Производство неотложных следственных действий

Прокурорский надзор за производством органом дознания неотложных следственных действий

Производство неотложных следственных действий

Законодатель впервые представил дефиницию понятия «неотложные следственные действия» в п. 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г. (далее — УПК РФ).

Согласно указанной норме, под неотложными следственными действиями следует понимать «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования» [1].

Предыдущее процессуальное законодательство не содержало четкой дефиниции понятия «неотложные следственные действия».

Регламентация неотложных следственных действий осуществлялась либо по описательному принципу: в виде перечня неотложных следственных действий органов дознания (при проведении дознания по делам о прес­туплениях, требующих предварительного следствия), либо без отражения каких-либо существенных особенностей неотложных следственных действий (при выполнении неотложных следственных действий следо­вателями).

В статье 157 УПК РФ детализирован порядок производства неотложных следственных действий органами дознания по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Неотложные следственные действия составляют особую группу следственных действий, осуществляемые органом дознания после воз­буждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Основной смысл производства неотложных следственных действий органом дознания заключается в том, что уголовное дело на относительно короткий период оказывается в руках органа, располагающего не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными, а также административно-правовыми возможностями, техникой, вооруженными и обученными специалистами. Эти специалисты способны выполнять сложнейшие задачи по розыску и задержанию подозреваемого, а также проведению иных мероприятий, которые в современных условиях доста­точно часто приближаются по своему характеру к боевым операциям.

Задачей прокурора при осуществлении надзора за производством неотложных следственных действий является обеспечение своевременного и квалифицированного их выполнения органом дознания. При этом необходимо обращать внимание на целевую направленность указанных следственных действий.

Как отмечает, О.В. Айвазова, нейтрализовав на современном этапе отдельные из многочисленных проблем института производства неот­ложных следственных действий, законодатель оставил вне пределов реагирования иные не менее важные вопросы, а также способствовал возникновению новых, ранее не известных аспектов [3, с. 205].

Прокурорский надзор носит ограниченный характер. Прокурор, в процессе работы органов дознания имеет ряд полномочия по выявлению и отмене незаконных решений, в то время как при производстве предварительного следствия таких полномочий нет.

Важная проблема законодательного регулирования неотложных следственных действий заключается в отсутствии определённости субъекта, в компетенцию которого входит направление уголовного дела по подследственности. Указанная ситуация обусловлена несогласован­ностью ряда норм УПК РФ, регулирующих данный вопрос. Положения п. 3 ст. 149, ч. 3 ст.

157 УПК РФ вменяют в обязанность органу дознания после производства неотложных следственных действий передать уголов­ное дело руководителю следственного органа, а ч. 5 ст. 152 УПК РФ — прокурору. В статье А.И. Ивенского, К.И. Капитанова, К.А. Забурдаевой, Л.В.

 Макарова отмечается, что диссонанс указанных норм создаёт неясность относительно субъекта процессуальной деятельности, которому должно быть передано уголовное дело.

Это, в свою очередь, может порождать такие негативные последствия, как возникновение между органами предварительного расследования споров о подследственности, неоправданное затягивание сроков расследования уголовного дела, то есть к нарушению принципа разумного срока уголовного судо­производства [4, с. 15-20].

Следует согласиться с точкой зрения, что целесообразно возложить на органы предварительного расследования обязанность во всех случаях после осуществления неотложных следственных действий направить прокурору уголовное дело.

В подтверждение целесообразности внесения таких изменений в уголовно-процессуальное законодательство вышеуказанные авторы приводят следующие аргументы.

Руководитель следственного органа не наделён полномочием направления по подследственности в другой орган предварительного расследования уголовного дела, по которому органом дознания, дознавателем, следователем уже проведены неотлож­ные следственные действия. В то же время прокурор, согласно п.п. 11, 12 ч. 2 ст.

37 УПК РФ, располагает правами: изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передать уголовное дело, материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исклю­чением подобной передачи в системе одного органа), изымать любое уголовное дело или материал проверки сообщения о преступлении у любого органа предварительного расследования с последующей передачей следователю Следственного комитета России. Прокурор также вправе определять подследственность уголовного дела, что вытекает из системного толкования норм ч. 3 ст. 146, ч. 7 ст. 151 и ч. 5 ст. 152 УПК РФ; разрешать споры о подследственности уголовного дела в соответствии с ч. 8 ст. 151 УПК РФ. Аналогичные правовые позиции высказаны в Определении Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 301- О – О [2].

