Правовые основы профессиональной деятельности в спорте

Правовые основы физической культуры и спорта в современной России

Правовые основы профессиональной деятельности в спорте

Онучин, Л. А. Правовые основы физической культуры и спорта в современной России / Л. А. Онучин, В. Д. Гетьман, В. О. Аксютенков, З. А. Алиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64288/ (дата обращения: 17.04.2020).



Целью данной работы является ознакомление с историей и основными правовыми актами Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, регламентирующие правовые аспекты государственной политики физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, Российская Федерация, физическое воспитание, спорт.

The purpose of this work is to familiarize with the history and basic legal acts of the Russian Federation in the field of physical culture and sports, regulating the legal aspects of the state policy of physical education.

Key words: physical culture, Russian Federation, physical education, sport.

Нам издавна необходимы физические упражнения, потому что даже в первобытном обществе она помогала нам осуществлять охоту, добывание полезных ископаемых, вести венные действия и выживать в агрессивном окружающем мире. В современных видах спорта можно найти схожие элементы, которые были присущи основным формам активности народов древнего мира и отражение которых в нынешнее время мы можем найти в Олимпийских играх.

Только в двадцатом столетии физическая культура стала восприниматься как возможность улучшить свои физические навыки и умения, а не как средство выживания. Сейчас ученые доказали: физическая культура помогает оздоровить нацию, продлить продолжительность жизни населения и многое другое.

Поэтому правительства различных стран заинтересованы в решении в вопросах спортивного воспитания граждан.

В России это одна из приоритетных задач, которая закреплена в статье 41 части 2 Конституции Российской Федерации, гласившая, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Занятия физической культурой обретают всё больше значимости на международном уровне. Так, в 21 ноябре 1978 года в Париже была подписана Международная хартия физического воспитания и спорта, возводящее право заниматься спортом и физической культурой в основное право каждого человека.

Также в ней говорится об эффективном осуществлении прав человека зависит от возможности каждого мужчины и каждой женщины сохранять и развивать свои физические, интеллектуальные и духовно-нравственные способности, и все люди иметь равный доступ, который должен быть гарантирован, к физическому воспитанию и спорту.

В понятие «физическая культура» входит различные аспекты, например, такие как «лечебная физкультура», «спорт», «физическое воспитание» и т. д. Но при этом теоретические вопросы и аспекты мало изучены и открыты для обсуждения.

На сегодняшний день научное сообщество не выработала единого и целого понимания понятия «физическая культура» для государства. В связи с этим кто-то делает больше упор на физическое воспитание (уроки физической культуры в школах), а где-то развивается больше спорт.

Поэтому стоит разобраться в этих терминах.

Физическое воспитание — это деятельность, направленная на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта для формирования здоровья человека с хорошим уровнем физической культуры.

Физическая подготовка — процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека.

Спорт — это упражнения, связанные с развитием и укреплением организма, а также систематическая организация и проведение спортивных мероприятий в различных областях физической культуры.

Отсутствие системного законодательного регулирования физической культуры приводит к тому, что права некоторых категорий граждан частично и полностью не реализованы. К таким группам относятся спортсмены, которых покупает спортивный клуб, потому что они не имеют права свободно распоряжаться своими способностями. Также к этой группе относятся инвалиды Российской Федерации.

Переход экономики к рыночным отношениям негативно влиял на государственные аппараты управления во всех отраслях. 27 апреля 1993 года Президент России подписал документ об «Основе законодательства Российской Федерации “О физической культуре и спорте‟».

Созданный 21 ноября 1991 года Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, сформировал основные направления развития:

− модернизация системы управления отраслью;

− популяризация физической культуры и спорта;

− привлечение и интеграция финансовых средств.

Реформирования нормативно-правовой базы данной отрасли привело к созданию новой модели, которая имеет предпосылки для саморазвития.

