Предупреждение преступлений органами вутренних дел

Профилактика преступлений и правонарушений в системе МВД России

Предупреждение преступлений органами вутренних дел

Профилактика преступлений и правонарушений

в системе МВД России

В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности.

Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений.

В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений.

В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности.

На сегодняшний день предупреждение преступности — главное направление деятельности МВД России в борьбе с этим социально негативным явлением, поэтому проведение исследований различных направлений предупреждения органами внутренних дел преступлений и правонарушений в рамках осуществления единой государственной политики в сфере борьбы с преступностью.

       Деятельность по предупреждению преступлений и правонарушений должна соответствовать принципам, которые содержатся в международных правовых актах, признанных Российской Федерацией — Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка и др. Определенные обязательства в этой сфере следуют из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров.

Конституция Российской Федерации содержит основные принципы, которым должна борьбы с преступностью:

— государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств;

— права граждан могут ограничиваться только в случаях, установленных федеральным законом.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.

№ 537, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

№ 1662-р, определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов; обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; борьба с коррупцией.

Основные задачи МВД России в сфере предупреждения преступлений и правонарушений установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г.

№ 248. Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция. Основные приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г.    № 3-ФЗ «О полиции».

Предупреждение преступлений органами внутренних дел — деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Основными мерами общей профилактики (направленной на выявление, нейтрализацию или устранение причин преступности, ее отдельных видов, а также способствующих ей условий), в реализации которых принимают участие органы внутренних дел преимущественно федерального и регионального уровня, являются мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, разработка минимальных стандартов безопасности, программное и научное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений, осуществление взаимодействия с иными субъектами социальной профилактики.

В настоящее время разработан Проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», целями которого являются создание в стране единой системы профилактики правонарушений, способствующей минимизации процессов отставания социально-правового контроля преступности от ее количественного и качественного состояния, разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений в соответствии с действующим законодательством о разграничении полномочий между уровнями публичной власти.

С сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день существует ряд нерешенных проблем как нормативного, так и организационного характера, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности органов внутренних дел по данному направлению.

Согласно сведениям, изложенным в информационно-аналитической записке к отчету начальника УМВД России  по г. Белгороду на заседании Совета депутатов г. Белгорода по итогам работы УМВД России по г.

Белгороду за 9 месяцев 2013 года личным составом УМВД России по г.Белгороду реализован значительный объем мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и борьбе с преступностью.

Основными направлениями деятельности полиции являются профилактика правонарушений, предупреждение и раскрытие преступлений.

Необходимо сказать, что к числу причин недостатков в предупредительной деятельности органов внутренних дел следует отнести фактический распад существовавшей ранее и в целом положительно зарекомендовавшей себя общегосударственной и общественной системы социального контроля, правового воспитания и просвещения населения. Эта система, несомненно, нуждавшаяся в развитии и совершенствовании, была разрушена в основном по надуманным соображениям, без каких-либо обоснований и расчетов. При этом взамен ничего нового практически не создано. В результате был заметно ослаблен профилактический потенциал государства.

К сожалению, деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений до сих пор слабо обеспечена в правовом отношении: отсутствуют законодательная база государственной системы социальной профилактики, четкая регламентация статуса субъектов и объектов предупредительного воздействия, их прав и обязанностей, санкций за их неисполнение, применяемых мер предупреждения, процессуальных вопросов индивидуального предупреждения и т.п.

Думается, что принятие Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» а, в дальнейшем, и ведомственного нормативного правового акта, соответствующего положениям обновленного федерального законодательства, в полной мере послужат целям повышения эффективности профилактической работы органов внутренних дел.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5/352694_2990802_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел

Предупреждение преступлений органами вутренних дел

План 

1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

2. Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел.

3. Классификация мер предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

4. Особенности предупредительной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы, их взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел.

 1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний.1

 и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения.2

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены.

При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера.

Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

2. Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел.

Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):

— социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);

— собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц);

— индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами). 3

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д.

Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом.

В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений. 4

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления.

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности.

К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности.

