Туризм в РФ: правовое регулирование

Лекция 2. Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности

Туризм в РФ: правовое регулирование

Регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативными и правовыми документами субъектов Российской Федерации.

К числу основных относятся:

1. Гражданский кодекс РФ;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года Ф132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей»;

4. Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» и др.

Туристская деятельность на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №132).

Этим законом определены принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Федеральным законом вводятся следующие понятия:

туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — туроператор);

турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент).

В законе даются определения таких понятий как туристические ресурсы, туристическая индустрия, туристический продукт. Определяются вопросы продвижения туристического продукта, услуги гида-переводчика. Вводятся понятия туристической путевки и ваучера.

В соответствии со статьей 3 данного федерального закона деятельность государства направлена на поддержку и содействие туристической деятельности, осуществление защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристической деятельности определены статьей 4 данного федерального закона. Государство обеспечивает создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии, а так же вопросы защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

В статье 6 данного закона прописано право туриста на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.

В соответствии со статьей 7 данного закона турист обязан соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

В соответствии со статьей 14 данного закона под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. В этой же статье прописаны действия федеральных органов власти, средств массовой информации, а так же туроператоров и турагенств, направленные на обеспечение личной безопасности туристов.

На основании статьи 15 данного закона оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г.

№83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» специализированные службы МЧС России входящие в состав сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют необходимую помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации.

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, в соответствии со статьей 16 данного федерального закона государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Статья 17 данного федерального закона определяет, что одним из видов обеспечения безопасности туризма является страхование. Статьей 20 предусматривается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристической деятельности. Это нужно учитывать при регистрации фирм, осуществляющих туристическую деятельность.

Обеспечение безопасности туристов и экскурсантов организуется в соответствии с ГОСТ Р 50644-94. В нем даны классификации основных факторов риска, а также основные действия, направленные на их снижение. Приводятся требования к компаниям, работающим в сфере туризма, прописаны основные методы контроля туристической деятельности, а именно:

туристическое предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов;

в каждом туристическом предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях, включающие в себя вопросы взаимодействия с местными органами управления участвующими в проведении спасательных работ.

Вместе с тем, действующие федеральные нормативные правовые акты не в полном объеме раскрывают проблему обеспечения безопасности в туристической деятельности.

Приведенные в статье 14 данного федерального закона положения по вопросам обеспечения безопасности, трактуются лишь по вопросам личной безопасности туриста (защита от уголовного посягательства на жизнь и достоинство туриста как гражданина).

Функции федерального органа исполнительной власти в сфере туризма сводятся к информированию «туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания» и больше ориентированы на выездной туризм.

Туроператоры и турагенты обязаны предупреждать туристов об опасностях с которыми они (туристы) могут встретиться при совершении путешествий, хотя статьей 1 «Основные понятия» данного федерального закона термин «путешествие» не определен.

Это вносит путаницу и неясность в обязанности туроператоров и турагентов «осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов».

Не ясно, что отнести к предупредительным мерам, кто разрабатывает эти меры и насколько они обязательны к исполнению туроператорами и турагентами.

Обязанность туроператоров и турагентов «незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах» является декларативной, так как неясно какие органы исполнительной власти необходимо информировать: федеральные или субъектов Российской Федерации? Кого можно и нужно отнести к заинтересованным лицам, а кого нет?

Статья 15 данного федерального закона определят, что «оказание помощи туристам, терпящим бедствие осуществляют специализированные службы, определяемые Правительством Российской Федерации».

Однако Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.

№794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» четко прописывают ответственность за обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (к которому относятся и туристы). Тем более, что Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г.

№83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» при определении специализированных служб обращается к силам и средствам постоянной готовности которые и так определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794. Таким образом, данная статья является декларативной и вносит определенный элемент путаницы при определении служб ответственных за оказание помощи туристам, попавшим в экстремальную (чрезвычайную) ситуацию.

