложения, в особенности относительно ряда американских и европейских государств в части обособления правоохранительных органов, еще не столь совершенны.

Это предопределено и тем, что мы фактически впервые применяем системный подход при определении правоохранительных органов ряда зарубежных государств.

Кроме того, нельзя не согласиться с суждением авторитетного специалиста в области международного права о том, что «международно-правовые знания находятся на крайне низком уровне»7См. об этом: Лукашук И.И. Международное право Общая часть Учебник 2-е изд. перераб. и доп. М.: БЕК. 2001. С. V..

Дело в том, что в Российской Федерации законодательство зарубежных государств не систематизировано, переводы правовых актов зарубежных государств осуществляются без участия специалистов в области права (ввиду незнания иностранных языков последними).

«Правоохранительные органы зарубежных государств» как учебная дисциплина

Программами ведущих высших учебных заведений предусматривается изучение учебной дисциплины «Правоохранительные органы», что учтено в названии данного учебника.

Всякая учебная дисциплина имеет свой предмет изучения. Имеет таковой и учебная дисциплина «Правоохранительные органы зарубежных государств» как самостоятельная учебная дисциплина.

К сожалению, в уже упоминавшейся здесь учебной литературе (в первую очередь в учебниках) не выработано единого подхода в определении его содержания.

Суть проблемы кратко можно свести к следующему: в каком объеме деятельность того или иного правоохранительного органа составляет предмет рассматриваемой учебной дисциплины.

По нашему мнению, деятельность правоохранительных органов не является предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы зарубежных государств», ибо деятельность тех или иных правоохранительных органов охватывается предметами изучения иных юридических учебных дисциплин (например, «Гражданское право зарубежных государств», «Уголовное право зарубежных государств», «Уголовный процесс зарубежных государств» и др.).

Организация и деятельность правоохранительных органов зарубежных государств является предметом изучения и иных учебных дисциплин. Так, например, в одном учебнике по курсу «Конституционное право зарубежных стран» его авторы отмечают следующее: «Конституционное право как учебная дисциплина — это часть науки, приспособленная для изучения студентами».

Также не сталь совершенно на этот же счет и положение А.М. Осавлюка: «Конституционное право зарубежных государств в той или иной форме изучается во всех современных юридических вузах и на юридических факультетах Российской Федерации.

Объем и содержание этой учебной дисциплины определяются учебными программами, которые разрабатываются соответствующими кафедрами и утверждаются учеными советами конкретных юридических вузов и факультетов и зависят от специализации вуза, уровня получаемого образования, сложившихся традиций (научных шкал преподавания данной дисциплины в конкретном вузе»8Осавлюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для студентов вузов 2-е изд. перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА. 2012 С. 38.

Источник: https://isfic.info/inoprav/index.htm

Правоохранительные органы зарубежных государств

Правоохранительные органы зарубежных стран

После 1991г., с которым связано начало формирования в Российской Федерации суверенной системы права, Российская Федерация, как новое суверенное государство, субъект международного права, уже не изолируется от внешнего мира, а постепенно вовлекается в мировое сообщество.

Одним из проявлений этого вовлечения является сотрудничество ее государственных органов с аналогичными органами зарубежных стран. Для решения возникающих проблем.

Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки

Государственная власть  в США основана на ее разделении на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет Конгресс США, состоящий из двух палат – Сената и Палаты представителей. Исполнительную власть осуществляет Президент США, одновременно являющийся главой государства.

Судебную власть осуществляют суды. Судебная система США представлена в виде трех звеньев. Высшим звеном является Верховный Суд США. Следующее звено – окружные суды. И наконец, суды штатов.

Высшим звеном системы органов юстиции США является Министерство юстиции США. В Министерство юстиции США входят следующие 5 групп структурных подразделений.

Первая группа: Служба разработки курса Министерства юстиции США, Служба по законодательным вопросам, Служба по связям с общественностью, Юристконсультская служба.

Вторая группа: Служба программ совершенствования правосудия, Исполнительная служба попечителей США, Комиссия по урегулированию претензий к зарубежным государствам, Служба по исполнению законов о свободе информации и охране частной жизни, Служба содействия правопорядку в общинах.

Третья группа: Управление по делам о нарушениях гражданских прав, Управление по делам о нарушениях антитрестовского законодательства, Управление по делам о нарушениях налогового законодательства, Управление по гражданским делам, Управление по делам об охране окружающей среды и природных ресурсов, Служба по вопросам взаимоотношений в общинах.