5

Применительно к нормативно-правовому регулированию предупредительной работы необходимо отметить, что в соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках — законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью.6

3. Классификация мер предупреждения преступлений и

административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

В ходе предупреждения преступлений органы МВД могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры.

Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направлении, является  «Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в соответствии с которой можно отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений.7

Сотрудники подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних.

Обеспечивают проведение оперативно-розыскных мероприятий по контролю за лицами, состоящими под административным надзором полиции, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики, предварительное следствие по которым обязательно. Вносят предложения о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в экономической направленности.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ (преступных организаций), действующих в сфере экономики.

Сотрудники подразделений собственной безопасности осуществляют внутренний контроль и надзор за непосредственной деятельностью сотрудников органов внутренних дел (в частности, полиции).

Рассматривают поступающие заявления граждан по фактам коррупции и случаях вымогательства со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в отношении сотрудников, в отношении которых имеется информация о незаконных действиях и фактах коррупции.

Совместно с сотрудниками органов ФСБ и прокуратуры выявляют лиц, потенциально допускающих как возможность дачи, так и возможность получения незаконного денежного вознаграждения. Осуществляют различного рода профилактические мероприятия с целью воспрепятствования совершению преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 293 УК РФ.

Участковые уполномоченные полиции:

Ежемесячно проводят анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках.

Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_95/vidy-i-metody-predupreditelnoj-deyatelnosti/275922.2284214.page1.html

Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Предупреждение преступлений органами вутренних дел

Введение. 3

1. Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 4

2. История становления системы предупреждения преступлений и административных правонарушений органов внутренних дел в этой системе. 9

3. Место органов внутренних дел в системе предупреждения преступлений и других правонарушений, являющихся фоном преступного поведения. 16

Заключение. 21

Литература. 22

Введение

Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в редакции от 10 января 2001г. №24, установлен приоритет профилактики в ряду всех направлений борьбы с преступностью. Среди важнейших задач в области борьбы с преступностью на первое место поставлено «выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность».

В этом руководящем документе поставлена задача привлечения не только правоохранительных, но и других государственных органов к деятельности по предупреждению правонарушений. Подчеркивается, что решения и меры в области борьбы с преступностью должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, опираться на поддержку общества.

Сказано о том, что важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.

Сформулированы требования, предъявляемые к деятельности по предупреждению коррупции, проявлений национализма, политического и религиозного экстремизма и других социально негативных явлений, связанных с преступностью.

По существу в этих лаконичных формулировках определена стратегия превентивного противодействия преступности в современных условиях, реализация которой призвана сыграть далеко не последнюю роль в решении глобальных задач обеспечения национальной безопасности.

Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в РФ позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных).

Определяющую роль в борьбе с преступностью играет деятельность различных правоохранительных органов. Охарактеризовать эту деятельность можно словосочетанием предупреждение преступности.

Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний.[1]

и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения.[2]

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены.

При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера.

Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):

— социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);

— собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц);

— индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами). [3]

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д.

Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом.

В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений. [4]

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления.

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности.

К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности.

[5]

Применительно к нормативно-правовому регулированию предупредительной работы необходимо отметить, что в соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках — законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью.[6]

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/19963.html

13. Роль овд в предупреждении преступности

Предупреждение преступлений органами вутренних дел

Профилактическаяработа – одно из приоритетных направленийдеятельности органов внутренних дел

Средиосновных нормативных актов, которымируководствуются в своей деятельностисотрудники ОВД можно назвать: ФЗ РФ «Ополиции», ФЗ РФ «Об оперативно-разыскнойдеятельности».

Основнымведомственным нормативным актом, вкотором детализируются полномочия ОВДпо предупреждению преступлений являетсяПриказ министра внутренних дел РФ от17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органоввнутренних дел по предупреждениюпреступлений».

Органывнутренних дел играют особую роль впредупреждении преступности иправонарушений. Они вносят наибольшийвклад в эту деятельность, что обусловленорядом обстоятельств и особенностей:

•Постоянноесочетание мер убеждения и принужденияв отношении лиц, нарушающих нормы права.