Одним из эффективных элементов обеспечения безопасности при организации и проведении туристской деятельности является использование механизмов страхования. Статья 17 «Страхование при осуществлении туристской деятельности» данного федерального закона полностью просвещена только вопросам выездного туризма. Вопросы страхования внутреннего туризма отсутствуют.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. №1255-р на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации были внесены поправки в Федеральный закон №132. Ключевым моментом данных поправок являлось введение механизма финансовых гарантий деятельности туристских организаций.

Необходимо отметить, что если в старой редакции Федерального закона №132 основной упор делался на решение вопросов выездного туризма, то предлагаемые поправки в основном коснулись хозяйственных, экономических и финансовых вопросов деятельности туристских организаций.

Данные вопросы, несомненно, являются важными и позволяют решить ряд накопившихся проблем в деятельности туристической отрасли. Вместе с тем в предлагаемых поправках не отражены вопросы, связанные с обеспечением безопасности туристской деятельности.

О финансовых гарантиях речь пойдет далее.

Таким образом, для решения вопросов обеспечения безопасности туристов при организации и проведении внутреннего туризма было бы целесообразно нормативное (законодательное) решение ряда вопросов, а именно:

распределение обязанностей по вопросам обеспечения безопасности при организации и ведении туристической деятельности между федеральными, субъектовыми и местными органами исполнительной власти;

четкого определения обязанностей и ответственности туристских организаций по вопросам безопасности при организации и проведении туристских мероприятий;

обязательного внедрения в практику организации и проведения туристских мероприятий, особенно связанных с риском для безопасности туристов, персональных средств поиска и спасения;

обязательного страхование туристов;

делегирование органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанностей по разработке и утверждению перечня необходимых мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, что может быть реализовано в различных нормативных правовых документах (законов, постановлений, распоряжений, инструкций).

Источник: https://studopedia.su/8_68_lektsiya--normativno-pravovoe-regulirovanie-turistskoy-deyatelnosti.html

Тема 1. Регулирование туристской деятельности в России

Туризм в РФ: правовое регулирование

Министерствообразования и науки Российской Федерации

Федеральноегосударственное бюджетное образовательноеучреждение высшего профессиональногообразования

«Сибирскаягосударственная геодезическая академия»

(ФГБОУ ВПО «СГГА»)

Институт геодезиии менеджмента

КафедраУправления и предпринимательства

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОРГАНИЗАЦИЯТУРОПЕРАТОРСКОЙ И ТУРАГЕНТСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новосибирск

СГГА

Нормативно-правовыеакты, регулирующие туристскую деятельностьв РФ. Федеральный закон «Об основахтуристской деятельности в РФ».

Государственное регулирование в сфере туризма

Соединения факторовтуристического спроса и предложениядолжны осуществляться путем регулированиясферы туризма и путешествий в интересахразвития страны в целом или региона.

Регулированиедеятельности в туризме в большинствезарубежных стран происходит при участиигосударственного и частного секторов.Результаты исследований, проведенныхВсемирной туристической организацией(ВТО), показали растущее участие частныхструктур в процессе развития международноготуризма при активной их поддержке состороны государства.

Россия, несмотряна свой колоссальный туристическийпотенциал, занимает весьма скромноеместо на мировом туристическом рынке.На ее долю приходится менее 1,5% мировоготуристского потока. Среди туристскихпредприятий РФ – 350 зарубежных компанийили компаний со стопроцентным иностраннымкапиталом, которые занимаются в основномвыездным туризмом.

Объективные исубъективные экономические и политическиеобстоятельства в последние нескольколет вызвали сокращение въездного потокатуристов в Россию. К этому следуетдобавить нестабильность развитиявнутреннего туризма. В частности, спросна санаторно-курортные и туристско-экскурсионныеуслуги в РФ существует, а предложениеэтих услуг за последние годы резкосократилось.

Современная сеть туристскихучреждений (1,4 млн. мест), вместе ссанаторно-курортными учреждениями,пансионатами, домами и базами отдыха,в значительной степени нуждается вреконструкции. Уровень цен, сложившийсяна рынке внутреннего туризма, настольковысок, что практически не отличаетсяот зарубежного предложения.