Четвертая группа: Федеральное бюро расследований (ФБР), Администрация по применению законов о наркотиках, Служба иммиграции и натурализации, Исполнительная служба атторнеев США, Управление по уголовным делам, Бюро тюрем, Служба маршалов США, Национальное центральное бюро ИНТЕРПОЛ.

Пятая группа:  Служба по делам разведки, Отдел управления юстицией, Исполнительная служба по иммиграционным делам, Юрист по вопросам помилования, Комиссия по условно-досрочному освобождения, Национальный центр разведывательной информации по торговле наркотиками. В основе приведенной структуры Министерства юстиции США находится функциональный признак.

Особое место в системе органов юстиции США занимает так называемый Незывисимый прокурор.

Уголовно-исполнительная система сША основана на ее федеративном устройстве и административно-территориальном делении.

Можно выделить три звена уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы США: местные («джейлы»), окружные и федеративные пенитенциарные учреждения.

«Джейлы»  – это специальные пенитенциарные учреждения, предназначенные для содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных к наказанию в виде лишения свободы сроком до одного года.

Правоохранительные органы Великобритании

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – демократическое, правовое, унитарное государство. Форма правления – Парламентская (конституционная) монархия.

Государственная власть  разделена на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Органом законодательной власти является Парламент, состоящий из двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании – Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Главой государства является Королева Великобритании.

Судебная система включает в себя высшие и низшие (местные) суды.

Высшими судами являются: Суд Палаты Лордов Великобритании, Апелляционный Суд Великобритании, Судебный комитет Тайного совета Великобритании, Суд Короны Великобритании, Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла Великобритании, Апелляционный трибунал по трудовым спорам Великобритании. Местными судами являются магистратские суды и суды графств.

Специальным органом, предназначенным для осуществления уголовного преследования, является Королевская служба обвинения – независимая и отдельная от полиции организация.

Королевская служба обвинения может быть представлена в виде двух звеньев – высшего и регионального (региональный центр).

Уголовное преследование вправе осуществлять и иные государственные органы – Управление налоговых сборов и Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством.

Правоохранительные органы Федеративной Республики Германия

Конституцией Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949г. Федеративная Республика Германия (ФРГ) провозглашена «демократическим и социальным федеративным государством». Государственная власть в ФГР осуществляется «через специальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти».

Органами законодательной власти  в ФГР являются Бундестаг и Бундесрат. Исполнительную власть осуществляет Федеральное правительство ФРГ, состоящее из Федерального канцлера ФРГ и федеральных министров.

Особое место в системе органов рассматриваемого государства занимает Федеральный президент ФРГ, который не может входить ни в правительство, ни в законодательный орган Федерации. Федеральный президент ФРГ представляет Федерацию в международно-правовых отношениях.

Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами и принимает послов. Судебная власть в ФРГ «вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом… федеральными судами и судами земель».

Статьей 95 Конституции ФРГ предусмотрены пять видов судопроизводства (юрисдикции):

•  общая;

•  административная;

•  финансовая;

•  трудовая;

•  социальная.

Соответственно учреждены высшие судебные органы для каждого вида

судопроизводства (юрисдикции): Федеральный верховный суд ФРГ, Федеральный административный суд ФРГ, Федеральный финансовый суд ФРГ, Федеральный суд по трудовым спорам ФРГ и Федеральный суд по социальным вопросам ФРГ. Эти судебные органы следует рассматривать как высшие звенья судебной системы Федеративной Республики Германия.

Суды общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные дела, представляют собой систему из следующих звеньев: участковый суд, земельный суд, Высший земельный суд и Федеральный верховный суд ФРГ.

Судами административной юрисдикции являются: административные суды в качестве первой инстанции, высшие административные суды земель ФРГ в качестве апелляционной инстанции, Федеральный административный суд ФРГ в качестве кассационной инстанции

Правоохранительные органы Французской Республики

Франция является неделимым, светским, социальным, демократическим государством.  Государственная власть Франции основана на ее разделении на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Органом законодательной власти является Парламент Франции, состоящий из Национального собрания и Сената. Исполнительную власть осуществляет Правительство Франции.

Главой государства является Президент Франции.

Судебную власть во Франции осуществляют суды. Гарантом независимости судебной власти является Президент Франции.

Система судов общей юрисдикции Франции представляет четыре звена:

  • трибуналы малой инстанции (малого процесса) как низовое звено;
  • трибуналы большой инстанции (большего процесса);
  • апелляционные суды;

Кассационный суд как высшее звено.

