Предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Основные направления профилактики правонарушений несовершеннолетних

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних

В данной работе автор рассматривает профилактику правонарушений несовершеннолетних и разрабатывает ее основные направления. Статья базируется на мнениях авторитетных исследователей этой области, а в качестве источников используются официальные статистические данные МВД.

На современном этапе развития общества в нашей стране сохраняется целый ряд проблем, связанных с правовой незащищенностью детей. Наиболее значимые их них связаны с безнадзорностью, сиротством, наркоманией, алкоголизмом и преступностью среди несовершеннолетних.

Для того чтобы уменьшить число правонарушений совершенных несовершеннолетними, необходимо знать причины и источники, которые обуславливают эти правонарушения, и на этой основе разработать систему профилактической работы, обеспечивающей их сокращение. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится возможным, если к профилактической работе привлекается семья, учебное заведение и ближайшее окружение.

В учебных учреждениях возникают проблемы, отрицательно влияющие на учебно-воспитательный процесс. Так, у части обучающихся отсутствует учебная мотивация по предметам и наблюдается рост агрессивного поведения по отношению к сверстникам, усугубляемые распространением алкоголизма и наркомании.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г.

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимает «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [1,9]. Учитывая это, организация мер по профилактике должна сопровождаться привлечением специалистов различных учреждений. При этом необходимо, чтобы главная роль отводилась именно педагогам образовательных учреждений, поскольку основную часть своего времени подросток проводит в школе, посещая помимо уроков различные факультативы и секции. Ввиду этого образовательными учреждениями должна быть взята на себя роль в повышение уровня правовой культуры подростков и включению их в общекультурную деятельность.

По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой правонарушений должен пониматься особый вид соцпрактики, способный обеспечить преобразование общественных отношений, что устранит, либо нейтрализует условия, которые способствуют девиантному поведению.

Основа решения этого вопроса – понимание проблемы, в которой находится несовершеннолетний и прогнозирование его будущего [3, с. 166].

Подросток должен понять, что ему может быть оказана помощь, что он является значимым для государства и общества в целом.

Нестабильность экономического, социального и материального положения российских граждан оказывает неблагоприятные последствия для подростков. По словам Ю.В. Помогаловой, подобное изменяет стереотипы поведения и ценностные ориентации подростов и, в конечном счете, увеличивает число правонарушений, которые они совершают [4, с. 29].

Л.В. Ржевская, исследуя рост преступлений и правонарушений в РФ, совершаемых несовершеннолетними, отмечает, что ежегодно подростки (в том числе при их соучастии) совершают свыше 150 тысяч преступлений.

К особой тревоге приводит тот факт, что случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп становятся все многочисленнее. Поэтому преступность несовершеннолетних становится комплексной проблемой для всего общества, требующей пристального внимания государства [6, с. 22].

Заметим, что данные выводы исследовательницы основывается на совокупности изученных данных МВД.

В раннем детстве, как отмечает Е. П. Картушева, для полноценного развития своей личности ребенок должен получать максимум внимания со стороны родителей. Зачастую именно плохие отношения между ним и родителями приводят к негативному восприятию окружающего мира [5, с. 213].

При этом трудные дети могут вырасти и в благополучных семьях, в которых родители проявляют к ребенку апатию, не оказывают заботу и не проявляют к нему интерес. В связи с этим главная причина становления подростков на путь правонарушений, по нашему мнению, недостатки в семейном воспитании и заражение аморальными взглядами и привычками, присущими его социальному окружению.

В настоящее время несовершеннолетние представляют собой одну из наиболее криминализированных категорий населения.

Вышесказанное позволяет заключить, что главная миссия возлагается на педагогов и психологов школ, должных выявить в процессе профилактики правонарушений подростков способствующие преступлениям причины и условия.

Учебно-воспитательный процесс должен включать не только педагогов, но и психологов, деятельность которых должна руководствоваться личностно-ориентированным подходом к каждому ученику, позволяющему учитывать психологические особенности возраста.

Кроме того, еще одной причиной совершения правонарушений подростками выступает легко интегрирующая их негативные стороны незанятость.

Согласно сведениям о состоянии преступности в РФ, по состоянию на январь – август 2015 года, количество правонарушений с участием в них несовершеннолетних составляет 1580 случаев; преступлений, совершенных несовершеннолетними на транспорте – 250.

Общее количество совершивших преступления несовершеннолетних достигает 36730 человек. Также в статистических данных МВД отмечаются регионы с наибольшим удельным весом совершивших преступления несовершеннолетних (без КФО).

Наиболее высокий показатель наблюдается в Забайкальском крае – 8,9% , самый низкий в Иркутской области – 7,4% [7].

