Таможенное право

Вопрос 3. Принципы таможенного права

Таможенное право

Тема 2. Место таможенного права в системе российского права

Вопросы:

1. Понятие, предмет и метод таможенного права.

2. Система таможенного права.

3. Принципы таможенного права.

4. Источники таможенного права.

5. Таможенные правоотношения, их структура.

Вопрос 1. Понятие, предмет и метод таможенного права

Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) федеральными органами государственной власти и уполномоченными органами Таможенного союза и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенное право как комплексная отрасль законодательства во многом уникально:

v никакая другая отрасль не вбирает столько частных нормативных механизмов из других правовых образований;

v одновременно в него включены правовые режимы и понятия, присущие только таможенному праву (понятие таможенного представителя, определение таможенной границы, классификация таможенных процедур и др.);

v в связи с созданием Таможенного союза особая роль в таможенном праве отведена международно-правовымнормам, поскольку большинство таможенных отношений России, Белоруссии и Казахстана регулируется на наднациональном уровне;

v уникальность таможенного права обусловлена его разветвленной структурой и многоаспектностью внешнеэкономической деятельности, что предполагает необходимость целого массива таможенного законодательства.

Предметом таможенного права являются общественные отношения, функционирующие по поводу перемещения товаров через таможенную границу. То есть все отношения, возникающие из самого факта перемещения, входят в предмет таможенного права.

Основным в таможенном праве является императивный метод – метод властных предписаний.

Лицо, перемещающее товары через таможенную границу Таможенного союза, обязательно вступает в определенные отношения с государственными (в первую очередь – таможенными) органами, которые контролируют соблюдение им установленных правил поведения в данной области.

В таких правоотношениях физическое или юридическое лицо не имеет альтернативы обращения к другим органам исполнительной власти и обязано выполнять все требования, не противоречащие таможенному законодательству.

Кроме императивного метода, в таможенном праве применяется диспозитивный метод, однако, пределы его действия существенно ограничены. В области таможенного дела, он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами (например, помещение ввезенных товаров на склад временного хранения по договору хранения).

Вопрос 2. Система таможенного права

Система таможенного права включает Общую и Особенную части.

В Общую часть входят вопросы, имеющие общее значение для отрасли таможенного права:

þ предмет и метод его правового регулирования,

þ принципы, источники таможенного права,

þ правовой статус субъектов таможенных правоотношений,

þ характеристика объектов таможенно-правового регулирования,

þ содержание института государственной службы в таможенных органах.

С образованием Таможенного союза система таможенного права претерпела некоторые изменения – при изучении Общей части в нее включаются также следующие вопросы:

þ цели и задачи Таможенного союза;

þ его организационно-правовые основы;

þ управление таможенным делом на уровне Таможенного союза.

Особенная часть отрасли посвящена:

þ правовым основам перемещения товаров через таможенную границу,

þ дифференциации таможенных процедур,

þ производству таможенного оформления,

þ классификации таможенных платежей,

þ формам таможенного контроля,

þ материально-правовым и процессуальным правилам юридической ответственности в области таможенного дела.

Группы правовых норм, регулирующих данные виды общественных отношений, выступают в качестве институтов таможенного права (институты таможенного оформления, таможенных платежей, таможенного контроля и т. д.).

Вопрос 3. Принципы таможенного права

Таможенное право строится на основополагающих началах – принципах, которые классифицируются на общие и специальные. Общие принципы имеют межотраслевое значение и лишь проецируются на таможенное право.

К общим принципам таможенного права относятся:

1) принцип законности(ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Он имеет общеправовой характер и означает: как действия таможенных органов, так и действия подконтрольных им субъектов (физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законодательству, а также международно-правовым нормам.

В Российской Федерации отношения в области таможенного дела регулируются как таможенным законодательством Таможенного союза, так и законодательством РФ о таможенном деле (п. 3 ст. 4 Закона о таможенном регулировании). Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу должно производиться в порядке, установленном законодательством.

2) принцип равноправия – выступает в качестве одной из характеристик демократического общества. В силу п. 1 ст.

150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу (ввоз-вывоз), равно как  и на осуществление внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при условии соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов. По общему правилу, никто из физических и юридических лиц не может быть лишен такого права или ограничен в нем.

3) принцип интеграции между странами – членами Таможенного союза.

Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана предполагает создание единого экономического пространства с режимом свободного перемещения на таможенной территории Таможенного союза товаров, услуг, финансового капитала и рабочей силы.

Объединение трех стран основано на унификации таможенного законодательства и соблюдении взаимных обязательств. Интеграция государств – членов Таможенного союза обусловливает действие на всей его таможенной территории единых правовых норм, что закреплено в п. 2 ст. 3 ТК ТС.

4) принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Он выражается в функционировании трех ветвей государственной власти, отражается и на правовом регулировании таможенного дела.

Федеральное Собрание как орган законодательной власти принимает законы, направленные, в частности, на регулирование отношений в области таможенного дела. Их непосредственную реализацию обеспечивают органы исполнительной власти, в данном случае – таможенные органы.

Одна из основных задач таможенных органов – контроль и обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов – закреплена в ст. 6 ТК ТС. Место таможенных органов в системе государственных органов РФ определяется в ст. 9 Закона о таможенном регулировании;

5) принцип федерализма –  в области таможенного дела означает строгое подчинение нижестоящих таможенных органов вышестоящим.

Во главе российских таможенных органов, которые являются федеральными органами государственной власти, находится ФТС России.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 9 Закона о таможенном регулировании);

6) принцип сочетания публичных и частных интересов. Преследуя публичные цели (формирование доходов бюджетной системы, борьба с контрабандой и иными нарушениями в области таможенного дела), органы государственной власти должны ориентироваться и на частноправовые начала.

В современных условиях одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов является обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу, в пределах своей компетенции (п. 1 ст.

6 ТК ТС).

Характерные черты таможенного права как отрасли законодательства выражены в его специальных принципах:

1) принцип сочетания союзного и федерального таможенного регулирования. В п. 2 ст.

1 ТК ТС устанавливается, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с союзным законодательством, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств-членов ТС.

В России национальное регулирование отношений в области таможенного дела находится в исключительном ведении Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

2) принцип единства таможенной территории.

В соответствии с Договором от 6 октября 2007 года «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» три государства в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон сформировали единую таможенную территорию.

3) принцип соблюдения запретов и ограничений. Он отражает объективную необходимость вмешательства государства в процесс внешней торговли.

Так, при перемещении товаров через таможенную границу устанавливается запрет на провоз «нежелательных» предметов (наркотических средств, оружия, боеприпасов и др.). Такой запрет может устанавливаться по соображениям национальных интересов. Согласно п. 2, 5 ст.

152 ТК ТС товары, запрещенные к ввозу, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, а при невозможности вывоза – задержанию.

4) принцип обоснованности и минимальной необходимости требований таможенных органов. С учетом нацеленности таможенных органов на содействие развитию внешней торговли их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, ограничены.

Статьей 11 Закона о таможенном регулировании должностным лицам таможенных органов запрещается возлагать на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и иных лиц чрезмерные и неоправданные издержки при осуществлении полномочий в области таможенного дела.

Требования таможенных органов, предъявляемые лицам при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров, их выпуска, для осуществления деятельности в сфере таможенного дела – в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

В соответствии с п. 1 ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Применяя принцип выборочности, таможенные органы не должны допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров (п. 3 ст.

161 Закона о таможенном регулировании).

5) принцип подконтрольности перемещаемых товаров означает, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. Однако при его проведении таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством (п. 3 ст. 150 ТК ТС).

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1186;

Источник: https://studopedia.net/5_37328_vopros--printsipi-tamozhennogo-prava.html

1. Таможенное право: понятие, предмет, принципы, методы

Таможенное право

76

Подтаможенным правомпонимаетсясовокупность принципов и норм, регулирующихпорядок и условия перемещения товарови транспортных средств через границутаможенного союза, а также иные отношения,связанные с таким перемещением.

Таможенноеправо в системе права занимает местоподотрасли международного экономическогоправа, но также связано еще и с правомСНГ. Только члены СНГ имеют право войтив состав таможенного союза.

Внауке и учебной дисциплине таможенноеправо является комплексной дисциплиной,изучается в совокупности и взаимодействиис другими отраслями права: уголовным,административным, ГПП и др. Наиболеетесно таможенное право связано садминистративным.

Предметомтаможенного праваявляютсяобщественные отношения, связанные сперемещением товаров и транспортныхсредств через таможенную границу.