«Трибуналами» во Франции именуются полицейские и исполнительные суды. Суд присяжных, апелляционные суды и кассационный суд именуются «судами».

Судом специальной юрисдикции считается Конституционный совет

Правоохранительные органы стран Балтии

Три прибалтийских государства: Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика – в юридической литературе принято именовать «странами Балтии». Это название, прежде всего, обусловлено их географическим положением. Каких-либо международно-правовых договоров об объединении трех указанных государств, как субъектов международного права нет

Источник: https://students-library.com/library/read/36370-pravoohranitelnye-organy-zarubeznyh-gosudarstv

Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных стран

Правоохранительные органы зарубежных стран

Правоохранительные системы развитых стран мира, прежде всего, Франции, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Италии, Канады, Австрии, Японии, Федеративной Республики Германии имеют большой опыт борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Изучение опыта организации служебной деятельности и системы управления правоохранительными органами в этих государствах позволяет сделать некоторые выводы об особенностях управления зарубежными правоохранительными системами, а именно:

— разветвленность и разнообразие правоохранительных систем, наличие правоохранительных органов в различных министерствах и ведомствах, независимость их между собою;

-правоохранительные органы стран-членов Европейского Союза руководствуются не только национальным законодательством, но и нормативными актами, принятыми Союзом;

-деление правоохранительных органов по источниками финансирования на государственные (федеральные), муниципальные (местного самоуправления), частные (полиция фирм, концернов, синдикатов);

-социальная направленность работы правоохранительных органов; функции полиции часто состоят в том, что она выполняет роль своеобразной помощи гражданину и в случае совершения преступления, и при несчастном случае, в экстремальной ситуации, бытовом конфликте, внезапном заболевании или родах на улице;

-высокий профессионализм правоохранительных органов;

-внепартийность в роботе правоохранительных органов, правоохранительные органы служит народу, государству, а не партиям;

-активная деятельность общественных добровольных объединений, направленная на поддержку и помощь в работе правоохранительным органам;

-открытость, гласность, постоянная апелляция к общественному мнению при решении сложных ситуаций, которые возникают в правоохранительной практике, обеспечивают полиции доверие и поддержку населения.

Правоохранительные органы активно участвуют во всех мероприятиях, которые проводятся среди населения, в организации спортивных соревнований, праздников, работают в Школах и дошкольных учреждениях, выполняют патронажную работу, отчитываются перед населением и этим реализуют идею сближения с ним. В процессе служебной подготовки в полиции США, ФРГ, Франции, Италии изучается специальный курс «Работа с населением». В правоохранительных органах зарубежных стран достаточно весомо представленные отделы психологической, социальной работы, связи с населением, общественными организациями, средствами массовой информации;

— в подавляющем большинстве европейских стран, в США и Японии в МВД сосредоточены и полицейские службы, и службы государственной безопасности, что обеспечивает тесное взаимодействие между ними и экономит государственные средства;

— распределение компетенции органов контрразведки, которые входят, как правило, в систему МВД (за исключением США, где ФБР входит в Министерство юстиции), и внешней разведки;

-новейшие достижения естественных и технических наук внедряются в практическую деятельность правоохранительных органов. Полиция имеет разветвленную систему экспертных и научных учреждений;

-тесное взаимодействие правоохранительных органов через Интерпол и непосредственно между собою (конференции, симпозиумы, обмен делегациями, изучение опыта, подготовка кадров, совместные полицейские мероприятия в пределах нескольких стран).

Особый опыт полиция зарубежных стран приобретает при расследовании межгосударственных преступлений в сфере наркобизнеса, «отмывании» денег, сокрытии доходов и уклонения от уплаты налогов, недоброкачественной конкуренции, злостных банкротств, нарушении законов о товарных знаках и правилах рекламы, экологических преступлений.

Почти во всех зарубежных полицейских системах статус полицейской службы гражданский; служащие могут выполнять обязанности в форме или в гражданской одежде, имеют самое современное вооружение. На сотрудников полиции распространяются основные политические права, за исключением права бастовать и находиться в политических партиях.

Характерным признаком деятельности правоохранительных органов многих стран мира есть высокая социальная и правовая защищенность их работников. Материальная обеспеченность побуждает к ответственному выполнению обязанностей, профессиональному росту.

Но несмотря на сходство, каждая полицейская система имеет свой национальный характер, собственный опыт, структуру и формы деятельности.