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, заметил по этому поводу, что профилактическая работа, проводимая с подростками по проблеме совершаемых ими правонарушений представляет собой важный вопрос в защите его прав и законных интересов.

Иными словами, нарушение закона ребенком происходит, только в связи с нарушением каких-либо его прав [2,8,10].

Исходя из сказанного Астаховым, правонарушение является следствием нарушений прав ребенка, а значит, защита его прав и интересов – важнейший аспект развития личности несовершеннолетнего.

По замечанию Л.В.

Ржевской, наиболее важные вопросы интересующей нас проблемы связаны с укреплением и совершенствованием профилактической работы и обеспечением органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков правозащитных функций [6, с. 23]. Все вышесказанное позволяет утверждать, что профилактика правонарушений несовершеннолетних являются главной задачей нашего общества.

Снижение показателей роста правонарушений среди несовершеннолетних должно осуществляться совместными усилиями учителей, социальных педагогов и психологов.

Это в свою очередь предлагает разработку основных направлений деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении.

Разработанные [Таблицу 1] направления призваны помочь подросткам адаптироваться в обществе и создать положительный психологический климат между педагогами, родителями и сверстниками.

Таблица 1. Направления деятельности по профилактике.

Направления деятельности по профилактикеХарактеристика
1Формирование ЗОЖ среди несовершеннолетних.Медпрофилактика и оздоровление учащихся, физподготовка.
2Организация проведения практических занятий и семинаров, на которые будут привлечены специалисты по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.Развитие позитивной социально-правовой ориентации подростков.
3Вовлечение состоящих на учете в правоохранительных органах несовершеннолетних к участию в праздниках, соревнованиях и.т.п.Проведение культмассовых мероприятий, призванных способствовать вовлечению подростков во внеурочное время в различные формы занятости.
4Обучение детей основам ювенального права.Повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних.
5Психологическая коррекция детей с девиантным поведением.Проведение тренингов и индивидуальных бесед.
6Воспитательные программы.Программы, направленные на профилактику наркомании и правонарушений в среде несовершеннолетних.

Таким образом, принятие определенных мер по профилактике правонарушений очень актуально, поскольку подростки очень быстро реагирует на изменения в обществе, что в свою очередь влияет на состояние и структуру правонарушений, отраженных в статистике.

Надежная защита прав ребенка, его безопасность, должны стать главными критериями эффективности профилактической работы всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на выполнение требований закона должностными лицами каждого уровня.

Источник: https://novainfo.ru/article/3875

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12116087/

Родителям о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки с девиантным поведением, употребляющие алкоголь, наркотические вещества, ведущие асоциальный образ жизни. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

Анализ причин роста безнадзорности среди подростков и детей свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье.

 Главными причинами неблагополучия семей являются: алкоголизм родителей, безработица, наркомания, социально опасные условия проживания семьи, злостное нарушение прав ребенка в семье, жестокое обращение в семье, длительное невнимание родителей к интересам и проблемами ребенка, приобщение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков и многое другое. Все вышеперечисленные факторы, к сожалению, ведут не только к росту неблагополучных семей, но к росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проживающих в данных семьях.

Исходя из практики,  зачастую , родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей.

Основные Законы, нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Конституция РФ;
  3. Семейный Кодекс РФ;
  4. Уголовный Кодекс РФ;
  5. ФЗ «Об образовании в РФ»;
  6. Административный Кодекс РФ;
  1. 1. Конвенция ООН о правах ребенка:

Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;

Статья 43.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители):

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся;

За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчислении из образовательного учреждения.

По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 56. Право ребенка на защиту;

  1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
  2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

  1. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

  1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

  1. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав;

  1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

  1. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Статья 69. Лишение родительских прав:

  1. Уклонение от родительских обязанностей;
  2. Злоупотребление родительскими правами;
  3. Жестокое обращение с детьми;
  4. Хронический алкоголизм, наркомания.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

Статья 125. Оставление в опасности  Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии.

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения.

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Статья 2. Основные понятия

  1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
  • дети – лица, не достигшие возраста 18 лет, находящиеся на территории Московской области;
  • ночное время – с 22 до 06 часов местного времени в период с 1 октября по 31 марта; с 23 часов до 06 часов местного времени в период с 1 апреля по 30 сентября;
  • лица, осуществляющие мероприятия с участием детей;
  • места, запрещенные для посещения детьми, – объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (бары, пивные);
  • места, запрещенные для посещения детьми в ночное время, – общественные места, в том числе улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Статья 9. Меры по осуществлению контроля за посещаемостью детьми общеобразовательных учреждений

  1. Общеобразовательное учреждение осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися, воспитанниками занятий, предусмотренных учебным планом, в соответствии с уставом образовательного учреждения.
  • Родители обязаны в течение трех часов сообщить в образовательное учреждение причину, по которой ребенок не приступил к занятиям;
  • В случае, если причина пропусков уроков ребенком не является уважительной, а родители не предпринимают мер по возвращению ребенка в образовательное учреждение, образовательное учреждение должно уведомить о данном факте КДН и ЗП;
  • КДН и ЗП принимает меры в отношении учащихся, не посещающих уроки и родителей, которые не исполняют родительские обязанности, в соответствии с законодательством РФ.
  1. Родители (законные представители) ребенка несут ответственность за его воспитание, получение им общего образования в соответствии с федеральным законодательством.

