Система государственного управления

Система государственного управления, ее основные элементы

Система государственного управления

Теория систем, системный анализ, системный подход прочно утвердились в качестве теоретико-методологического инструментария при анализе проблем социального управления.

Сущность системного подхода к государственному и муниципальному управлению заключается в том, что гос. и мун. управление есть система, т.е. целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Классификация систем.

Общая теория систем в полном, целостном виде редко применялась к анализу государственного управления. Однако в последнее время ряд ее основополагающих понятий все более применяются государствоведами, особенно такие понятия как система власти, устойчивость, стабильность, обратная связь и т.д.

Система государственного управления – категория недавно рожденная, и поэтому трактовки этого термина достаточно плюралистичны.

1. СГУ представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных явлений в сфере управления. В этом случае данная категория является средством системного анализа государственного управления. Она применима к любому относительно целостному политико-правовому образованию: государству, госвласти, госоргану.

2. Второй аспект представляет более конкретное значение системы – механизм формирования и функционирования госвласти и управления, включающий нормы, организационные структуры, отношения, коммуникации.

Мы различаем понятия целого и целостности. Целое – состоящее из частей, взаимодействующих друг с другом. Целостность – единство, это результат взаимодействия и взаимосвязи, обеспечивающий устойчивость, качественную определенность.

Элементом системы будем называть ее части, внутреннее строение которых не является определяющим для функционирования системы в целом.

Компонентами системы (подсистемами) будем называть системообразующие части, создающие качественность системы. При этом все компоненты взаимосвязаны, но одновременно и автономны и сами создают свою систему элементов. Каждый гражданин (объект или субъект) может рассматриваться как своеобразная система: знаний, сознания, поведения, интересов, ценностей, моделей поведения.

Приобретая самостоятельность государство становиться над обществом, подчиняя его интересы, интересам аппарата государственной власти, реализуя последние через систему государственного управления.

Система государственного управления – это определенная совокупность иерархически связанных между собой органов власти и управления, во взаимодействии реализующих управление государственной сферой экономики и социальной жизни и обеспечивающих исполнение законов, конституционно установленных прав и свобод граждан.

Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу и может быть рассмотрена только с учетом многоуровневых взаимодействий. Система органов государственного управления имеет сложную и, как правило, многоуровневую структуру (Рис.1).

1- Федеральный уровень; 2- Субфедеральный (региональный) уровень; 3- Муниципальный (местный) уровень.

Рис. 1 Многомерная структура субъекта государственного управления

При этом основными элементами системы государственного управления являются: субъект, объект, законы управления, его функции, методы и принципы, инструментарий (Рис. 2).

Рис.2 Система государственного управления

Специфика государственного управления заключается в том, что субъектом выступает уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции только на профессиональной основе.

В сфере государственного управления можно выделить следующие способы воздействия субъекта на объект: постоянное или эпизодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и опосредованное.

Социологические методы (осуществление массовых наблюдений). Обработка результатов предполагает использование статистических методов.

Относительно быстрые результаты предполагает метод технического анализа труда.

Этот метод состоит в детальном наблюдении за объектом труда (за прохождением поданного кем-либо заявлением), определении проходимого пути с точной фиксацией того, что происходит на каждом этапе.

Сравнительный метод (результаты исследований дополняются благодаря сравнению их с аналогичными результатами других исследований при соблюдении обязательного условия сравнимости).

Метод «кейс стади» – деловые игры. В наук административного управления он дает многое, широко распространен в школах государственного управления ведущих университетов США и европейских стран.

К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, различные социальные группы. Кроме этого объектом может являться любая составляющая самого субъекта. При этом объект сам способен обретать свойства субъекта (общественное самоуправление).

Предметом системы государственного управления является территориальное образование, которое может выступать в роли государства, региона, другого территориального поселения.

Основу системы государственного управления составляют горизонтальные и вертикальные связи (ветви и уровни власти).

Государственное управление возможно благодаря осуществлению государственной власти (орган легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса).