Это вомногом определяет выбор потребителейне в пользу отечественного предложения.

Практическиисчезает адресныйсоциальный туризм,осуществляемый в интересах лиц, обладающихнизким уровнем доходов. Он предполагаетоказание государственной помощи ипроцветает во многих зарубежных странах.

В частности, к числу клиентов социальноготуризма относятся, например, школьники,молодежь, пенсионеры, инвалиды.

Пооценкам отечественных экспертов, в РФпотенциальных потребителей социальноготуризма свыше 80% населения страны.

Социальныйтуризм–путешествия, другие туристские поездкис целью отдыха, оздоровления, приобщенияк природному и культурно-историческомунаследию, реализуемые гражданамРоссийской Федерации по цене социальноготура или осуществляемые самостоятельнои субсидируемые из средств, выделяемыхгосударством на социальные нужды.

Социальныйтур–минимально необходимый набор туристскихуслуг, не превышающий базовый стандартдоступности для граждан РоссийскойФедерации.

Базовыйстандарт доступности социального тура–совокупность расчетных показателейминимально необходимого набора туристскихуслуг; устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации в соответствии снормами настоящего Федерального закона.

Участниксоциального туризма–турист, являющийся потребителемсоциального тура; организация социальноготуризма, общественное объединение,общественное движение как совокупностьобщественных объединений участниковсоциального туризма, образовательноеучреждение по подготовке специалистовдля сферы социального туризма,научно-исследовательское учреждениепо проблемам социального туризма.

Организациясоциального туризма–юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, формирующие, продвигающиеи реализующие на основании лицензиисоциальные туры при условии, что ихреализация составляет в совокупностине менее 70% всех туристских услуг и нормарентабельности при формировании ценысоциального тура не превышает 10 %.

Появление отмеченныхнегативных обстоятельств связано восновном с тем, что на современном этапеслабо действуют рыночные рычаги,обеспечивающие дальнейшее развитиетуризма.

Усиление действий рыночныхрычагов связано с необходимостьюобеспечения условий для приоритетногоразвития внутреннего и внешнего туризмас целью возрождения традиционных центровтуризма и освоения новых туристскихрайонов.

Слабое действие рыночныхрычагов и явно недостаточное социальноеориентирование в сфере туризма нуждаютсяв активном государственном вмешательстве.

Предполагаетсянеобходимым государственное регулированиев глобальном порядке осуществлять подвум основным обобщенным направлениям.

Первоенаправление связанос корректировкой рыночного саморегулированияпутем составления планов (прогнозов) игосударственных программ с учетомдостаточно высокой степени стихийностиосуществляемых сейчас соотношений всистемах «спрос – предложение» намногие важные виды выпускаемой продукциии оказываемых услуг.

Второенаправление обеспечиваетосуществление социальных программ исоциальное ориентирование рыночнойэкономики.

Рыночное саморегулированиебез должного государственноговмешательства приводит: к ростумонополизации, ускорению расслоениянаселения страны на богатых и бедных,сокращению тех отраслей, которые неявляются источниками получениямоментальной прибыли (наука, культура,искусство, здравоохранение, просвещениеи т.д.).

Такимобразом, государственное регулированиев сфере туризма может осуществлятьсяпутем воздействия нарасширение туристического рынка иосуществления соответствующей социальнойполитики.

Воздействиена расширение туристического рынкатребует разработки рыночной стратегиипродвижения туристического продукта.Стратегия представляетсобой выбор долгосрочной оптимальноймодели поведения на туристическомрынке, исходя из его особенностей. Прилюбом стратегическом подходесоответствующие воздействия со стороныгосударственного и частного секторовобязательны.

Воздействие состороны государственных органовразличных уровней является определяющимв становлении организационно-экономическогомеханизма управления отечественнойсферой туризма.

