Правовая система Великобритании

Новый сайт об английском праве на русском языке

Правовая система Великобритании

Представляю Вам свой новый проект «Englishlaw.Uz». Этот проект посвящен английскому праву и является первым в своем роде не только в Узбекистане, но и во всем СНГ. Учитывая то, что русский язык является языком межнационального общения в Узбекистане, да и во всем СНГ, и в целях обеспечения доступа к материалам, проект был сделан на русском языке.

Что есть английское право? И почему я решил открыть отдельный сайт об этой системе права? И почему именно о ней, а не о другой системе права? 

Английское право интересовало меня с того момента, как я поступил на магистратуру в Norwich Law School. И не только потому, что я учился в Англии, а также, потому что в отличие от других систем права оно является одной из совершенных систем права, которая имеет тенденцию постоянно обновляться и динамично развиваться. 

Это — правда, что свои истоки английское право берет с момента, когда Вильгельм Завоеватель начал править Англией и наложил на разрозненные графства общее право (common law). Но своей уникальностью английское право обязано судьям, которые из года в год, из века в век, выявляя недостатки в правовом регулировании, усовершенствовали эту систему права. 

Это правда, что все правовые институты в английском праве рассматриваются через призму прецедента, но законодательные акты тоже понемногу начинают понемногу атаковать и ослаблять силу прецедента. 

Однако, прежде чем рассматривать этот момент, я хотел бы кратко остановиться на самых основных постулатах английского права посредством кратких абзацев. 

Уникальность

В отличие от других систем права, английское право имеет своего постоянного хозяина. Это Англия. Римская империя, которой мы обязаны римским правом, давно уже не существует. Исламский халифат, которому мы обязаны исламским правом, тоже изжил себя.

 Континентальное право, на котором основывается наша правовая система, не имеет родины, несмотря на то, что оно обязано римскому праву.

И лишь английское право имеет постоянного и неумирающего родителя – Англию, судьи которой из года в год шлифуют эту систему права.

Отсутствие конституции

Во всех ведущих законодательствах мира есть конституция, основываясь на которой они издают свои законы, в Англии же такого нет. В Англии есть несколько законодательных актов, которые считают конституционными, но английское право также любит натуральное право, право справедливости. 

Источники права

Источниками английского права до недавнего времени, по крайней мере, до Брекзита, были: 

Законы, издаваемые Парламентом Великобритании (acts of Parliament); 

Судебный прецедент (case law);

Право справедливости (equity);

Законодательство Европейского Союза (European Community Law);

Европейская Конвенция по Правам Человека (European Convention on Human Rights). 

Однако, после того, как британцы (да, да именно британцы, а не только англичане), решили, что не хотят быть частью Европы, то законодательство ЕС и скорее всего ЕКПЧ скоро перестанет быть частью английского права. 

Юридическая профессия

Барристеры и солиситоры – это институт присущий только английскому праву. Нигде в мире роль адвоката не выполняет сразу два лица. В отличие от наших адвокатов, английские барристеры и солиситоры не обладают неприкосновенностью.

Они обладали им, по крайней мере, до 2002 года, однако, в дело Arthur JS Hall and Co v Simons [2002], Палата Лордов, высшая судебная инстанция на тот момент, постановила, что барристеры не могут иметь неприкосновенности и могут быть преследованы за профессиональную неосторожность. 

В отличие от наших адвокатов, английские барристеры и солиситоры могут иметь повышение до ранга Советника Королевы. 

Независимость судебной власти 

Судебная власть в Великобритании очень независима, даже можно сказать чересчур. И это не только потому, что от неё зависит правотворчество, но также потому, что англичане были первыми, кто фактически продвигал идею принципа разделения и независимости властей. 

Несмотря на это, парадоксальным образом, высшей судебной инстанцией в Великобритании, по крайней мере, до 2005 года, была Палата Лордов, высшая законодательная инстанция. Однако, с принятием Закона о Конституционной Реформе в 2005 году, полномочия Палаты Лордов были переданы Верховному Суду. 

Механизм назначения судей был разработан в начале 18 века Законом о Сеттльменте 1701 года, согласно которому судьи назначаются по принципу «пока они ведут себя хорошо» (quamdiu se bene gesserint). Судьи могут быть сняты со своих должностей только по ходатайству обеих палат английского парламента. 

Главой судебной власти является Лорд Главный Судья, функции которого раньше исполнял Лорд Канцлер. 

Судебный прецедент

Судебный прецедент, в отличие от наших судебных решений, играет решающую роль в правотворчестве и законотворчестве в английском праве. 

Институт судебного прецедента зиждется на принципе «stare decisis» (пусть решение стоит). Это означает, что судьи при вынесении решения, должны руководствоваться предыдущим аналогичным решением. При этом нижестоящие суды должны придерживаться решений вышестоящих судов, и не наоборот.

