Публичное право и экономика

Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений

Публичное право и экономика

Система норм права имеет определенное строение, подразделяется на составляющие ее относительно самостоятельные автономные образования — отрасли права и институты, регулирующие качественно однородные группы общественных отношений.

Отдельные нормы права совместно с другими однородными нормами принадлежат тем или иным правовым институтам. От такой принадлежности зависит регулятивная роль норм права, определяется их социальное назначение.

Правовые институты объединяются в подотрасли либо в отрасли права, которые и составляют систему норм права данного общества.

Можно выделить три общие позиции в системе классификации правовых норм:

1) деление системы права каждой страны на публичное и частное право;

2) подразделение всех норм права на нормы «материального» и процессуального права;

3) подразделение всей системы норм права на отдельные отрасли и институты права.

12.2. Частное и публичное право

С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том или другом государстве, делилась на так называемое «частное право» и «публичное право». Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством (публичной властью).

Внутренняя дифференциация права не является его искусственным делением.

Она связана с различением в праве относительно самостоятельных частей, образованных вследствие возникновения некоторых более устойчивых связей между его элементами и регулируемыми ими отношениями.

Поэтому деление права на частное и публичное, осуществляемое и объясняемое на уровне юридической науки (систематика права), есть лишь отражение того строения права, которое оно имеет в реальности.

Различия между публичным и частным правом обусловлены не только различием интересов субъектов правоотношений или характером, регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового регулирования.

Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. Прием властного регулирования отношений, помимо положительных сторон, имеет и некоторые отрицательные стороны.

Государственная власть, монополизируя все сферы общественной жизни, естественно понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способна привести к полному подавлению личности[85].

А в частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Деление права на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых правом.

Один из римских юристов классического периода Ульпиан указывал, что публичное право — это то, которое обращено к статусу, состоянию Римского государства, а частное право — то, которое имеет в виду выгоды, интересы отдельных лиц.

Такое деление права на частное и публичное было использовано римскими юристами в их практической деятельности при построении институтов права, а в последующем было воспринято правовыми системами многих европейских народов.

Особенно это касается тех систем права, которые свойственны государствам, принадлежащим к романо-германской «правовой семье» (Германия, Франция, Италия, Австрия и др.). В англо-саксонском праве идея деления права реализована несколько иначе.

Здесь различаются общее право и право справедливости. Не столь четко данное деление прослеживается и в США. Советская правовая система не признавала деление права на частное и публичное.

Господствовало ложное убеждение, согласно которому социалистическое общество исключает автономное существование как частного, так и публичного права, а все сферы правового регулирования якобы подчинены государственному (публичному) интересу.

Такое положение было связано с тем, что советская правовая идеология не признавала ничего частного, все строилось на этатистских началах, где государственное вмешательство в частно-правовые отношения абсолютизировалось. Еще при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Ленин писал: «Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»[86].

В условиях авторитарной административно-приказной системы управления, государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая экономику, культуру, искусство и науку, публично-правовой принцип регулирования общественных отношений подчинил себе гражданскоправовые, демократические принципы правового обеспечения имущественных и других отношений.

Это привело к тормозу развития частной инициативы рыночных экономических отношений, стало препятствием для процесса правообразования, привело к торможению общественного прогресса в целом. По этому поводу С. С. Алексеев пишет, что «…

под влиянием тоталитарного режима, тотального господства публично-правовых принципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь представление о том, что будто бы все «юридическое» целиком исходит от государства, от государственного закона, что везде нужны «разрешения» и «согласия»[87]. Однако современная система права России с закреплением института частной собственности уже стала признавать деление права на частное и публичное. А это способствует осуществлению перестройки всей системы права в соответствии с принципом: «Все, что не запрещено, — дозволено».

Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. Отношения обмена — результат общественного разделения труда и собственности.

Диалектически связанные единой структурой сферы частного и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там, где развиваются материальное производство и товарно-денежные отношения.

Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола власти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости, конкуренции и свободе, порождает автономное частное право и ставит предел публичному праву, придавая ему демократические свойства.

Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам человеческой цивилизации предполагает приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, что находит отражение в ее законодательстве, в признании частных интересов, которое нужно приветствовать и всемерно поддерживать.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т. е.

такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное право — это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения — это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются: во-первых, равенством сторон правоотношений; во-вторых, относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений; в-третьих, взаимными субъективными правами и обязанностями; в-четвертых, свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным («частным») интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим («публичным») интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь — суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости. Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: «Не запрещенное законом — дозволено». В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право.

Сфера действия частного права — область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей.

Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов.

Публичная власть не может служить бюрократии и господству государственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования властно-управленческих отношений.

Источник: https://nemaloknig.com/read-316471/?page=64

Публичное право и экономика

Публичное право и экономика

Несмотря на то что публичное регулирование экономики — это часть административного права, она практически не отражена в российских учебниках административного права, за исключением, может быть, раздела особенной части «Управление в экономической сфере», практически не изменившегося с советских времен.

Правда, в концепции развития административного законодательства, подготовленной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, имеется раздел «Законодательство об управлении экономикой», где отмечены отсталость публично-правовой нормативной базы в этой сфере, отсутствие кодифицированных актов по вопросам государственного регулирования, координации и управления. Между тем очевидно, что функционирование рынка может обеспечиваться только комплексно, системно, т.е. гражданско-правовыми и административно-правовыми методами1См.: Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 74..

Необходимо отметить одно издание, в котором представлен интересный подход к освещению именно экономического права, — это «Теория экономического права» белорусских авторов И.И. Веленто и B.C. Елисеева2 Веленто И.И., Елисеев B.C. Теория экономического права. Мн., 2006.. Здесь освещение правового регулирования экономических отношений сочетается с экономическим анализом права.

Причин отхода российского административного права от экономики много. Прежде всего, это историко-идеологические причины.

Долгое отсутствие цельного правового регулирования экономики, практика административного вмешательства государственных органов привели к отождествлению понятий «административное» и «государственное», соответственно государственное регулирование экономики отождествляется с административным произволом.

После тоталитарной эпохи Россия (во всяком случае, на словах и в «чистом» праве) стремится к абсолютизму в либерализме и решает полностью отказаться от государства3Это вылилось в обоснование концепций невмешательства государства в экономику (см.: Буев В.В., Крючкова И.В. и др.

Разработка процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику и процедуры периодичности оценки эффективности регулирующих мер. М., 2005).

На первых порах административной реформы предполагалось даже федеральным законом ввести презумпцию нецелесообразности государственного регулирования в социально-экономической сфере, если ведомством не доказано иное в соответствии с многоступенчатой процедурой доказательства целесообразности и эффективности вводимых функций, а затем оценки таких доказательств независимыми экспертами по критериям допустимости государственного регулирования, включенным в закон (см.: Шаров Л.В. Об основных элементах административной реформы //Журнал российского права. 2005. № 4)..

Либеральные теории, десятилетиями вызревавшие в развитых странах и дискутируемые там и сегодня, были приняты на веру. Проводится четкий водораздел — область экономики предлагается отдать на регулирование рынку.

Есть склонность отождествлять государство только с преградами и бюрократией. Между тем очевидна утопичность подобных теорий, рынок существует в государстве, основная задача которого — обеспечить гражданам стабильность и безопасность.

Даже самая либеральная теория не предлагает полностью выставить государство с его органами из экономики.

С идеологическими причинами связаны политические — непоследовательность экономических реформ, отсутствие четкой стратегии деятельности государства в экономике, не до конца продуманная приватизация, под которую подпадают даже стратегические объекты.

К технико-юридическим причинам можно отнести стремительное развитие гражданского законодательства и «топтание» на месте публичного права, его неадаптированность к изменившимся условиям, косность понятий и терминов, а также узурпацию Гражданским кодексом публично-правовых понятий4См.: Газье А., Талапина Э.В.

Публичное право Франции и России: пересечения и параллели // Правоведение. 2003. № 3. С. 41-43..

Материальные условия влекут за собой процессуальные — недостаточная развитость публично- правовых споров в области экономики, нежелание многих экономических субъектов судиться с государственными органами, практическая невозможность имущественных взысканий с государства в пользу частных лиц, отсутствие системы административной юстиции. И конечно, коррумпированное управление всегда неэффективно, и это не способствует повышению авторитета государства.

Все эти причины обусловили отсутствие концепции публичного экономического права в нашей стране, а также неразвитость той части административного права, которая отвечает за экономику.