Всё перечисленное подтверждает вывод о наличии именно у проку­рора полномочий по передаче уголовного дела или материала проверки сообщения о преступлении между органами предварительного рассле­дования.

Это позволяет прокурору своевременно проверять законность, обоснованность возбуждения уголовного дела, производства неотложных следственных действий, а также передачи дела или материалов в конкретный орган предварительного расследования.

Прокурор, являясь формально незаинтересованным в результатах предварительного расследования и не зависящим от служебных показателей органов предварительного расследования, по своему процессуальному статусу способен максимально объективно оценить подследственность конкрет­ного уголовного дела и принять законное и обоснованное решение о направлении уголовного дела по подследственности. По мнению В.А. Рязанцева, с учётом полномочий прокурора по разрешению споров о подследственности, закреплённых в ч. 8 ст. 151 УПК РФ и порядка определения подследственности, установленного ч. 5 ст. 152 УПК РФ, передачу уголовных дел и материалов проверки сообщений о прес­туплениях из органа дознания в орган предварительного следствия целесообразно производить через прокурора [5, с. 19]. Данное суждение, однако, необходимо принимать критически. Выражение о направлении «через прокурора» не отражает самостоятельную роль и полномочия этого участника процесса. Орган предварительного расследования, направляя уголовное дело прокурору, не располагает полномочиями давать прокурору указания о направлении уголовного дела по подследственности. Право и обязанность прокурора в этом случае — самостоятельно правильно установить подследственность и принять собственное независимое процессуальное решение о направлении уголовного дела в соответствующий орган предварительного расследо­вания. Прокурору для определения подследственности необходимо направлять любой материал или уголовное дело, возбужденное органом предварительного расследования с нарушением правил подследствен­ности, то есть, от органа предварительного следствия в орган дознания; между органами дознания; между органами предварительного следствия [4, с. 15-20].

Все перечисленные случаи возбуждения уголовных дел с нару­шением правил подследственности возможны в практике. Следовательно, прокурору должны быть предоставлены полномочия по восстановлению ординарного порядка предварительного расследования путем направле­ния уголовных дел по подследственности после выполнения неотложных следственных действий [4, с. 15-20].

В целях решения указанных проблем производства неотложных следственных действий целесообразно:

  • дополнить ст. 149 УПК РФ пунктом четвертым следующего содержания: «следователь, орган дознания производит неотложные следственные действия в соответствии с ч. 1 ст. 157 настоящего Кодекса, после чего направляет уголовное дело прокурору для направления уголовного дела в соответствии с правилами подследственности, установленными настоящим Кодексом»;
  • изложить ч. 5 ст. 152 УПК РФ в редакции: «Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности»;
  • изложить ч. 3 ст. 157 УПК РФ в другой редакции, а именно: «После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания направляет уголовное дело прокурору для передачи по подследственности».

Предлагаемые изменения позволят устранить отмеченные противоречия и неясности в регулировании института неотложных следственных действий.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/conf/jurisprudence/xxi/137854

К вопросу о производстве неотложных следственных действий командиром воинской части

Производство неотложных следственных действий

Хомяков И.Д.

Кандидат юридических наук,

Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

К вопросу о производстве неотложных следственных действий командиром воинской части

Аннотация

В статье автор поднимает проблему о деятельности командира воинской части как органа дознания на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительном расследовании.

Ключевые слова: внутренние войска, орган дознания, неотложные следственные действия, предварительное расследование.

Khomyakov I.D.

PhD in Law,

Novosibirsk military institute of internal troops of a name of the general I.K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TO THE QUESTION OF PRODUCTION OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS BY THE COMMANDER OF MILITARY UNIT

Abstract

In article the author lifts a problem about activity of the commander of military unit as body of inquiry at stages of initiation of legal proceedings and preliminary investigation.

Keywords: internal troops, body of inquiry, urgent investigative actions, preliminary investigation.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в пункте 19 статьи 5 дает толкование этому понятию, да и в ст.

1 Инструкции [2] оно выглядит также: «неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования» [1].

Рассматривая определение можно выделить несколько важных (на взгляд авторов) признаков. Во-первых, данные действия могут производить только органы дознания; во-вторых, они проводятся только по преступлениям, по которым предварительное следствие обязательно (в п. 2 ст.