•Широтакомпетенции ОВД в рассматриваемойсфере, сложность и многообразность ихдеятельности (ОВД ведут целенаправленнуюпредупредительную работу практическиво всех сферах социальной жизни, гдепроявляется действие причин и условийпреступности – семейно-бытовой,производственно-трудовой и др.).

•Профилактическиемероприятия ОВД осуществляют в отношениисамых различных категорий лиц, склонныхк совершению преступлений (лиц, которыесовершили преступления ранее; склонныхк совершению преступлений -–это лицасовершающие административно-наказуемыеправонарушения, аморальные проступки;социально-неустойчивые лица).

•Предупредительнаядеятельность ОВД осуществляется взначительной части на уровне специальногопредупреждения, но вместе с тем, в рядеслучаев, она представляет элементрешения задач общесоциальногопредупреждения (напр., деятельностькадровых подразделений ОВД).

• Важнойособенностью деятельности ОВД являетсято, что осуществляемые ими мероприятияпо устранению причин и условийпреступлений, предполагают обязательноевключение в эту деятельность другихсубъектов.

• ОВДрасполагают наиболее полной информационнойбазой для осуществления целенаправленнойдеятельности по предупреждениюпреступлений, которая включает в себяне только данные уголовной статистики,но и сведения об административныхправонарушениях, материалы следственныхи оперативных аппаратов, ИУ…

• Профилактикапреступлений рассматривается как одноиз основных направлений деятельностибольшинства служб и подразделений ОВД.

• Впредупредительной деятельности органывнутренних дел исходят из того, чтообстоятельства, детерминирующиепреступления, могут проявляться как виндивидуальной жизни конкретных лиц,допускающих отклонения в поведении, ив силу этого способных встать напреступный путь, так и в различных сферахсоциальной жизни, безотносительно кповедению конкретных лиц с антиобщественнойнаправленностью.

14.Понятие экономической преступности,деяния, учитываемые, как преступленияэкономической направленности.

Экономическаяпреступность —это система преступлений в сфереэкономики и связанных с ней сферахжизнедеятельности общества. Она включаетпреступления в сфере экономическойдеятельности (экономические в узкомсмысле слова) и преступления противсобственности (имущественные).

Такимобразом, к экономическим относятсядеяния,помещенные в разделе 8 УК РФ «Преступленияв сфере экономики», который содержитглаву 21 «Преступления против собственности»и главу 22 «Преступления в сфереэкономической деятельности».

Отличительнаяособенность экономических преступленийсостоит в том, что они совершаютсяспециальным субъектом, а не постороннимидля объекта управления людьми, включеннымив систему экономических отношений, накоторые они посягают.

Незаконноепредпринимательство, фальсификациятоваров, ставящих под угрозу не толькоздоровье, а порой и жизнь потребителей,обман покупателей, незаконное повышениеили поддержание цен отмечаются в каждомчетвертом случае от числа всехзарегистрированных в сфере экономикипреступлений.

15.Причиныэкономической преступности. Ролевыеособенности лиц, совершающих экономическиепреступления.

Криминологическаяособенность экономической преступности– в постоянном расширении видовпроеступных посягательств в сфереэкономики.

Причиныэкономических преступлений заложеныв недостатках и противоречиях существующихэкономических отношений.

Кпервой группе обстоятельств, детерминирующихэту преступность относят издержкиэкономической политики, отсутствиенадлежащей системы государственногоконтроля; отставание правотворческойдеятельности от потребностей хозяйственнойпрактики.

Вкачестве причин и условий конкретныхпреступлений называют такие обстоятельства,как недостатки системы учета и отчетности,текущего контроля со стороны руководителя,пренебрежение требованиями по подборулиц на материально-ответственныедолжности, несовершенство норм расходасырья и материалов, позволяющие создаватьнеучтенные резервы для последующегорасхищения, недостатки ценообразования,налоговой политики, бесхозяйственность.

Вовторую группу обстоятельств, детерминирующихэкономическую преступность, выделенынедостатки правовоспитательной работы,неподготовленность среднего управленческогозвена к решению сложных народнохозяйственныхзадач.