Кроме решений вышестоящих английских судов, для нижестоящих английских судов, да и вообще английских судов, решения следующих судебных органов имеют ограниченную силу: Тайный Совет (Privy Council), решения Европейского Суда по Правам Человека (после Брекзита, они могут потерять свою силу) и решения других судов, которые входят в Содружество Государств, возглавляемое Королевой Великобритании. 

Заключение

В настоящей заметке, я попытался дать краткий обзор основных институтов английского права. В последующих постах об английском праве, я постараюсь дать детальное описание институтов, приведенных здесь, а также описывать другие не менее важные институты английского права.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/novyj_sajt_ob_anglijskom_prave_na_russkom_yazyke/61078

Глава 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИИ

Правовая система Великобритании

Особенности английского права

Характеристику правовой системы Англии следует начать с того, что собственно английское право действует только на территории Англии и в Уэльсе.

В Шотландии — свое, шотландское, право, которое отличается рядом особенностей, например кодификаци­ей. Поэтому принято говорить, что в Шотландии действует не ан­глийское, а шотландское право.

Некоторыми особенностями от­личается правовая система Северной Ирландии.

Особенностью английского права является то, что его система не признает деления на частное и публичное право. Также не при­знается выделение из норм гражданского права торгового права, как, скажем, это принято во Франции, в Германии и во многих других странах. Объясняется это принципом верховенства права.

Принцип верховенства права — это фундаментальный консти­туционный принцип. Согласно его требованиям все равны перед правом, поскольку закон не является единственным (или преиму­щественным) источником правовых норм.

Государство выступает на правовом поле лишь как один из субъектов права наряду с ча­стными лицами*.

Тем самым и государству, которое должно пре­следовать публичный интерес, и отдельным людям, которые должны иметь возможность преследовать частные интересы, при­ходится доказывать в суде свою правоту всякий раз, когда они об­ращаются за правосудием.

* В английском праве подразделение права на частное и публичное, пожалуй, отрицается с особым пафосом, так как это различие всегда рассматривалось как «реализация идеи о том, что государство и правительство могут праву не подчиняться». (David R., Brierley J.E.C. Op. cit. P. 339.)

Согласно принципу верховенства права, английский суд не выступает на стороне государства.

Вот почему никто не может об­винить судей, что они состоят в некоем сговоре с теми, у кого в руках находится политическая власть в стране, или напрямую зависят от власть имущих.

В этом состоит основа социального ува­жения к судьям, столь традиционного для Англии и англичан. Над английскими судьями можно посмеиваться, как над чудака­ми, но их нельзя не уважать.

Другая особенность английской правовой системы состоит в том, что прецеденты продолжают оставаться для нее основным источником права. Поэтому есть все основания относить право­вую систему Англии к прецедентному типу права.

В последнее время наметилась определенная тенденция к сближению прецедентного и статутного права по их функцио­нальному значению. Однако английские юристы считают, что в целом это только тенденция.

Она не ведет к изменению типа права. Известно, что прецедентная система права приводит к тому, что решения высших судов имеют обязательную силу как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций.

Для права Англии это положение сохраняется и сегодня.

В системе английского прецедентного права выделяют общее право и право справедливости. Вообще деление права на общее и право справедливости в Англии рассматривается как фундамен­тальная характеристика английской правовой системы.

Можно сказать, что английский вариант, или эквивалент деления права, уникален в своем роде и не встречается в других странах в таком виде.

Но это такая же условность, как подразделение права на ча­стное и публичное, как это принято в странах романо-германского права.

Право справедливости утверждается в английской правовой системе в период XV—XVII вв. Оно появляется в силу историче­ских причин. Но и поныне в системе английского права сохраня­ется выделение общего права и права справедливости, несмотря на то что в 1873 и 1875 гг.

английский Парламент принял ряд спе­циальных законодательных актов, известных как законы о судо­устройстве (Judicature Acts). Законами предписывалось «объедине­ние» права справедливости с общим правом. Однако из этого на­чинания мало что вышло.

«На самом деле, — отмечают Рене Да­вид и Джон Брили, — это различие продолжает оставаться фун­даментальным для английского права, и поэтому оно сравнимо с делением права на публичное и частное в том смысле, что анг­лийские юристы так же естественно подразделяются на юристов, «работающих в общем праве», и юристов, «работающих в праве справедливости». Точно так же французские юристы подразделя­ются на тех, кто занимается гражданскими и уголовными дела­ми»*.

* David R., Brierley J.E.C. Op. cit. P. 340.

Формирование общего права началось с XI в. И сегодня оно продолжает играть существенную роль в правовой системе как ее ведущий компонент. Стоит отметить, что исторически статутное право развивается на фоне и в контексте общего права. Поэтому точнее было бы сказать, что статутное право дополняет и разви­вает общее право как систему.