150 УПК РФ указано, что предварительное следствие проводится обязательно по всем уголовным делам, за исключением преступлений, по которым проводится дознание); в-третьих, они проводятся только после возбуждения уголовного дела; в-четвертых, имеют строго указанную в законе цель – обнаружение и фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Сам перечень неотложных следственных действий законодатель как в УПК РФ, так и в Инструкции не определил, хотя в ст. 63 указанной Инструкции указаны процессуальные действия, которые орган дознания не вправе производить[2]. Это принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст.

171 УПК РФ), соединении уголовных дел (ст. 153 УПК РФ), выделении уголовного дела (ст. 154 УПК РФ), выделении в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ), приостановлении предварительного следствия (ст.

208 УПК РФ), прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования в отношении подозреваемого.

Исходя из определения неотложных следственных действия и полномочий, которыми наделен командир части (начальник военной образовательной организации и др.) как органы дознания, решимся предложить такой список:

– допрос (потерпевшего, свидетелей, подозреваемого и т.п.);

– осмотр;

– освидетельствование;

– следственный эксперимент;

– обыск;

– выемка;

– очная ставка;

– предъявление для опознания;

– проверка показаний на месте;

– назначение судебной экспертизы;

– получение образцов для сравнительного исследования.

Круг неотложных следственных действий определяется с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления и должен согласовываться с военным прокурором[2].

Каким образом они должны согласовываться нигде не указано.

Поэтому авторы считают, что лучше это согласование происходило письменно, как вариант в виде поручения или отметки о согласовании в постановлении дознавателя о принятии уголовного дела к своему производству.

Как правило, процессуальный порядок производства неотложных следственных действий включает в себя общие условия, относящиеся к порядку производства следственных действий и общие правила производства следственных действий.

Первым условием является наличие возбужденного уголовного дела. Неотложные следственные действия, как и любые следственные действия, могут осуществляться в рамках возбужденного уголовного дела.

Хотя некоторые следственные действия возможно производить до возбуждения уголовного дела, например такие как осмотр места происшествия, документов и предметов, освидетельствование[1] и др. Но исходим из определения, которое дано в п. 19 ст.

5 УПК, где говорится, что это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела.

Вторым общим условием авторы считают наличия основания для принятия решения о производстве того или иного следственного действия.

Наверное целесообразно исходить в первую очередь из фактических оснований, то есть наличия достаточной совокупности сведений.

О том, какие конкретно сведения образуют основание принятия решения о производстве следственного действия формулирует уголовно-процессуальный закон [3].

Третьим условием может служить производство неотложных следственных действий определенным субъектом. Если уголовное дело возбуждено органом дознания, то он вправе сам производить неотложные следственные действия.

Если он поручает производство дознавателю воинской части, то последний должен принять уголовное дело к своему производству. Но орган дознания может поручить выполнение своих полномочий, только определенные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК [4].

Поэтому, по мнению авторов, только орган дознания в лице командира или начальника уполномочен производить неотложные следственные действия.

Следующим условием будет оформление процессуальных документов для фиксации начала, производства и окончания неотложных следственных действий. В ходе производства следственного действия или непосредственно после его окончания составляется протокол. Статья 166 УПК РФ предусматривает общие требования, предъявляемые ко всем протоколам.

Последним условием является срок производства неотложных следственных действий. С момента возбуждения уголовного дела неотложные следственные действия проводятся в срок не превышающий 10 суток. Данный срок продлению не подлежит.

Подводя итог, автор отмечает, что расследование преступлений на начальной стадии представляет сложную систему действий командира воинской части, которая обусловлена разными объективными и субъективными обстоятельствами. Он должен четко представлять все действия, которые он может и должен произвести после возбуждения уголовного дела для более эффективного результата расследования.

Литература

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ]. – М.: Эксмо, 2015. – 352 с.
  2. Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: приказ Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. № 150.
  3. Вопросы проведения неотложных следственных действий органами дознания: методические рекомендации. – Барнаул, 2005. – 67 с.
  4. Сливкин, А.Н., Степанов, С.А., Хомяков, И.Д. Методика работы дознавателя воинской части при производстве неотложных следственных действий. – Новосибирск: НВИ ВВ, 2014. – 136 с.