Всоответствии со ст. 71 Конституциитаможенное законодательство относитсяк исключительному ведению РФ. ТакжеКонституция предусматривает недопустимостьустановления каких-либо внутреннихбарьеров и ограничений (единствоэкономического пространства).

Всоответствии с соглашением о таможенномсоюзе 2009 года таможенное пространстворасширилось до территории 3 государств:РФ, Республика Казахстан, РеспубликаБеларусь. Товары могут свободноперемещаться в пределах всего таможенногосоюза.

Таможеннуюполитику как составной элемент внутреннейи отчасти внешней политики осуществляетПрезидент, но формированием занимаетсяФТС, Президент ее только утверждает.

Целитаможенной политики РФ

Основныецели:

1)обеспечение интересов отечественныхпроизводителей;

2)обеспечение прав и интересов потребителейпри использовании импортных товаров.

Дополнительнаяцель:

3)наполнение государственного бюджета– производная от первой.

Первуюцель государство реализует за счеттарифных мер.

Защитуинтересов потребителей государствообеспечивает за счет нетарифных мери ограничений:

1)могут быть введены ограничения поколичеству товаров как ввозимых, так ивывозимых (квотирование);

2)ограничения, связанные с отдельнымикатегориями товаров (сертификаты);

3)ограничения, связанные с определеннымивидами деятельности (лицензирование).

Реализациютаможенной политики на территории РФосуществляют таможенные органы

Методытаможенного права: императивный идиспозитивный. Основным являетсяимперативный метод, диспозитивный носитвспомогательный характер.

Принципытаможенного права– основополагающе,обладающей высшею юридической силойправовые нормы.

1.Общеправовые принципы:

-законность,

-демократичность,

-гласность,

-равенство всех перед законом и т.д.

2.Специальные принципы:

-единство таможенного пространства,

-принцип нормативного установлениятребований,

-взаимности,

-национального режима,

-наибольшего благоприятствования.

3.Институциональные принципы (принципытаможенного оформления, таможенногоконтроля и др.)

2. Источники таможенного права: виды, краткая характеристика. Конституция рФо таможенном праве и таможенных отношениях

Источники любого правазависят от конкретной специфики, родадеятельности и области применения этогоправа. Источники права выражаютсяразличными федеральными нормативнымиправовыми актами и предписаниямигосударственных органов, содержащихнормы таможенного права.

В качестве источникатаможенного права выделяется КонституцияРФ. Для таможенного права из этогоисточника можно выделить несколькоположений, а именно: гарантированиеединства экономического пространствав РФ, свободное перемещение товаров,услуг и финансовых средств, поддержкаконкуренции, свобода экономическойдеятельности (ч. 1 ст.

8), а такжепризнание и защиту равным образомчастной, государственной, муниципальнойи иных форм собственности (ч. 2 ст. 8).А из п. «ж» ст. 71 этого же Закона можновыделить то, что таможенное регулированиенаходится в ведении Федеральных органовгосударственной власти РФ. Согласно п.«в» ст.

106 федеральные законы, принятыеГосударственной Думой по вопросамтаможенного регулирования, подлежатобязательному рассмотрению в СоветеФедерации.

Другими источникамитаможенного права являются ТК РФ и ЗаконРФ «О таможенном тарифе». ТК РФ являетсяосновным источником для отраслитаможенного права.

Он составляет еебазис, состоящий из норм и предписаний,всецело регулирующих правоотношенияв области таможенного права: поустановлению порядка перемещения черезтаможенную границу, в области таможенногооформления и контроля и т. д.

ЗаконРФ «О таможенном тарифе» устанавливаетпорядок по применению таможенноготарифа как главного инструмента торговойполитики государства.

Налоговый кодекс РоссийскойФедерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ(НК РФ) в соответствии со ст. 30 гласит,что таможенные органы наделены статусомналоговых органов. НК РФ призванрегулировать отношения, связанные свыплатой таможенных платежей.

Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ(БК РФ) определяет состав государственногобюджета РФ. В главе 18 БК РФ закрепленыполномочия, которыми наделяютсятаможенные органы, участвуя в процессеобразования этого бюджета.

Уголовный кодекс РоссийскойФедерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ(УК РФ) и Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ)содержат нормы, регулирующие деятельностьтаможенных органов в соответствии с ихправоохранительной функцией.