Право справедливости исторически возникает из решений спе­циализированного органа — Суда канцлера, который поначалу не был связан нормами общего права. В Англии право справедливо­сти как самостоятельное право существует наряду с общим пра­вом с XV в. После реформы 1863—1875 гг.

право справедливости формально сливается с общим правом, однако фактически его нормы продолжают распространяться на ряд наиболее важных областей гражданского права.

Например, к праву справедливости относятся нормы, регламентирующие институты доверительной собственности, ответственность за причинение вреда и некоторые другие области гражданско-правового регулирования.

Особенности многовекового развития права Англии как права прецедентного предопределили внутреннюю противоречивость его системы, которая в целом плохо поддается систематизации.

Поскольку ни одна отрасль английского права не кодифицирова­на полностью, считается, что право Англии избежало кодифика­ции.

Однако такая цель поставлена перед Правовой комиссией для Англии* и выделена как ориентир для законодательной рабо­ты на перспективу правовой реформы.

* Правовая комиссия для Англии была учреждена в 1965 г. как законо-проектный орган. Аналогичная комиссия была учреждена для Шотландии.

В компетенцию Комиссии входит подготовка крупных консолидированных за­конодательных актов применительно к разным отраслям права с перспекти­вой реформы всего, права Англии вплоть до его кодификации.

Назначение и задачи Правовой комиссии рассматриваются далее.

Вместе с тем следует отметить, что с практической точки зре­ния английское право продолжает оставаться весьма эффектив­ным, достаточно гибким и социально ориентированным инстру­ментом. Поэтому задача кодификации права рассматривается скорее как политическое требование, а не назревшая задача пра­вового развития.

Наиболее последовательные и масштабные преобразования во многих важнейших отраслях современного права Англии нача­лись в 30-е годы XIX в.

В этот период Парламент принимает мно­гочисленные законодательные акты, которыми объединяются нормативные положения по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права, ранее принятые Парламентом.

Они получают обобщенное наименование «консолидированное законодательство». Работа по преобразованию права в направле­нии его кодификации продолжается и в наше время.

Среди наиболее важных и крупных актов консолидированного законодательства можно отметить, например, Статут о семейных отношениях 1857 г., Статут о партнерских отношениях 1857 г., Статут о продаже товаров 1893 г., Статут об уголовном праве 1967 г., Статут о полиции 1997 г. и др.

Перед консолидированными законодательными актами не ста­вится задача полной кодификации соответствующих отраслей права. Их задача — систематизировать и упорядочить нормы пра­ва применительно к отдельным институтам.

Консолидация в ос­новном состоит в том, что нормы, ранее разбросанные по отдель­ным статутам, принятым в разное время и по разным поводам, объединяются по предметному признаку в одном акте. Появление консолидированного законодательства привело к тому, что к кон­цу XIX—началу XX в.

статутное регулирование охватило боль­шинство отраслей английского права.

В настоящее время во многом благодаря масштабной законо­дательной интервенции Парламента в развитие английского пра­ва и правовую реформу статуты рассматриваются как наиболее значимые источники правовых норм. Во всяком случае статутная интервенция позволяет проводить преобразования оптимальным и социально приемлемым путем, решительно и быстро.

В современных условиях прецедентное право продолжает со­хранять свои позиции в правовой системе Англии. Главное, оно остается самостоятельным и полноценным источником права.

Нормы прецедентного права непосредственно регулируют ряд наиболее важных институтов современного права Англии. Это от­носится к таким областям, как договорное право, обязательствен­ное право и др.

Прецеденты сопровождают практику применения законодательства, поскольку на суды возложена задача толкова­ния, уточнения и развития положений статутного права.

Факти­чески без прецедентного права в условиях Англии статутное пра­во утрачивает свой смысл и назначение и не может применяться. И тем не менее все же можно признать, что в современных усло­виях прецедент начинает постепенно утрачивать свою приоритет­ность и исключительность.

В последнее время среди источников права Англии в значи­тельной степени возросла роль делегированного законодательст­ва. Особенно это касается здравоохранения, образования, соци­ального страхования, некоторых областей процессуального права и др.

По сути делегированное законодательство представляет со­бой ведомственное нормативное регулирование, осуществляемое правительством и соответствующими органами исполнительной власти на основании полномочий, переданных (делегированных) Парламентом.

Среди актов делегированного законодательства наибольшей силой обладают так называемые приказы в Совете, которые издаются правительством от имени королевы и Тайного совета.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 589;

Источник: https://studopedia.net/3_32481_glava--obshchaya-harakteristika-pravovoy-sistemi-anglii.html

Правовая система Великобритании

Правовая система Великобритании

  Министерство образования и науки Российской Федерации

  Федеральное агентство по образованию

  Саратовский государственный университет

  им. Н. Г. Чернышевского          

  Контрольная работа

  по дисциплине «Сравнительное правоведение»

  «Правовая система Великобритании» 

  Руководитель Н.Р. Борисова

  Студент И. В. Резниченко        

  Саратов 2012 

  Введение

1.Конституция Великобритании.