⇐ Предыдущая14151617181920212223

Источник: https://mylektsii.ru/7-30943.html

Правоохранительные органы зарубежных стран (стр. 1 из 6)

Правоохранительные органы зарубежных стран

Контрольная работа по дисциплине

«Правоохранительные органы»:

Правоохранительные органы зарубежных стран.

Оглавление

Введение

Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки

Правоохранительные органы европейских государств:

Правоохранительные органы Великобритании

Правоохранительные органы Федеративной Республики

Германия

Правоохранительные органы Французской Республики

Правоохранительные органы стран Балтии:

Правоохранительные органы Латвийской Республики

Правоохранительные органы Литовской Республики

Правоохранительные органы Эстонской Республики

Правоохранительные органы стран Содружества Независимых Государств:

Правоохранительные органы Республики Беларусь

Правоохранительные органы Украины

Правоохранительные органы Республики Казахстан (Казахстана)

Заключение

Список литературы

Введение

После 1991г., с которым связано начало формирования в Российской Федерации суверенной системы права, Российская Федерация, как новое суверенное государство, субъект международного права, уже не изолируется от внешнего мира, а постепенно вовлекается в мировое сообщество.

Одним из проявлений этого вовлечения является сотрудничество ее государственных органов с аналогичными органами зарубежных стран. Это имеет непосредственное отношение и к правоохранительным органам.

Поэтому рассмотрение структуры правоохранительных органов зарубежных стран, изучение регулирующей их деятельность нормативной базы, оценка взаимодействия их друг с другом внутри государств и на межгосударственном уровне представляется особенно актуальным на современном этапе развития Российской Федерации.

Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки

Конституцией Соединенных Штатов Америки (США), принятой 17 сентября 1787г., США провозглашены независимым, демократическим, правовым, федеративным государством.

Государственная власть в США основана на ее разделении на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет Конгресс США, состоящий из двух палат – Сената и Палаты представителей.

Исполнительную власть осуществляет Президент США, одновременно являющийся главой государства.

Судебную власть осуществляют суды. Судебная система США основана на федеративном устройстве и административно-территориальном делении США и может быть представлена в виде трех звеньев. Высшим звеном является Верховный Суд США. Следующее звено – окружные суды. И наконец, суды штатов. [8]

Высшим звеном системы органов юстиции США (федеральная атторнетура) является Министерство юстиции США. Министерство юстиции США является федеральным органом исполнительной власти. Оно возглавляется Министром юстиции США, который имеет первого заместителя и заместителей.

Министр юстиции США, являющийся одновременно и Генеральным атторнеем США (U.S. AttorneyGeneral), назначается на должность Президентом США и утверждается в должности Сенатом США. Одним из заместителей Министра юстиции США является Генеральный солиситор США, возглавляющий группу солиситоров.

В Министерство юстиции США входят следующие 5 групп структурных подразделений.

Первая группа: Служба разработки курса Министерства юстиции США, Служба по законодательным вопросам, Служба по связям с общественностью, Юристконсультская служба.

Вторая группа: Служба программ совершенствования правосудия, Исполнительная служба попечителей США, Комиссия по урегулированию претензий к зарубежным государствам, Служба по исполнению законов о свободе информации и охране частной жизни, Служба содействия правопорядку в общинах.

Третья группа: Управление по делам о нарушениях гражданских прав, Управление по делам о нарушениях антитрестовского законодательства, Управление по делам о нарушениях налогового законодательства, Управление по гражданским делам, Управление по делам об охране окружающей среды и природных ресурсов, Служба по вопросам взаимоотношений в общинах.

Четвертая группа: Федеральное бюро расследований (ФБР), Администрация по применению законов о наркотиках, Служба иммиграции и натурализации, Исполнительная служба атторнеев США, Управление по уголовным делам, Бюро тюрем, Служба маршалов США, Национальное центральное бюро ИНТЕРПОЛ.

Пятая группа: Служба генерального инспектора, Служба по делам разведки, Отдел управления юстицией, Исполнительная служба по иммиграционным делам, Служба профессиональной ответственности, Юрист по вопросам помилования, Комиссия по условно-досрочному освобождения, Национальный центр разведывательной информации по торговле наркотиками. В основе приведенной структуры Министерства юстиции США находится функциональный признак.

Федеральная атторнетура осуществляет обвинение: по уголовным делам; по дела о нарушениях гражданских прав; о нарушениях налоговых законов; о нарушениях законов об охране природы и естественных ресурсов; о нарушениях антитрестовских законов.