Также источниками праваявляются различного рода административныеакты в области таможенного регулирования:указы Президента РФ, постановленияПравительства РФ, нормативные правовыеакты Государственного таможенногокомитета; международные правовые актыв отношении таможенного дела. Согласноч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РФ являютсясоставной частью ее правовой системы.

Источник: https://studfile.net/preview/5551868/

Таможенное право

Таможенное право

отрасль права; совокупность юридических институтов и норм права, регулирующих общественные отношения по экономической охране государственной границы таможенными органами путем установления порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц через таможенную границу, размеров и порядка взимания таможенных, платежей, ответственности за таможенные правонарушения и порядка привлечения к ней.

Термин «Т.п.» необходимо рассматривать в трех значениях: а) как отрасль законодательства; б) в качестве отрасли юридической науки; в) как учебную дисциплину.

История отечественного таможенно-правового регулирования уходит корнями во времена образования древнерусского государства, когда взимание «мыта» за провоз товара через заставы основывалось еще на обычном праве (см. Таможня).

Источниками Т.п. в «XIV-XVI вв. были грамоты великих князей и отдельные статьи «общеправовых» судебников и уставов. В XVII в. нормы Т.п. были заложены в Новоторговом уставе 1667 г., который ужесточил порядок ввоза иностранных товаров и увеличил пошлину на них в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах:

Архангельске, Новгороде, Пскове. Довольно детально была разработана процедура таможенного оформления.

В царствование Петра I активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. Управление таможенными сборами с 1718 г. начала осуществлять Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. В 1731 г.

был принят Морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты. В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе. Она состояла из таможенных надзирателей — по одному на каждые 10 верст, — которые несли дозоры на своем участке.

В 1819г. были приняты либеральный таможенный тариф,, а также таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов.

Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе Империи и царства Польского,а на северо-западе — по границе России с Финляндией. Устав также содержал очень подробную регламентацию таможенной службы. Таможенный устав 1892 г.

сделал едиными законодательство о контрабанде АЛЯ европейской и азиатской торговли, упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Устав 1904 г. ввел новую структуру таможенных органов.

Теперь она состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым был раздел «О привозе товаров по железным дорогам». Устав 1910 г.

предоставил органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов. Этим уставом детализировались также процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде и т.д.

Одним из значительных правовых актов послереволюционной России стал утвержденный 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР первый таможенный тариф по европейской привозной торговле.

Позднее Президиум ЦИК СССР утвердил 12 декабря 1924 г. Таможенный устав СССР, а в 1928 г. был принят ТК СССР. С 1964 до 1991 г.

существовал второй ТК СССР — до тех пор, пока не были приняты последний ТК СССР и Закон о таможенном тарифе.

Этим Кодексом контрабанда исключена из числа административных правонарушений и квалифицирована как уголовное преступление; введена лицензионная система и другие таможенные инструменты. Новым явилось также установление административной ответственности предприятий за таможенные правонарушения.

Существенно расширилась нормативная база в сфере охраны прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан, что получило отражение в подробной регламентации порядка производства по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил, предоставления таможенным органам права вести дознание по делам о контрабанде. ТК СССР 1991 г. действовал в РФ до 1993г.

, когда последняя приняла собственный ТК и Закон о таможенном тарифе..

Т.п. не является самостоятельной отраслью права. В то же время неверно считать его только подотраслью административного права. Т.п.представляется в большей степени комплексной отраслью, так она включает в себя кроме административно-правовых нормы конституционного, уголовного, а также международного права (см. Международное таможенное право).

Конституционными нормами-уста-новлены исключительная компетенция РФ в области таможенного регулирования и принцип единства внутреннего таможенного пространства. Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Уголовно-правовые нормы устанавливают ответственность за преступления в сфере таможенного дела, к которым относятся контрабанда: незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран; уклонение от уплаты таможенных платежей.

Кроме того. Т.п. теснейшим образом связано с финансовым правом, поскольку таможенные платежи, составляют значительную часть доходов государственного бюджета. • • \'

Выделение Т.п. в качестве особой комплексной отрасли права, а также научной и учебной дисциплины далеко не случайно. Таможенно-правовое регулирование является важным инструментом экономической пролитиКи государства.

что обусловливает высокую степень динамизма, подвижности многих таможен-но-правовых норм. постоянное разрастание их массива.