References

  1. Ugolovno-processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii: [feder. zakon ot 18 dekabrja 2001 g. № 174-FZ]. – M.: Jeksmo, 2015. – 352 s.
  2. Ob utverzhdenii Instrukcii o processual’noj dejatel’nosti organov doznanija Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii, drugih vojsk, voinskih formirovanij i organov: prikaz Zamestitelja General’nogo prokurora Rossijskoj Federacii – Glavnogo voennogo prokurora ot 23 oktjabrja 2014 g. № 150.
  3. Voprosy provedenija neotlozhnyh sledstvennyh dejstvij organami doznanija: metodicheskie rekomendacii. – Barnaul, 2005. – 67 s.
  4. Sliin, A.N., Stepanov, S.A., Homjakov, I.D. Metodika raboty doznavatelja voinskoj chasti pri proizvodstve neotlozhnyh sledstvennyh dejstvij. – Novosibirsk: NVI VV MVD Rossii, 2014. – 136 s.

Источник: https://research-journal.org/law/k-voprosu-o-proizvodstve-neotlozhnyx-sledstvennyx-dejstvij-komandirom-voinskoj-chasti/

Следственные действия: понятие и виды, общие правила производства и оформления, Производство неотложных следственных действий. — Ответы к экзамену по уголовно – процессуальному праву

Производство неотложных следственных действий

Основным способом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования является производство следственных действий.

Следственные действия — это производимые в строгом соответствии с законом операции, направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств.

Право производить следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи.

Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела.

Для производства следственных действий необходимы основания —  фактические данные, указывающие на необходимость производства тех или иных следственных действий.

Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя или лица, производящего дознание. Но они могут быть произведены и по указанию прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания. Кроме того, закон устанавливает случаи обязательного производства следственных действий.

Так, лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания (ст.46 Подозреваемый).  После предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого (ст. 173 Допрос обвиняемого).

Для установления некоторых обстоятельств обязательно должна быть произведена экспертиза (ст. 196 УПК РФ).

К числу следственных действий относятся:1) допрос;2) очная ставка;3) осмотр;4) освидетельствование;5) обыск;6) выемка;7) предъявление для опознания;8) следственный эксперимент;9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;10) контроль и запись переговоров;11) проверка показаний на месте;12) назначение и производство экспертизы.

 Некоторые авторы относят к следственным такие процессуальные действия, как:1)наложение ареста на имущество;2)эксгумация трупа,3)получение образцов для сравнительного исследования;4)помещение лица в медицинское учреждение для производства экспертизы.

 Однако с помощью этих действий не получают новой доказательственной информации, поэтому они не могут считаться следственными в прямом смысле. Тем не менее названные действия тесно примыкают к следственным, они подготавливают и обеспечивают их производство в целях получения новых доказательств. Поэтому они, как правило, рассматриваются в разделе «Следственные действия».

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечивать охрану прав и интересов граждан.

Закон запрещает в процессе собирания доказательств совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для жизни и здоровья.

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер; нельзя производить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

В процессе следственных действий должны приниматься меры к охране имущества, государственной тайны, а также к неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Такие следственные действия, как освидетельствование, обыск, выемка, экспертиза, эксгумация производятся на основании постановления следователя. Для производства других следственных действий вынесения постановления не требуется. Ход и результаты любого следственного действия фиксируются в соответствующем протоколе.

Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц; обыск или выемка в жилище; личный обыск1; выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров производятся на основании судебного решения.

В этих случаях следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Ходатайство не позднее 24 часов подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия.

В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия.

К уведомлению прилагаются копии постановления и протокола следственного действия. Судья также в течение 24 часов с момента получения уведомления должен вынести постановление о законности или незаконности произведенного следственного действия.

Если следственное действие будет признано незаконным, все доказательства, полученные с его помощью, исключаются из процесса доказывания как недопустимые.

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится с санкции прокурора.

При производстве обыска, личного обыска, выемки, осмотра, предъявления для опознания, следственного эксперимента, осмотра и выемки задержанной корреспонденции, осмотра и прослушивания фонограммы, проверки показаний на месте, эксгумации трупа должны присутствовать понятые в количестве не менее двух. Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе дела лица, которые обязаны удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали. Понятые, присутствующие при производстве личного обыска должны быть того же пола, что и обыскиваемый.