Несмотря на то что в мире основной идеей остается та, что пока есть государство, всегда есть и право, организующее экономику, публичное экономическое право претерпевает кардинальные изменения. На это влияет, во-первых, распространение теории регуляции.

Ввиду проникновения начал конкуренции и в публичную деятельность, прямая интервенция уступает место косвенной (кроме исключительных обстоятельств). Для публичного экономического права регуляция означает изменение статуса публичных агентов, внедрение конкуренции в их деятельность и модификацию классических способов регламентации.

А изменение форм деятельности определяет изменение предмета публичного экономического права и даже его названия (его предлагается заменить на публичное право регуляции). Во-вторых, влияние оказывает общий европейский рынок и европейское право. В-третьих, на публичное экономическое право воздействуют процессы глобализации.

Современные государства теряют монополию на создание права, применимого к его территории, и сама правовая норма не есть единственный критерий определения поведения.

Власти, правомочные производить право, размножились, а правовая норма делит нормативную власть с рыночной (например, технологические стандарты). Активно функционируют международные организации — специализированные (ВТО и ЮНЕСКО), универсальные (ООН), региональные организации общего типа (Организация американских государств.

Европейский Союз, СНГ), структуры гуманитарно-демократического назначения (Совет Европы), организации тематического, предметного сотрудничества. Расширяются прямые международные экономические отношения с участием национальных и международных экономических компаний и транснациональных корпораций5См.: Право и межгосударственные объединения / под ред. В.Г.

Вишнякова. СПб., 2003. С. 12-13..

Поэтому можно сказать, что для второй половины XX в. была характерна интернационализация публичного экономического права; возникло международное экономическое право6См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 17..

Несмотря на все дискуссии, полезность преподавания публичного экономического права очевидна. Думается, для начала можно было бы ввести такую учебную дисциплину. А затем развитие доктрины в результате научной дискуссии могло бы определить публичному экономическому праву место среди комплексных правовых отраслей.

Источник: https://isfic.info/talap/publis08.htm

Концептуальные основы публичного и частного регулирования экономики

Публичное право и экономика

Агирджанов, Т. Н. Концептуальные основы публичного и частного регулирования экономики / Т. Н. Агирджанов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47015/ (дата обращения: 17.04.2020).



Статья посвящена определению роли экономики в современном обществе. Изучены основные аспекты правового регулирования экономики с концептуальных точек зрения в обобщенном смысле. Кроме того, выявлены характерные черты публичного права и его роли в сфере регулирования экономики.

Ключевые слова: экономика, правовое регулирование, публичное регулирование, отношения.

Одно из самых важных мест в жизни общества отводится экономической сфере. Все то, что связано с производством, распределением, а также обменом и потреблением благ, созданных человеком, относится к экономической сфере.

Экономика — это система общественного производства, процесс создания материальных благ, являющихся необходимыми человеческому обществу для нормального существования, развития [5].

Экономика играет важнейшую роль в жизни общества, так как она призвана обеспечивать людей материальными условиями — питанием, жильем, одеждой, другими предметами потребления. Экономическая сфера — это основная сфера жизни общества, она определяет в целом все происходящие в нем процессы [3].

Столь важная сфера не может полноценно существовать без необходимого правового регулирования, определенного контроля, надзорной деятельности, без применения столь важных методов публично-правового регулирования.

Поэтому сфера правового регулирования, в первую очередь публичного, очень важна, особенно в складывающихся социально-экономических условиях.

Правовое регулирование экономики заключается в разработке законов, призванных обеспечивать нормы функционирования рыночных структур, коммерции, предпринимательства, защиту интересов общества и прав покупателей, равноправие рыночных субъектов, посредничество между наемными работниками и предпринимателями, борьбу с теневой экономикой, многое другое. В системе подобных регулирующих норм особо видное значение имеет антимонопольное законодательство. Последнее впервые применительно к экономике было реализовано в Америке в виде весьма знаменитых «антитрестовских законов», которые позднее были восприняты всеми развитыми государствами [5].