Государственное управление реализует следующие функции:

· институциональную (утверждение необходимых решений по социально-экономическим вопросам);

· регулятивную ((нормы, законы);

· целеполагающую (определение приоритетов социально-экономического развития);

· функциональную (разработка и реализация действий по поддержке инфраструктуры государства в лице ведущих отраслей);

· идеологическую (формирование национальной идеи).

Основными принципами государственного управления являются:

· разделение властей;

· принцип комплиментарности (непрерывность в структуре власти);

· субсидарности (распределение полномочий между уровнями власти);

· демократизма ();

· гомогенности (преимущество федерального права перед региональным).

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его институтов.

В структуре системы государственного управления можно выделить шесть компонентов или подсистем.

Институциональная подсистема, т.е. совокупность органов административного управления и должностей в штатном расписании государственных и муниципальных учреждений, создаваемых на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и т.д. (административный аппарат, гражданская служба, обеспечивающая функции институтов государственной и муниципальной власти).

Изучение институциональной подсистемы позволяет понять, кто уполномочен и реализует власть, доводит решения до осуществления.

Нормативно-правовая подсистема – совокупность норм административного и конституционного права, на основе которых строится и функционирует институциональная подсистема.

Коммуникативная подсистема – наличие субъектно-объектных, субординационных отношений в системе связей и взаимодействия государственных учреждений, должностных лиц.

Наряду с официальными отношениями, регулируемыми положениями, регламентами, должностными инструкциями существуют неофициальные (деловые, неформальные) отношения.

Только наладив систему связей, потоков документов, информации можно добиться эффективности управления (интеграция).

Функционально-структурная подсистема – совокупность управленческих функций различающихся по предмету (содержанию), объему, методам воздействия, позволяющая определить оптимальную структуру органа, его подразделений, предложить методику организационных изменений.

Кадровая подсистема – системообразующий компонент системы государственного и муниципального управления. Государственными и муниципальными служащими могут быть только подготовленные профессионалы управления.

Профессионально-культурная подсистема – во многом определяет целостность и зрелость государственных учреждений.

Профессионально-управленческая культура – субъективный фактор управления, определенное слияние интелекта и действий служащих и организации, включает в себя правовую, политическую и профессионально-квалификационную культуру: культуру общения, принятия решений, мотивационную, информационную культуру.

Источник: https://studopedia.su/10_160210_sistema-gosudarstvennogo-upravleniya-ee-osnovnie-elementi.html

Система государственного управления

Система государственного управления

Россия переживает период смены одной и формирования правовых, экономических, социальных основ другой общественной формации, который должен обеспечить ускорение социально-экономического и духовного развития на основе достижений современной цивилизации.

Главным условием успешных преобразований является сильная, дееспособная власть. Без нее невозможны создание предпосылок экономического роста, подлинная демократия, высокая культура и нравственность. Государственность была и остается основной ценностью гражданина России.

С сильной государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, обеспечение безопасности границ и справедливости в сфере имущественных отношений.

Для осуществления перечисленных функций власть должна обладать управленческим профессионализмом, иметь надежные правоохранительные органы средства национальной обороны.

В демократическом государстве власть открыта для людей, ее решения им понятны, ее органы работают в интересах страны и отдельных граждан. Власть в своих действиях ограничивается правом, иначе она становится опасной. В свою очередь, право обеспечивается властью, без которой оно бессильно.

Все ветви власти объединяет и уравновешивает президент. Перекос в сторону той или иной ветви власти не допускается, так как это расшатывает всю пирамиду власти. Четко регламентируются функции и ответственность аппарата управления.

Проав за конституцию, граждане тем самым принимают закон, обязательный к исполнению как органами власти, так и населением.

Кратология — наука о власти — выделяет такие ее характеристики, как распределение функций, структуры, инструменты, профессионализм, ответственность, личностные качества государственных служащих.

Власть в пределах выполняемых ею функций порождает отношения распоряжения и подчинения, которые прежде всего направлены на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного их исполнения.

Носителями власти являются не только избранные и назначенные на государственные должности лица, но и представители политической и экономической элиты, партии власти, также несущие ответственность перед обществом.