Многие подзаконные нормы, касающиеся порядка таможенного оформления и расчета таможенных платежей, носят чрезвычайно сложный характер, делающий их самостоятельное понимание и применение практически недоступным для неспециалистов.

В то же время с таможенными процедурами сталкиваются в повседневной практике десятки тысяч хозяйствующих субъектов, и от оптимального применения таможенных норм напрямую зависят величина их таможенных издержек, скорость таможенного оформления. Поэтому та-моженно-правовое обеспечение бизнеса выделилось в новую специализацию у

частнопрактикующих и корпоративных юристов.

Предмет Т.п.

составляют прежде всего специфические общественные отношения, которые возникают в связи с проведением государством таможенной политики в целом и установлением таможенного режима при перемещении товаров, транспортных средств через таможенную границу и пересечении ее физическими лицами с целью защиты экономической безопасности и других экономических интересов РФ. К предмету Т.п. как комплексной отрасли следует отнести и ряд других, вспомогательных отношений, касающихся организации государственной службы в таможенных органах и деятельности всей таможенной инфраструктуры, таможенной статистики, организации международного таможенного сотрудничества.

Поскольку в Т.п. преобладают административно-правовые нормы, метод регулирования в нем в основном императивный, выражающийся во властных предписаниях и запрещениях. В то же время имеется определенное количество диспозитивных норм, касающихся, например, права выбора заявителем таможенного режима.

Система Т.п. включает общую и особенную части, однако такое деление носит доктринальный характер, оно не основано на структуре ТК. Общая часть Т.п.

включает понятие и содержание таможенного дела, таможенной политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы РФ и другие общие термины и понятия. Общая часть Т.п.

несколько уже общей части соответствующего учебного курса, включающей разделы о научно-теоретических основах таможенного дела и об истории Т.п., о предмете, системе и источниках Т.п. К общей части Т.п. также относятся разделы о субъектах таможенного права:

о формах и методах деятельности таможенныхОрганов; об ответственности в Т.п.

Особенная часть Т.п.

включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств (в том числе различные таможенные режимы), таможенного тарифа и взимания таможенных платежей: таможенного оформления; таможенного контроля: ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная деятельность, производство по делам о нарушениях таможенных правил.

Т.п..так же как и административное, соединяет в себе материальные и процессуальные нормы, таможенный процесс является разновидностью административного процесса. —

К источникам (формам внешнего выражения таможенно-правовых норм) Т.п. относятся: Конституция РФ; ТК;

Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», ФЗ РФ от 21 июля 1997 г.

№ 114-ФЗ «О службе в таможенных органах в Российской Федерации», другие ФЗ; подзаконные нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ;ведомственные норматив* ные акты органов исполнительной власти и др.

Среди последних ведущая роль принадлежит приказам, письмам и другим актам ГТК. Другую большую группу источников Т.п. образуют международно-правовые документы.

Обязательными субъектами Т.п. являются таможенные органы. В РФ они составляют единую специальную систему, в которую входят: ГТК; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. Они относятся к числу правоохранительных, органов.

Круг других субъектов или участников тех или иных отношений в таможенной сфере довольно широк. В него входят физические и юридические лица (отечественные и иностранные), связанные с таможенными органами по поводу проводимых ими операций в таможенной сфере.

Лит.: Козырии А,Н. Таможенное право России. Общая часть. М.. 1995; Российское таможенное право: Учебник для вузов/Под редакцией проф. Б.Н. Габричидзе. М., 1997; Марков Л.Н. Таможенное право СССР: Учебн. пособ.

Иркутск, 1973; Сан-дровский К.К. Таможенное право. Общая часть. Киев, 1974; Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право, 1995, №3; Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А.

Таможенные органы Российской Федерации:

правовой статус и пути его совершенствования//Государство и право, 1995, №3. Анисимов Л. Н.,Додонов В.Н.

Источник: https://rus-law-enc.slovaronline.com/2259-%D0%A2%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%95%20%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%9E

Таможенное дело и право

Таможенное право

, цели и структура таможенного дела

Согласно действующему Таможенному кодексу таможенное дело в Рос­сийской Федерации составляет таможенная политика, а также порядок и ус­ловия перемещения через таможенную границу Российской Федерации то­варов и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможен­ного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Цели таможенной политики направлены на регулирование товарообмена и стимулирование развития национальной эко­номики России.