Для отечественной экономики, с во многом характерным для нее уровнем монополизации производства, обращения и других процессов, антимонопольное регулирование превращается в основное условие перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Столь важная антимонопольная политика состоит из экономических и административных мера, оказывающих препятствие монополизации производства, торговли отдельными субъектами: контроль цен по отношению к предприятием-монополистам; поддержка конкуренции; дезинтеграция сверхкрупных производственных, управленческих и коммерческих структур; поощрение диверсификации; проведение антимонопольной экспертизы принимаемых законов [3].

Весьма актуальной является и дефляционная политика — стабилизация уровня цен, так как современной экономике характерны деформирующие инфляционные процессы [4].

С экономической точки зрения инфляция представляет собой рост цен в виде результата опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения.

Сложность антиинфляционной политики заключается в том, что первые два средства, которые по идеи должны привести к достижению наибольшего эффекта, являются очень болезненными с социальной точки зрения. Третье средство — это малоэффективная позиция, которая подталкивает предпринимателей к росту цен, а никак не производства [3].

Публичное право призвано защищать интересы общества в целом. Частное ориентировано в основном на индивидуальные интересы. Публичное право регулирует отношения субординации непосредственно путем предписаний, что влечет для граждан запреты и обязанности. Частное регулирует горизонтальные отношения, вступление в которые связано только с добровольной волей участников.

Результатом взаимодействия частного и публичного права является появление комплексных отраслей законодательства, наличие отраслей частного права со многими элементами публично-правового регулирования, как и наоборот.

Применение публично-правового регулирования в различных отраслях частного права может быть выражено в явной форме, когда в таких отношениях участие принимают органы государства или само государство. Вторая форма здесь является скрытой, она выражена в использовании механизмов публичного права, во введении ограничений, санкций, запретов.

Для правовых проблем экономики характерен обычно комплексный характер, этот спектр не может быть охвачен исключительно одной правовой отраслью.

Основу развивающейся сегодня экономики составляет частная собственность. Публичная собственность нужна для того, чтобы обеспечивать выполнение различных функций публичной власти.

Сказанное означает, что частное право ориентировано на регулирование отношений предпринимательства, собственности, использования природных ресурсов, трудовые отношения и пр.

Публичное право ответственно за охрану рынка, собственности, за обеспечение функционирования государства путем привлечения финансов.

Многие изменения, происходящие в обществе, существенно сказываются на разграничении права на частное и публичное, их отношение к экономике.

Границы частного и публичного весьма подвижны. Более того, публично-правовые элементы фактически отсутствуют в отраслях публичного права, как и наоборот. Все сказанное требует работы над коллизионными нормами, развития коллизионного права.

Для частного и публичного права характерно несколько основных процессов. Первый заключается в «публицизации» частного права — проникновение публичного права в сферу частного, на основе все в последнем появляется все большее количество норм императивного характера [6].

Сегодня публичное право не просто гарантирует применение частного права, оно еще и ограничивает, контролирует существующие виды экономической деятельности, а также предписывает обязательные виды договоров, ограничивая при этом право собственности.

В наиболее широком смысле этот процесс именуется «социализацией» права. Появляется социальное право, где частные и публичные элементы очень тесно переплетены друг с другом.

Второй процесс — это «приватизация» публичного права: расширяющееся регулирование нормами частного права отношений непосредственно с участием властных субъектов [4].

Публичное право активно заимствует частноправовые конструкции и институты, используя их в экономике, в государственном управлении.

Публичное право призвано осуществлять, кроме традиционно для нее характерного, новой функции по защите прав гражданина — обеспечение частных интересов последнего [1].

Правовое регулирование экономики сегодня требует по отношению к себе взаимодействия частного и публичного права в нескольких сферах.

Но, в первую очередь, это взаимодействие должно реализовываться по отношению к отношениям собственности.

Кроме того, взаимодействие должно быть ориентировано на обеспечение свободной конкуренции в качестве основы рынка — это одно из основных направлений государства в современной экономике [2].

Можно прийти к выводу о том, что экономика сегодня регулируется и частным, и публичным правом. Законодатель все чаще издает акты смешанного характера, где на один объект распространяются и императивные, и диспозитивные методы.

Важно в данном случае проводить четкое разграничение отрасли права по методу и предмету, но их взаимодействие и взаимозависимость в регулировании экономических отношений очевидна — современное регулирование экономики невозможно представить без характерности принципа комплексности.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/183/47015/

Isfic
Добавить комментарий