    1.2 Конституционно-правовое положение личности в Великобритании

  1. Система государственных органов Великобритании. Особенности принципа разделения властей.

    2.1 Политические партии и партийная системаВеликобритании

          2.2 Прецедентное право Англии

           2.2 Структура, источники и основные группы английского общего права

          2.3 Характерные черты английского общего права

  4. Правовая система Шотландии

Заключение

  Список использованной литературы 

  Введение

  Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, входивших ранее в Британскую империю. Полное название,  Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Государство в Западной Европе на Британских островах.

Территория — 244,1 тыс. кв.км., столица — г. Лондон, официальный язык – английский, валюта — фунт стерлингов, религия — протестанты — 90%.

Кроме Великобритании членами Содружества являются 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие государства с населением 1 млрд. человек.

  Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих 4 стран различно.

В Англии и Уэльсе — это графства, которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области.

Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.

  По форме правления Великобритания — конституционная парламентская монархия.

  Политический режим — демократический.

  Глава государства Королева (Король).

Формально ей принадлежат достаточно обширные полномочия: она назначает Премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает Парламент, может наложить вето на законопроект, принятый Парламентом. Королева обычно открывает сессии Парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Она является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, имеет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства. Они подписывают акты, издаваемые Королевой, и несут за них ответственность.

  Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Срок его полномочий по Закону о Парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет.

  Депутаты создают различные комитеты, которые рассматривают вопросы, имеющие серьезное общественное значение. Среди наиболее важных функций Парламента — принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат.

  Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету Королева назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет».

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Правительство ответственно перед нижней палатой Парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.

  В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения. На острове Мэн также существует свой собственный, старейший в мире парламент — Тинвальд, состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат.  

  1. Конституция Великобритании              В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет. 

    Несмотря на то, что первые конституционные акты в современном значении были приняты в конце XVIII в.

    в США, во Франции, в Польше, первенство в деле конституционного строительства, безусловно, принадлежит Англии, которая по праву считается родиной конституционализма и парламентаризма.

    В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права, норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

  Конституция является формой выражения гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, распределения власти между различными политическими силами.

Она задает курс дальнейшего развития общества, а также является эталоном политического поведения, обращаясь к которому становится возможна оценка деятельности государственных институтов, партий, общественных движений лидеров и граждан.

  Правовая система Великобритании – это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно — культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей).

  В Великобритании различаются граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, граждане британского Содружества и граждане зависимых территорий.

Их права не совсем одинаковы, но это касается в основном вопросов пассивного избирательного права и въезда на постоянное жительство в Великобританию.

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные.

На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.

  После Второй мировой войны, когда у власти находилась лейбористская (трудовая) партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии основных (конституционных) социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Эти права предполагаются естественно существующими, а в законах говорится о производных от них правах и гарантиях.

  Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, праве на равную оплату труда, пенсионное обслуживание, государственную медицину и т. д. Все это в Великобритании есть. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями.

В законодательстве эти свободы предполагаются также естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т. д.

  В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсменов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит за соблюдением прав граждан органами управления.

  В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является англиканская протестантская церковь.

  Ее глава – монарх. Решения ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом.

  Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики:

  • юридические права индивидуума — это остаток его свобод после того, как они были формализованы законом и правоприменительной практикой;

  • главным в институте прав человека является не формальное закрепление их

  обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.

  В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан.

Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо к Великобритании с оговорками, хотя все эти права, безусловно, закрепляются британским правом.

Для англичан права и свободы – это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.

  Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола. Кроме того свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни

  Право собственности означает право на защиту частной собственности в любой ее форме от произвола государства или физических и юридических лиц; неприкосновенность и запрет на проникновение в жилище без законных на то оснований.

  Свобода слова означает право гражданина излагать свои мысли в устной, письменной и иной любой форме независимо от государства и других граждан.

  Социальные права получили свое развитие и закрепление законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них право на отдых; право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и защиту от загрязнения окружающей среды и некоторые другие.

  1. Система государственных органов Великобритании. Особенности принципа разделения властей.

  В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет.

Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха.

И хотя правило «царствует, но не правит» является определяющим полномочия монарха в Великобритании, формально-юридически монарх является составляющей всех ветвей власти.

  Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

  • члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного суда;

  • Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании;

  • Тайный совет — совещательный, исполнительный орган при монархе — в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по вопросам права.

Источник: https://www.stud24.ru/relations/pravovaya-sistema-velikobritanii/179429-523895-page1.html

Isfic
Добавить комментарий