 Вывод

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

А хотелось  закончить следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:

«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».

profilaktika_.docx

http://korholding.ru/roditelskoe-sobranie-profilaktika/

Источник: https://aleknine-domodinternat.edumsko.ru/articles/post/1548026

Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних


В статье рассматривается предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних. Определены основные понятия.

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, профилактика преступлений, Курганская область.

Бесспорным является факт, что разработка теоретических основ по предупреждению и профилактики преступлений всегда был и остается. Накапливая знания в исследованиях, принципах, средствах, методах, возможно, предупредить преступление.

Итак, что же означает предупреждение?

Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий [1].

Предупреждение преступности — это сложный комплекс различных мер упреждающего характера, является главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Цели предупреждения такого вида преступности следующие. Во-первых, необходимо достигнуть и сохранить снижение количества преступлений. Во-вторых, социально и нравственно оздоровить и укрепить подрастающее поколение, в котором в нем видится будущее страны [2].

Под профилактикой преступности понимается воздействие общества, отдельных структур, которое приводит к сокращению или изменению структуры преступлений и к не совершению очевидных деяний [3].

Система профилактики включает в себя: принятие и исполнение законодательства о молодежи; помощь в решении проблем; сокращение подростковой и молодежной преступности; усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические отклонения.

Основные направления совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних это: подготовка социальных работников и педагогов специализирующихся на работе с трудными подростками, оздоровление условий их семейного и общественного воспитания, профессионализация работников специальных правоохранительных структур; усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психологической дезадаптации; строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики [4].

Другими словами можно отметить, что профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой «организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель — не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека» [5].

Профилактика преступности несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным процессом, который можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера.

В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой часть (или подсистему) существующей многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни [6].

Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних с необходимостью включает:

– органы власти и управления;

– институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т. п.;

– органы социальной защиты, медицинской и правовой помощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизненные обстоятельства;

– правоохранительные органы и их специализированные службы [2].

В целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Правительство Курганской области разработало государственную программу Курганской области «Завтра начинается сегодня».

Программа предусматривает формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации; повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей. Срок реализации 2018–2022 годы. Планируемый общий объем бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на реализацию программы составит в 2018–2022 годах 128926,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год — 20501 тыс. рублей, 2019 год — 56847,1 тыс. рублей, 2020 год — 27576,7 тыс. рублей, 2021 год — 12001 тыс. рублей, 2022 год — 12001 тыс. рублей. [7].

Например, сотрудниками УФСИН России по Курганской области, совместно с сотрудниками территориальных подразделений полиции УМВД России по Курганской области периодически проводятся групповые беседы, лекций, направленных на профилактику совершения повторных преступлений и правонарушений. Так в ходе таких мероприятий за 2018 год было охвачено 180 несовершеннолетних.

В целях повышения взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с подростками, проводятся «Единые дни профилактики».

УФСИН России по Курганской области проводят мероприятия совместно с Курганским центром социальной помощи семье и детям, Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области, Департаментом социальной политики Администрации г.

Кургана, Управлением культуры Курганской области, Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, соглашениями с центрами социальной адаптации и ресоциализации лиц, имеющих наркотическую или алкогольную зависимость (Решение, Соль Земли, Надежда), Курганским региональным отделением «Национальной родительской ассоциации», Казачьими обществами Курганской области.

Так сотрудниками УФСИН по Курганской области были проведены встречи с учащимися профессиональных училищ. Мероприятие прошло в рамках профилактической операции «Подросток-2019» с целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции для учащихся были проведены лекции, беседы на тему «Предупреждение совершения преступлений и правонарушений», «Причины деструктивного поведения подростков». Были рассмотрены действия, которые могут быть признаны преступными, вопросы предупреждения терроризма и экстремистской деятельности, криминальные группировки и субкультуры.