Нижестоящим звеном по отношению к федеральной атторнетуре являются атторнетры штатов США. Каждый штат США имеет свою атторнетуру во главе с Генеральным атторнеем.

Между атторнетурами штатов и федеральной атторнетурой существует координационная связь, но единой централизованной атторнетуры США нет. Структура атторнетуры штата во многом соответствует федеральной структуре атторнетуры.

Помимо федеральной атторнетуры и атторнетур штатов в каждом из 94 имеющихся в США судебных округов предусмотрена должность атторнея. [1]

Особое место в системе органов юстиции США занимает так называемый Незывисимый прокурор (IndependentCounsel), порядок назначения и деятельности которого урегулирован «Законом о Независимом прокуроре» 1978г.

В указанном нормативном правовом акте установлен перечень высших должностных лиц США, являющихся специальными субъектами.

К таковым отнесены: Президент США; Вице-президент США; высшие должностные лица Администрации Президента США – члены кабинета, возглавляющие важнейшие правительственные ведомства; некоторые высшие должностные лица Исполнительной службы (Администрации) Президента США; высшие должностные лица Министерства юстиции США; Директор и Заместитель директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США; Комиссар Службы внутренних доходов Министерства финансов США; официальные лица, занимающиеся организацией и проведением общенациональных политических кампаний Президента США.

При наличии повода (факт поступления сведений о нарушениях норм федерального уголовного законодательства специальными субъектами, например от членов Конгресса США) и оснований («конкретная и достоверная» информация, «в достаточной мере обосновывающая проведение расследования») Генеральный атторней США обязан в течение 90 дней направить в специальное судебное присутствие по назначению независимых прокуроров (SpecialDivisionofAppintingIndependentCousels) Аппеляционного суда округа Колумбия (U.S. CouptofAppealsfortheDistrietofColumbiaCircuit) представление о назначении Независимого прокурора США. Специальное судебное присутствие назначает Независимого прокурора США и несет за это ответственность. После назначения специальным судебным присутствием Независимый прокурор США может быть освобожден от должности посредством импичмента с последующим осуждением, либо Генеральным атторнеем США по основаниям, существенно затрудняющим исполнение его обязанностей (например, невозможность исполнения обязанностей в связи с болезнью).

Пределы компетенции Независимого прокурора США по конкретному делу определяет специальное судебное присутствие. Независимый прокурор США при проведении расследования вправе также осуществлять оперативные мероприятия. Срок проведения расследования Независимым прокурором США не установлен и ограничен лишь сроками давности головного преследования по расследуемым им преступлениям.

На независимого прокурора США возложена обязанность представления каждые шесть месяцев в специальное судебное присутствие отчета о расходах, связанных с расследованием. Кроме того, Независимый прокурор США обязан ежегодно представлять Конгрессу США отчет о расходах, связанных с расследованием.

После завершения расследования Независимый прокурор США представляет специальному судебному присутствию итоговый доклад. При наличии любых достоверных доказательств, которые могут стать основанием для импичмента, Независимый прокурор США докладывает об этом Палате представителей Конгресса США.

Уголовно-исполнительная система сША основана на ее федеративном устройстве и административно-территориальном делении.

Можно выделить три звена уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы США: местные («джейлы»), окружные и федеративные пенитенциарные учреждения.

«Джейлы» – это специальные пенитенциарные учреждения, предназначенные для содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также осужденных к наказанию в виде лишения свободы сроком до одного года.

Окружными пенитенциарными учреждениями являются тюрьмы штатов. В них содержатся осужденные к лишению свободы на срок более одного года. В тюрьмах штатов и в «джейлах» применяются дифференцированные условия отбывания наказания для осужденных (строгий, общий и льготный режимы). Организация и деятельность пенитенциарных учреждений, как правило, регулируются законодательством штатов.

Федеральными пенитенциарными учреждениями являются федеральные тюрьмы, в которых содержится незначительное (по сравнению с тюрьмами штатов) число осужденных. [7]

Правоохранительные органы европейских государств

Правоохранительные органы Великобритании

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – демократическое, правовое, унитарное государство; форма правления – парламентская (конституционная) монархия.

Государственная власть основана на ее разделении на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Органом законодательной власти является Парламент, состоящий из двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании – Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Главой государства является Королева Великобритании.

Источник: https://mirznanii.com/a/31275/pravookhranitelnye-organy-zarubezhnykh-stran

Isfic
Добавить комментарий