В производстве следственного действия может участвовать специалист, которым может быть любое, не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной области. Кроме того, следователь вправе привлечь к участию в следственном действии оперативных сотрудников, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Если в следственном действии участвуют лица, не владеющие, языком, на котором ведется производство по делу, им должен быть предоставлен переводчик.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства, необходимые для обнаружения, фиксации или изъятия доказательств. Применение таких средств должно быть отражено в протоколе следственного действия.

Производство неотложных следственных действий

Нередко начало производства предварительного расследования сопровождается производством неотложных следственных действий для скорейшего обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств по уголовному делу.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Производство неотложных следственных действий возможно только при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно. Но во всех случаях производству неотложных следственных действий по уголовному делу должно предшествовать возбуждение уголовного дела.

Перечень неотложных следственных действий по каждому уголовному делу не определен, и он индивидуален, зависит от конкретного преступления.

Производство неотложных следственных действий необходимо в связи с острым дефицитом времени, когда передача материалов возбужденного уголовного дела по подследственности повлечет утрату следов преступления и доказательств, а также в связи с необходимостью незамедлительного закрепления, изъятия и исследования следов преступления или иных доказательств. При этом срок производства неотложных следственных действий не должен составлять более 10 суток с момента возбуждения уголовного дела до его направления руководителю следственного органа для дальнейшего производства предварительного следствия. Производство неотложных следственных действий производится органами дознания. Таким правом наделены:

— органы дознания внутренних дел РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по всем уголовным делам, за исключением тех, которые указаны в п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;

— органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 157 УПК;

— таможенные органы — по уголовным делам, которые указаны в п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК;

— командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

— начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

— иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК. Речь в данном случае идет о тех органах, которые в соответствии с Законом об ОРД обладают правом осуществлять производство ОРМ.

Такими органами дополнительно являются оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, службы внешней разведки РФ, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, производство неотложных следственных действий может производиться капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителями геологоразведочных партий и зимовок — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения партий и зимовок и при удаленности их от органов дознания; главами дипломатических представительств и консульских учреждений — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

После производства неотложных следственных действий и направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания имеет право производить следственные и ОРМ только по поручению следователя.

Источник: https://students-library.com/library/read/78750-sledstvennye-dejstvia-ponatie-i-vidy-obsie-pravila-proizvodstva-i-oformlenia-proizvodstvo-neotloznyh-sledstvennyh-dejstvij

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

2 Уголовного кодекса Российской Федерации;2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.

1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами ;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса .

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах .

1. Комментируемая статья закрепляет возможность органа дознания возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия в тех случаях, когда последующее производство предварительного расследования является обязательным.

2. В УПК РФ не установлен исчерпывающий перечень следственных действий, которые являются неотложными. Поэтому в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи к ним следует отнести любые действия, которые произведены не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела и промедление с производством которых повлечет утрату доказательств.

3. Неотложные следственные производят органы дознания, а также иные органы, указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ. До начала производства этих действий должно быть возбуждено уголовное дело в установленном законом порядке (гл. 20 Кодекса).

4. Орган дознания может не дожидаться окончания 10-суточного срока в том случае, когда все необходимые следственные действия были выполнены.

Как только это произошло, уголовное дело должно быть направлено руководителю следственного органа (п. 3 ст. 149 УПК РФ).

Уголовное дело передается независимо от того, было ли в результате неотложных следственных действий установлено лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В ч. 4 комментируемой статьи закреплены полномочия органа дознания после направления уголовного дела руководителю следственного органа.

https://www.youtube.com/watch?v=3VBwe63wFv4

Если лицо было установлено, то следственные действия, а также оперативно-розыскные мероприятия, указанные в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут производиться только по поручению следователя, которые он дает в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Если же лицо осталось неустановленным, то орган дознания в любом случае обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры вплоть до установления лица, совершившего преступление. О результатах своих действий орган дознания должен регулярно уведомлять следователя.

Особенно важно это в случаях, когда сведения поступят незадолго до истечения срока предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ). Это позволит следователю принять наиболее целесообразное решение – приостановить производство по уголовному делу на основании п. 1 ч. 1 ст.

208 УПК РФ или обратиться к руководителю следственного органа с ходатайством о продлении срока предварительного следствия (ч. 4–5 ст. 162 УПК РФ).

Если у вас остались вопросы по статье 157 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://oupkrf.ru/st157

Isfic
Добавить комментарий