На законодательном уровне гражданам Российской Федерации гарантирован и обеспечен необходимый единый обязательный стандарт физического воспитания, объем и состав услуг в культурно-физической сфере, обозначены жизненно необходимые физические умения, а также задекларированы равные правовые возможности граждан для своего физического совершенствования, которое позволяет реализовать себя в профессиональном спорте. Государство поощряет физическую и спортивную деятельность, способствующая укреплению жизни и здоровья населения. Особенности физической культуры и спорта регламентированы в подзаконных в нормативно-правовых актах субъекта РФ. В нормативно-правовые акты субъекта входят: целевые программы ФКС, образовательные стандарты, учебные планы и программы и т. д.

Сейчас в данной отрасли происходит трансформация спортивного движения. Президентом Российской Федерации 29 апреля 1999 года был подписан Федеральный закон «О физической культуре и спорте». В законе не было сформулировано основополагающих аспектов для государственной политики в сфере физической культуры и спорта. К таким аспектам относятся:

− какова расходная часть бюджета;

− профессиональная подготовка спортсменов;

− льготное налогообложение;

− централизованное управление материально-технических ресурсов;

− отсутствие единого федерального стандарта;

− соотношение полномочий в данной области между федеральными органами и субъектами РФ.

Нормативно-правовые акты, которые были приняты после распада СССР (1991–2000 гг), в общем имеют к этому косвенное отношение. Большую частью из 20 нормативных документов носит констатирующий, декларативный характер, отсутствуют конструктивные, кардинальные законодательные и созаконные нормативно-правовые акты в области физической культуры и спорта.

Новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ 1 утверждает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, устанавливает ключевые принципы законодательства о физической культуре и спорте.

В соответствии с этим законом физическая культура — это часть культуры, являющаяся системой ценностей, норм и знаний, созданных и используемых обществом с целью физического и умственного развития способностей человека, улучшения его двигательной активности и поддержания здорового образа жизни, социальной адаптации с помощью физического воспитания, физической подготовки и физического совершенствования.

Федеральный закон расширил и уточнил понятийный аппарат.

Были введены такие понятия, как паралимпийские и сурдлимпийские движения, спортивная дисциплина, спортивные сооружения, национальный спорт и так далее.

Также новым термином является спортивная федерация, основной задачей для которой является пропаганда, развитие спорта и их видов, подготовка сборных и проведение спортивных мероприятий.

Закон 1999 года отличался декларативностью и имел существенные внутренние противоречия, создавая тем самым хаос в движении спорта. Порядок — лучшая демократия в спорте.

И новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» сегодня выводит спортивную отрасль совершенно на другой уровень развития.

Новый закон писался с учётом практики применения старого закона, с учётом изменения законодательства России, всех тех изменений в управлении страной за последнее время.

Всё это произошло своевременно, так как спорт в нашей стране является не только общим символом удовлетворения амбиций, у нас имеются замечательные традиции, заложенные не одним поколением выдающихся спортсменов. Зачастую физкультура и спорт выступают единственной альтернативой социальным проблемам, таким как наркомания, алкоголизм, детская преступность — всему тому, что связано с неорганизованностью нашей молодёжи.

Развитие физической культуры и спорта — это одно из приоритетных направлений социальной политики государства. В наши дни спорт в общеобразовательной системе является залогом здоровья нации.

Можно всячески совершенствовать и развивать систему здравоохранения, но здоровье — это, прежде всего, физическое развитие с раннего детства.

То есть сегодня мы говорим о гармоничным развитии личности молодого, здорового, ставящего перед собой большие цели россиянина.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/285/64288/

Правовые основы физической культуры и спорта

Правовые основы профессиональной деятельности в спорте

Курс лекций

ВВЕДЕНИЕ

Важной составнойчастью государственной социально-экономическойполитики суверенной Беларуси являетсявсесто­роннее и эффективное развитиефизической культуры и спорта.

Речь сегодня идето коренном изменении социальногоста­туса физической культуры какодной из составляющих нацио­нальнойидеи, формирующей здоровый образ жизнилюдей, пре­стиж государства.

Поэтомугосударственное отношение к этой сфередеятельности как к общегражданской,обеспечивающей безопасность Беларусии жизнеспособность ее населения.