Властвовать и эффективно управлять — далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако создаваемые им управленческие структуры могут действовать неэффективно. Многие экономические и политические задачи остаются нерешенными из-за несовершенства системы управления.

В Ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию неэффективность государственной власти признана главной причиной длительного и глубокого системного кризиса в России, а произвол чиновников и криминализация общественной жизни названы в числе основных препятствий экономического роста.

Причина низкого уровня доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и крупному бизнесу заключается в том, что ни власть, ни бизнес не оправдали надежд миллионов людей, связанных с переменами начала 1990-х гг.

Их представители, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан.

Но государство не должно беспечно взирать на деятельность бизнесменов с миллиардными состояниями и чиновников любого ранга, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом. Социальная ответственность должна стать основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса.

Строительство сильного государства, основанного на общественном договоре, для защиты гражданских, политических, экономических свобод, обеспечения прав личности, предпринимательства является неотложной задачей.

Сила власти измеряется способностью задействовать в полной мере правовые и административные рычаги, прагматизмом, умением учитывать реальность ситуации. Сильная власть — это власть результативная.

И результатом усиления власти должно быть не увеличение или, наоборот, ограничение числа чиновников и привилегированных кланов, а подлинная независимость суда, действенность правоохранительных органов, конкурентность рынка, защищенность человека.

За осознанием необходимости возрождения сильного и эффективного государства, способного обеспечить внутренние и внешние условия достойной жизни для всех граждан, должны следовать конкретные шаги по его становлению.

Конечной целью при этом является построение правового государства как системы, которая держится не на силе как таковой, не на праве силы, а на силе права. Это означает, что все наиболее важные политические решения и действия граждан, публичные и частные, за исключением личной сферы, регулируются правом.

Основы правового государства закладываются принятием конституции. Нужно научиться жить по конституции, гарантировать ее применение, так как за пределами права царит неправовое пространство, хаос.

Россия не впервые ищет свой путь, свою модель развития. Маятник поступательного движения отклоняется то влево, то вправо; возможно, существует середина, устраивающая большинство. Тем не менее, нельзя полагаться на чудодейственную силу, которая все устроит как надо, на советы со стороны.

Нужен собственный механизм государственного управления.

Он предполагает совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной системы; активную борьбу с преступностью; перестройку кадровой политики; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть.

На основе укрепления государственной власти, эффективной системы управления Россия сможет построить динамично развивающуюся, социально ориентированную экономику и остаться великой нацией, вызывающей уважение и восхищение своим вкладом в развитие мировой культуры, неоднократно доказанной способностью с честью выходить из самых суровых испытаний.

Эффективное управление предъявляет требования к институтам государства, к которым, в частности, относятся наличие честного правительства и профессионально подготовленных чиновников, защита исторического и культурного наследия как главного источника самосознания народа, функционирование развитого гражданского общества. Чтобы управлять, надо быть государственником, иметь твердые патриотические и нравственные убеждения.

В России предыдущими поколениями созданы необходимые материальные и духовные предпосылки для вхождения в постиндустриальное информационное общество, страна обладает самыми крупными природно-сырьевыми ресурсами, большим научным потенциалом и поныне остается одной из самых образованных стран мира. Это вселяет надежды. Но для преодоления трудностей нужна сильная и своим достоинством, правотой и поддержкой народа государственная власть.

Основы российской государственности заложены в Конституции РФ. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Единственным источником власти в России выступает ее многонациональный народ. Президент РФ является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов власти.

Представительным (законодательным) органом власти служит Федеральное Собрание (парламент). Исполнительную власть осуществляют Правительство РФ, федеральные и региональные органы власти, местное самоуправление. В систему органов власти включается правосудие, осуществляемое только судом на основе состязательности и равноправия сторон.

Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, т.е. через органы государственной власти и местное самоуправление.

Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и другие нормативные акты государства, способствовать его укреплению и повышению авторитета внутри страны и на международной арене.

Знание основ государственного управления является обязательным элементом фундаментального и широкопрофильного образования.