Студенты узнали о видах юридической ответственности, об уголовных наказаниях, о возрасте наступления уголовной и административной ответственности. Особое внимание было акцентировано на преступлениях против собственности, половой неприкосновенности, преступлениях против жизни и здоровья, а также преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Несовершеннолетним в ходе лекций и бесед было доведено о возможных способах выхода из трудных и экстремальных жизненных ситуаций. В рамках профилактической операции «Подросток-2019» было посещено 11 профессиональных образовательных учреждений Зауралья, мероприятиями охвачено более 500 студентов первокурсников [8].

В июле 2019 года проведена профилактическая встреча в рамках реализации Государственной программы Правительства Курганской области «Завтра начинается сегодня», при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обсуждение темы воздействия алкоголя и наркотиков на организм подростка, продемонстрирован фильм о вреде табакокурения.

Вторая часть мероприятия была посвящена теме подростковых суицидов. Психологи уголовно-исполнительной инспекции в форме тренинга отработали с ребятами различные варианты поведения в сложных жизненных ситуациях, решение которых вызвало у подростков определенные трудности. Также специалисты провели упражнения, направленные на формирование оптимистичного настроя на будущее.

Сотрудники УИИ УФСИН России по Курганской области регулярно организуют для несовершеннолетних, состоящих на учёте, встречи с психологами. Совместно с волонтерами проводят профилактические и патриотические акции, посещают музеи и выставки [9].

Также проводятся мероприятия для поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Встречу организовывают психологи. Обсуждают условия, которые способствуют правонарушениям несовершеннолетних. Специалисты рассказывают родителям, что такое отклоняющееся поведение подростков и факторы его возникновения.

Отклоняющееся поведение — это результат неправильного развития личности в неблагоприятной ситуации. Причины различные — наличие вредных привычек, неблагополучная семья, безнадзорность, дистанцирование от ребёнка школы, суицидальные наклонности, «плохая» компания.

Психологи отмечают, одним из опаснейших факторов возникновения асоциального поведения подростков является безнадзорность.

В этой ситуации, по степени влияния, в сравнении с семьей и школой на первое место выходят неформальные группы сверстников. Т. е.

ребёнок проводит свободное время без контроля взрослых и велик риск стать приверженцем криминальной субкультуры. Такие группы могут совершать различные преступления, антиобщественные поступки и являются социально-опасными.

Специалисты дают рекомендации законным представителям несовершеннолетних как избежать пагубного влияния неблагоприятных факторов на подростков. А именно, осуществлять чуткий контроль за детьми и не оставлять без присмотра, организовывать полезную занятость и принимать активное участие во всех сферах жизни ребёнка [10].

В заключение следует еще раз отметить, что комплекс мер по противодействию преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является достаточно эффективным. Однако для реализации большинства задач необходимо продолжительное время.

Литература:

  1. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учеб. пособие / М.: РИОР: Инфра-М, 2013. — 299с.
  2. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 912 с.
  3. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб.: Издательство юридический центр Пресс, 2004. — 520 с.
  4. Криминология: учебник / Под ред.В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2014. — 800 с.
  5. Шахбанова Х. М. Основные причины преступности несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества. // Вопросы управления.- 2013. — № 6. — С.290–299
  6. Маринкин Д. Н., Дождева Д. К. Особенности профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (на примере Пермского края) // Вестник Прикамского социального института. — 2016. — № 1. — С.13

Источник: https://moluch.ru/archive/278/62777/

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ГБОУ Школа № 1159, Москва

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних В ГБОУ «Школе № 1159» осуществляется на основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с ФЗ образовательная организация:

  • выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

  • выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений в образовательной организации организуется выявление и учёт воспитанников ДО, школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН и ЗП, ОВДОДН, внутришкольном учете.

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • защита жизни и здоровья детей; профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся; координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами г. Москвы по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

• законности;

• демократизма;

• гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;

• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

• обеспечения ответственности должностных лиц;

• комплексности;

• дифференцированности;

• многоаспектности;

• последовательности;

• аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Ж/Д транспорта «Железная дорога- зона повышенной опасности»

22 апреля в школьных отделениях школы инспектором ЛО ОДН МВД России на ст.Москва-Ленинградская Лискиным О.Л. и ответственным секретарем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Головинского района Богдановой О.А. с учащимися 3-4 классов проведены профилактические лекции-беседы по профилактике детского травматизма на объектах ж/д транспорта «Железная дорога- зона повышенной опасности», «Чем опасен зацепинг?», «Правила поведения на объектах железнодорожного транспорта», «Административная и уголовная ответственность, предусмотренная за ж/д правонарушения» подробнее

обновлено: 27.03.2018

Неделя профилактики интернет-зависимости OFFLINE

Источник: https://sch1159s.mskobr.ru/path/by/160

Isfic
Добавить комментарий