Будучиносителем общественных интересов, нашегосударство стремится сформировать нетолько общенациональную модельфизкультурно-спортивного движения}ио и укрепить его законодательно,на­чиная от коллективов физическойкультуры учебных учрежде­ний,предприятий, профессиональных клубовдо национальных сборных РеспубликиБеларусь. В этой деятельности государствудолжны помочь физкультурно-спортивныекадры, образование которых на современномэтапе развития общества и физическойкультуры невозможно без специальнойправовой подготовки.

Учитывая вышесказанное, цель курса «Пра­вовыеосновы физической культуры и спорта»- подготовка вы­соко квалифицированныхспециалистов.

Дисциплина«Правовые основы физической культурыи спорта» относитсяк числу гуманитарных теоретико-педагогическихдисциплин.Она составляет важный раздел спортивнойнауки.

Ее предметомявляется изучение механизмов правовогорегулирования отраслифизической культуры и спорта.

Данная дисциплинаизучает деятельность физкультурно-спортивныхорганизацийв качестве субъектов различных отраслейроссийского права;социальные гарантии и права специалистовфизической культурыи спорта, профессиональных спортсменов.

В ходе изученияданной учебной дисциплины студентыполучат необходимые базовые знания поправовому воспитанию, познакомятся сразличными формами нормативных актов,регулирующих правовые отноше­ния вфизкультурно-спортивной отрасли, изучатдеятельность ар­битражных структурмеждународного спортивного движение.Полученные знания не только позволятповысить эрудицию, но и дадут возможностькомпетентного решения целого рядапроблем й практической деятельности.

Лекция 1

ПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПОРТА

  1. Понятие права, его функции.

  2. Источники права.

  3. Виды нормативно-правовых актов.

  4. Законодательная база физкультурно-спортивной деятельности. Со­-держание Законов Республики Беларусь «О физической культуреспорте», «О туризме».

Понятиеправа, его функции.

Обычноправо воспринимается как совокупность юридических норм, установленныхгосударством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполненияпринудительной силой государства инаправленных на урегулированиеобщественных отношений.

При таком подходе выделяются следующиепризнакиправа:

  1. нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко

определяют праваи обязанности людей и организаций;

  1. общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и всех, кто находится на территории данного государства; в случае нарушения норм права государство может применить принуждение;

  2. всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную норму какого-либо акта – закона, указа, постановления;

  3. неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата;

  4. иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу;

особыйпредмет отражения: нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни обществаотношения – власть, собственность идр.

Суммируяуказанные выше признаки,право можноопределить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок,регулирующих общественные отношения и исходящих от государства,обеспеченных к выполнению принуждениемсо стороны государства.

Всовременной отечественной юридическойнауке сложились три основных подхода к пониманию права:

а) нормативный;

б) социологический;

в) нравственный.

Назначениеправаформулируется в юридической науке в двух аспектах.

Согласно первому аспекту (классовому), назначение права – выражать интересы господствующегокласса, служить средством подавления,насилия по отношению к другим классам.

Второйаспект (общесоциальный)видит назначение права в том, чтобы служить средством компромисса, снятияпротиворечий в обществе, быть инструментом управления делами общества.Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок.

Чтокасается функцийправа, топод ними понимают вытекающие из егосодержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.Выделяют двеглавныефункции права – регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение

общественныхотношений, установление правил поведениялюдей. В регулятивной функции проявляетсяглавное назначение права – упорядочивать общественные отношения.

Охранительнаяфункциянаправлена на защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Данная функция имеет своей задачей обеспечить требования законов, установитьрежим законности в обществе.

Помимоназванных, право выполняет некоторыедополнительные функции (общесоциальные). К ним можно отнести экономическую,политическую и воспитательную,информационную и др.

Кпринципам права можно отнести: гуманизм, законность, демократизм, внутреннюю согласованностьи др.

Источник: https://studfile.net/preview/5249185/

Isfic
Добавить комментарий