Таможенное дело означает деятельность — специализированную, та­моженную, связанную с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием тамо­женных платежей, проведением таможенного контроля.

Структура современного таможенного дела — это:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных плате­жей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности в сфере таможенного дела;

9) международное сотрудничество в сфере таможенного дела.

В целом представленная структура достаточно полно отражает содер­жание современного таможенного дела.

Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономиче­ские, регулятивные и правоохранительные.

Экономические цели достигаются пополнением государственного бюд­жета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели — посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем запретов ограничений на ввоз и вы­воз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдель­ных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценно­стей общества; в охране животных, растений и окружающей природной сре­ды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Фе­дерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исто­рического и археологического достояния и т.д.

5. Таможенная политика, пути ее осуществления

Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя Таможенный кодекс не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Цели таможенной политики сформулированы в Таможенном кодексе:

обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной тер­ритории России;

участие в реализации торгово-политических задач по защите россий­ского рынка;

стимулирование развития национальной экономики;

содействие проведению структурной перестройки и реализации дру­гих задач экономической политики России;

иные цели, определяемые Президентом, Правительством и Феде­ральным Собранием Российской Федерации.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внут­реннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем миними­зации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделе­нию труда и удовлетворению потребностей рынка.

6. Таможенные правоотношения: понятия и виды

Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегу­лированные нормами таможенного права.

В ходе таможенных отношений между их участниками возникают самые разнообразные отношения, кото­рые, однако, не все становятся таможенными правоотношениями.

Таможен­ные правоотношения имеют свою специфику, которая предопределяется особенностью объекта регулирования — общественными отношениями, обу­словленными перемещениями товаров и транспортных средств через тамо­женную границу.

Специфика таможенных правоотношений заключается в особом поло­жении одного из его участников — таможенного органа, который является специальным субъектом таможенного права, наделенным специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют госу­дарственные служащие таможенных органов.

Особенность таможенных правоотношений состоит и в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых мо­гут не совпадать, а иногда они вовсе противоположны.

Таможенные правоотношения можно подразделить на активные, пас­сивные, вспомогательные таможенные действия, посредническую, органи­зационную таможенную деятельность.

Как любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т.е. составные части. Такими частя­ми являются субъекты таможенного права, объекты таможенно-правовых отношений и содержание этих правоотношений.

7. Понятие таможенной территории и таможенной границы

Это основные понятия, характеризующие территориальные аспекты та­моженного регулирования.

Под таможенной территорией попинают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенный кодекс при определении таможенной территории опи­рается на понятие государственной территории.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» по­мимо государственной территории Российской Федерации включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия об­ладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе от 30 но­ября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федера­ции». Россия на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуата­цию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осу­ществлять юрисдикцию над этими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и имми­грационных законов и правил.

Более четкое определение единой таможенной территории дано в Фе­деральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной эко­номической зоне Российской Федерации».

Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся за предела­ми территориального моря Российской Федерации и нормами международ­ного права.

Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отно­шении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственны­ми островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г.

установлен статус приле­жащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территори­ального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомяну­тых законов и правил, совершенное в пределах его территории или террито­риального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница» — вообра­жаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию.

Та­моженная граница очерчивает пространственные пределы действия тамо­женного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница уста­навливает область действия таможенного суверенитета.

Она практиче­ски может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей.

На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутрен­няя таможенная граница приравнена к внешней.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания тамо­женных союзов, которая призвана служить интересам развития и укрепле­ния международной экономической интеграции. Таможенные территории го­сударств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значе­ние.

Их объединение дает новое качество — союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

8. Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругу лиц

Нормы таможенного права применяются на определенном территориаль­ном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к кон­кретным лицам.

Территориальное пространство действия таможенных норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и огра­ничено ее таможенной границей.

Нормы таможенного права действуют в те­чение определенного времени, которое обозначено Таможенным кодексом.

Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если соответствующие положения этих актов, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответ­ствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, прямо предусматривают введение их действия в более короткие сроки.

Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преиму­ществами, привилегиями или иммунитетами.

Вопросы семинарских занятий:

Понятие таможенного дела

и структура таможенного дела.

Таможенная политика и таможенное законодательство.

Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности таможенной политики России:

— содержание таможенной политики;

— связь таможенной политики и таможенного дела;

— место и роль таможенной политики в развитии таможенного дела.

2. , происхождение и сущность таможни:

— содержание таможенной территории;

— понятие таможенная граница;

— сущность таможенной системы;

— система таможенного управления.

3. Законодательство в таможенном деле:

— правовая основа таможенного дела;

— соотношение таможенной политики и таможенного законодательства.

4. История таможенного дела в России:

— возникновение таможенного дела;

— развитие таможенного дела в России;

— становление современной таможенной политики и таможенного дела.

Тесты по теме:

Понятие и предмет таможенного права

МАК №1 открытое стандартное

S: Таможенное право — ### отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правосторонней принадлежности.

+: комплексная

МАК №2 открытие базовое

S: Структура ### отношений определена таможенным кодексом.

+: общественных

МАК №4 закрытое стандартное

S: Структуру таможенного дела НЕ составляют:

-:Таможенные режимы

-:Таможенно-тарифное регулирование

+:Таможенные пошлины

МАК №5 открытое стандартное

S: Экономические цели таможенной деятельности достигается путем взимания ### платежей

+: таможенных

Рекомендуемая литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25 мая 2003 года № 61-ФЗ.

1. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичев.- М.: Юристъ, 2003.- 427 с.

2. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н. И. Химичев, 2003.

4. Габричидзе Б. Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: В 3-х чч.—М.: Дело и сервис, 2002.—528с.

5. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов.—М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2001.—447с.

6. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с.

Источник: https://studopedia.su/3_31094_tamozhennoe-delo-i-pravo.html

Таможенное право: понятие и сущность

Таможенное право

Таможенное право — комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сущность — то для чего оно нужно, в чем его смысл. Для соблюдения и реализации интересов государства и участников таможенных отношений в сфере таможенных интересов.

Таможенно-правовая терминология и её значение.

Таможенная терминология – совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а так же в процессе практической реализации таких актов.

Термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в каждом из государств — членов таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств — членов таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза — совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

4) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы; и т.д.

История таможенного дела в России: дореволюционный период. (см. лекции)

История таможенного дела в России: советский и постсоветский периоды. (см. лекции)

Источники таможенного права.

Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Закон «О таможенном тарифе»

Под источниками таможенного права имеются в виду правовые акты различных государственных органов, в которых устанавливаются нормы таможенного права — общие правила поведения в таможенной сфере.

Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению федеральных органов государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами федерального уровня.

В его составе нет, и не может быть правовых актов государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Принципы таможенного права.

Законность; демократизм; полномасштабное и четкое таможенное регулирование; обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов; принципы перемещения товаров и транспортных средств.

Субъекты таможенного права.

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются: таможенные органы; должностные лица таможенных органов; юридические лица; физические лица;

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты. Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов.

Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа.

Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Система таможенных органов Российской Федерации.

Система таможенных органов Российской Федерации основана на принципе единства. Данный принцип означает взаимосвязь всей системы таможенных органов, в которую входят:

1) Государственный таможенный комитет Российской Федерации; 2) региональные таможенные управления Российской Федерации; 3) таможни российской федерации; 4) таможенные посты Российской Федерации.

Все эти таможенные органы находятся в иерархической соподчиненности.

В свою очередь, они не подчинены органам представительной (законодательной) и исполнительной властей субъектов Российской Федерации, хотя тесно взаимодействуют с ними.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ).

В случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иным законодательством Российской Федерации, ГТК РФ издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Территориальные органы таможенной системы образуются следующим образом. ГТК РФ создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления и таможни.

Региональные таможенные управления создают, реорганизуют и ликвидируют таможенные посты.

Границы таможенных регионов и границы, в которых осуществляют свою деятельность таможни, как правило, не совпадают с границами субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

Функции таможенных органов.

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями,

Таможенные правонарушения.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств. Статья 16.3.

Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации. Статья 16.5.

Нарушение режима зоны таможенного контроля. Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы. Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении. Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них. Статья 16.10.

Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита. Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений. Статья 16.13. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа. Статья 16.14.

Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций. Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров. Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами. Статья 16.22.

Нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.

12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства — члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.



Источник: https://infopedia.su/7x592c.html

Isfic
Добавить комментарий