Поэтому в структуре учебных дисциплин подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления система государственного управления занимает ведущее место.

Она ориентируется на самые стабильные сферы деятельности — промышленность, сельское хозяйство, строительство, социальную жизнь, и ее востребованность не зависит от характера и состояния общественного устройства.

На всех уровнях государственного управления, во всех звеньях хозяйствования возрастает роль специалистов, умеющих соотносить текущую работу со стратегическими целями управления и принимать оптимальные тактические и стратегические решения.

Изучение дисциплины «Система государственного управления» ставит задачей формировать у будущих специалистов ценностные ориентиры, соответствующие уровню развития современной цивилизации, помочь им в освоении теории и практики государственного управления.

В учебнике обосновывается необходимость ускорения социально-экономического развития России с помощью активизации организаторско-хозяйственной и других функций государственного управления, что позволит мобилизовать все природных, материальные и интеллектуальные ресурсы и осуществить модернизацию страны в более короткие сроки, чем это делали другие страны.

В процессе изучения дисциплины студенты должны усвоить механизм функционирования государственной власти, уметь разбираться в структуре органов управления всех уровней, знать основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений.

В учебнике освещаются как теоретические вопросы государственного управления, так и реальное развитие политических процессов, деятельность органов управления и государственных служащих, зарубежный опыт в этой сфере.

В сжатой, но достаточной для понимания сути вопросов форме систематизированы накопленные, порой разнонаправленные знания в области государственного управления в России.

Каждый орган власти рассматривается как сложившийся институт, имеющий организационно оформленные способы ее осуществления. При этом оцениваются востребованность его обществом, политический и управленческий потенциал, эффективность выполнения им функций государственного управления.

Системный подход к изложению материала позволяет проанализировать явления, процессы и события общественной жизни, раскрыть цели и мотивации их участников.

Учебник не претендует на всеохватывающий анализ (в нем рассматриваются не все объекты государственного управления, в частности отсутствуют вопросы внешней политики) и не дает готовых рецептов практикам в сфере государственного управления, не учит, как улучшить работу правительства. Он содержит лишь эмпирическое обобщение практического опыта в той или иной организационной сфере, раскрывает поведение, действия людей в процессе управления, влияние их идеологии и разделяемых ими ценностей на решения государственных органов, обязательные для всех.

Государственное управление в России отличается динамичностью, оно не приняло застывшие формы, поэтому в процессе работы над учебником отдельные положения были переработаны или дополнены проверенными продолжительным опытом формами, методами, приемами. Следует учесть, что рекомендации по совершенствованию государственного управления являются всего лишь результатом анализа конкретных ситуаций и могут быть применимы только в строго определенных условиях.

Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 08504 «Государственное и муниципальное управление», а также работников сферы государственного управления.

Источник: https://isfic.info/pikul/

Система государственного управления — Школьная История

Система государственного управления

Определение 1

Система государственного управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций.

Государственное управление, являясь целенаправленным и постоянной системой, связанной с воздействием субъектом управления на деятельность объекта управления, включает в себя несколько разноплановых сфер и областей своего функционирования:

  • Управление государственно-политическое. Данное направление предусматривает деятельность органов управления на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов России и уровне местного самоуправления. При этом в качестве субъектов следует рассматривать Президента России, Федеральное Собрание РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (президентов республик, губернаторов областей), а также представительные органы власти субъектов страны.
  • Управление государственно-административное. Этот вид деятельности связан с управлением государственными делами путем реализации исполнительной власти, а также ее органов и должностных лиц. Приоритетными при этом являются области экономики, социальные услуги, инфраструктура (аэропорты, дороги, транспорт и т.п.), образовательная сфера, здравоохранение, полиция, армия, а также финансовая сторона вопроса по обеспечению указанных областей общественной жизни.
  • Государственный менеджмент. Данное направление является новым и выражается в рыночном и контрактном подходе, в отношении к гражданам страны как к клиентам, которым государство предоставляет различные общественные услуги за соответствующую оплату в зависимости от материального состояния граждан.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Категории системы государственного управления