Ксоциально-экономическими социально-психологическим причинами условиям экономической преступностиотносят:

-невозможность достижения подавляющимбольшинством населения страны официальнодекларируемых стандартов потреблениялегальным путем;

-деятельность в предпринимательскойсфере лиц, которые раньше занималисьнелегальным бизнесом, привлекались куголовной

ответственности,а в настоящее время связаны с криминальнойсредой;

-поляризация общества на богатых ибедных;

-низкая доля зарплаты в составе валовоговнутреннего продукта;

-рост безработицы.

Экономическимпреступникамследует относитьрасхитителей, взяточников,бизнесменов-преступников, мошенников,вымогателей, воров, грабителей,разбойников, контрабандистов, торговцевфальсифицированными товарами, налоговыхпреступников, руководителей, организующихкриминальное банкротство предприятий,и многих других.

Какправило, это лица старше 30-ти лет.

Большинствоэкономических преступников занимаютвысокое социальное положение в обществе.Будучи собственниками, управляющимикрупных предприятий или высокопоставленнымичиновниками, они играют важную социальнуюроль в системе общественных отношений,особенно экономических.

Преступники,совершающие уголовные деяния вкредитно-денежной сфере, как правило,высокоинтеллектуальные специалисты.Они умеют быстро адаптироваться к новымформам и методам предпринимательскойдеятельности, применяемым банковскимдокументам, новым электронным платежнымсредствам, средствам связи и оргтехники,к новым банковским валютным и таможеннымтехнологиям совершения хозяйственныхопераций.

Соотношениемежду мужчинами и женщинами, совершающимиэкономические преступления, примерноравное.

Основныминравственно-психологическимихарактеристиками экономическихпреступников являются: корыстно-потребительскаяориентация; преувеличенное представлениео роли материальных благ; негативноеотношение к интересам общества иотдельных граждан; коммуникабельность,умение произвести впечатление, хитрость,ловкость, изворотливость, энергичность,решительность, расчетливость, умениепросчитывать свои действия далековперед.

16.Предупреждение экономической преступности.

Экономическиепреступления распространились практическина все сферы хозяйствования, поэтомуих предупреждение, нейтрализациякриминогенной ситуации в сфереэкономической деятельности должныносить в государственной политикестратегический, приоритетный характер,включающий применение экономических,финансовых, организационно-управленческих,правовых, технических, культурно-воспитательныхи других мер.

Превентивнаядеятельность должна быть разноуровневой,охватывать все общество – от федеральногои регионального уровня до индивидуальногопредпринимателя. Превентивные мерыможно разделить на общесоциальныеи специально-криминологические мерыпредупреждения.

Кобщесоциальным мерам предупрежденияотносят: проведение государствомэкономической политики, свободной откриминальных издержек, сужающейвозможности «теневой» экономики;разумное дистанцирование государственногои частного секторов экономики,нейтрализация условий, способствующихперекачке государственных средств вчастно-предпринимательские структуры;стимуляция честного предпринимательскогоповедения, установление ответственностиза использование недобросовестнойконкуренции, дискредитацию экономическихи финансовых партнеров, клановыепроявления монополизма, связанные скоррупцией; создание условий дляпостепенного вытеснения из сферыпроизводства и распределения криминальныхметодов регулирования экономическихотношений, недопущение получениясверхприбылей противоправными способами,повышение ответственности за невыполнениеэкономических обязательств, несоблюдениефинансово-кредитной, платежной идоговорной дисциплины, устранениесистемного кризиса в обществе, защитасамых уязвимых слоев населения.

Специально-криминологическиемеры отдают предупреждение экономическихпреступлений различным элементамправоохранительной системы (органыгосударственной власти разного уровня,органы государственного контроля,органы финансового контроля,правоохранительные органы, общественныеорганизации). Эти меры включают: выявлениеи устранение причин и условий,способствующих экономическимпреступлениям; установление лиц,замышляющих (подготавливающих) их;обеспечение максимально результативногораскрытия преступлений.

Источник: https://studfile.net/preview/5826679/page:8/

Isfic
Добавить комментарий