Система государственного управления строится на определенных организационных и правовых категориях, которые имеют проявление в ходе управленческих отношений:

  • управленческая деятельность государства, которая связана с осуществлением органами исполнительной власти различных управленческих функций;
  • субъект государственного управления – это, прежде всего, государство, выступающее в качестве совокупности публичных органов власти;
  • объект управления государством характеризуется общественными отношениями различных общностей (национальных, социальных и т.п.), общественными объединениями, юридическими лицами, организациями, поведением граждан, которое приобретает значение для общества;
  • отрасль государственного управления, которая состоит в системе звеньев государственно-управленческих органов, имеющих общий объект управления (промышленность, сельское хозяйство, транспортное сообщение, строительство, железные дороги, лесное хозяйство, финансы, здравоохранение, образование, оборона, связь и т.д.);
  • область государственного управления, представляющая собой различные отрасли управления, расформированные по группам в зависимости от признака их назначения (народное хозяйство, административная область, социальная и культурная сфера и т.д.);
  • сфера государственного управления, состоящая в комплексе отношений по организации различных межотраслевых функций, имеющих специальное значение (сертификация, планирование, стандартизация);
  • органы государственного управления представляют собой второстепенный субъект управления, который связан с непосредственным осуществлением функций государственного управления в порядке, предусмотренном действующими законами в данной области.

Замечание 1

Система государственного управления, так же как и система любого правового явления, представляет собой глубокое и многоплановое понятие, которое отличается своей разноаспектностью. Полностью освоить систему государственного управления возможно лишь в случае понимания всех основных категорий государственного управления.

Источник:

Система государственного управления

Система государственного управления

1. Понятие ГУ. Субъект  и объект ГУ.

2. Принципы ГУ: понятие, основания систематизации.

3.Характерные черты государства как субъекта управления общественными процессами. Типы государств.

4. Общество как объект ГУ.

5. Специфика ГУ  в условиях гражданского общества.

6. Социальный механизм формирования и реализации ГУ.

7. Объективные основы и субъективные факторы ГУ.

8. Системные характеристики ГУ.

9. ГУ и власть.

10.Аппарат ГУ: понятие, структура, функции.

11. Прямые и обратные связи в СГУ.

12. Цели государственного управления, их ресурсное обеспечение. Построение «древа» целей.

13. Методы государственного управления.

14. Профессиональная культура госслужащих.

15. Система профессионального развития госслужащих.

16. ГУ и МСУ: проблемы взаимодействия.

17. Социальные технологии ГУ: понятия и классификации, области применения.

18. Организационная структура ГУ. Целостность управления и разделение осуществления властей.

19. Структура органов гос.власти в РФ.

20. Система органов гос.управления в Белгородской области.

21. Особенности федеративного устройства России

22. Коррупция в системе государственного управления и пути ее преодоления.

23. Информационное обеспечение государственного управления: сущность и источники управленческой информации

24. Роль коммуникаций в системе управления.

25. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.

26. Бюрократия в системе ГУ.

27. Концепция административной реформы в РФ.

28. Реализация административной реформы в Белгородской области.

29. Государственная услуга

30. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления.

1. .Понятие ГУ. Субъект  и объект ГУ.

Управление является необходимым элементом нашей повседневной жизни. Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Государственное управление носит публичный характер.

В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти.

Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.

Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.

Особенности ГУ:

— оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов;

— организующий характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства;

— систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие;

— оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;

— наличие большого государственного аппарата;

— подконтрольный характер деятельности.   

В широком понимании управление означает различные способы воздействия субъекта на объект. Управление направлено на достижение определенного результата.

Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица.

Объект управления представляет собой структурированную социальную общность, функционирующую под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления.

Иными словами, объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение.

Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

–          по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);

–          по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.);

Взаимовлияние субъекта и объекта в процессе управления всегда неизбежно приводит к изменениям как объекта, так и субъекта.

Источник: https://dmitrschool04.ru/drugoe/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya.html

Isfic
Добавить комментарий