Конкретные задачи,которые могут быть отнесены кгосударственному регулированию,следующие:

—  принятиерешений по разработке организационно-экономическойи социальной политики в области развитиятуризма, а также подготовка и принятиеплана такого развития;

—  созданиеусловий для решения проблем социального,адресного туризма;

—  разработкапрограмм развития государственного ичастного секторов, с учетом перечисленныхтолько что направлений;

—  обеспечениеэффективного инвестированиягосударственного и частного секторов;

—  обеспечениепостоянного контроля за ходом инаправлением развития туризма, учитываяего перспективность, как в экономике,так и в социальной жизни общества.

За частным сектором,как правило, закрепляется созданиетуристических объектов и служб (гостиниц,турагентств, ресторанов, коммерческихтуристических объектов и т.д.).

Федеральный закон«Об основах туристской деятельности вРФ» определил принципы государственнойполитики, направленной на установлениеправовых основ единого туристскогорынка в РФ.

Государство,признавая туристическую деятельностьодной из приоритетных отраслей экономикиРФ, руководствуется следующими принципами:

1) содействуеттуристической деятельности и создаетблагоприятные условия для ее развития;

2) определяет иподдерживает приоритетные направлениятуристической деятельности;

3) формируетпредставление о РФ как стране, благоприятнойдля туризма;

4) осуществляетподдержку и защиту российских туристов,туроператоров, турагентов и их объединений.

Приэтом основнымицелями государственногорегулирования туристической деятельностиявляются:

1)  обеспечениеправа граждан на отдых, свободупередвижения и иных прав при совершениипутешествий;

2)  охранаокружающей природной среды;

3)  созданиеусловий для деятельности, направленнойна воспитание, образование и оздоровлениетуристов;

4)  развитиетуристической индустрии, обеспечивающейпотребности граждан при совершениипутешествий;

5)  созданиеновых рабочих мест;

6)  увеличениедоходов государства и граждан;

7)  развитиемеждународных контактов;

8)  сохранениеобъектов туристского показа, рациональноеиспользование природного и культурногонаследия.

Приоритетныминаправлениями государственногорегулирования туристической деятельностиявляются поддержка и развитие внутреннего,въездного, социального и самодеятельноготуризма.

Определены конкретныенаправления государственного регулированиятуристической деятельности.

Оно осуществляетсяпутем:

—  созданиянормативных правовых актов, направленныхна совершенствование отношений в сферетуристической индустрии;

—  содействия впродвижении туристического продуктана внутреннем и мировом туристскихрынках;

—  защиты прави интересов туристов, обеспечения ихбезопасности;

—  стандартизациив туристической индустрии, сертификациитуристического продукта;

—  установленияправил въезда в РФ, выезда из неё ипребывания на её территории с учетоминтересов развития туризма;

—  прямых бюджетныхассигнований на разработку и реализациюфедеральных целевых программ развитиятуризма;

—  налогового итаможенного регулирования; представленияльготных кредитов, установления налоговыхи таможенных льгот туроператорам итурагентам, занимающимся туристическойдеятельностью на территории РФ ипривлекающим иностранных граждан длязанятия туризмом;

—  содействиякадровому обеспечению туристическойдеятельности;

—  развитиянаучных исследований в сфере туристическойиндустрии;

—  содействияучастию туристов, туроператоров,турагентов и их объединений в международныхтуристических программах; обеспечениякартографической продукцией.

С01.06.2007г. введен механизм финансовогообеспечения туроператорской деятельности.Туроператоры должны иметь банковскуюгарантию или страховку от неисполненияобязательств по договору на указаннуюсумму (табл.).

Таблица 4.1

Направление деятельности туроператораДополнительные условияРазмер финансового обеспечения
Внутренний туризмнет500 тыс. руб.
Въездной туризмнет10 млн. руб.
Выездной туризмВыручка от реализации турпродукта составляет не более 100 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года, а также для применяющих УСН30 млн. руб.
Выездной туризмВыручка от реализации турпродукта составляет не более 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года60 млн. руб.
Выездной туризмВыручка от реализации турпродукта составляет свыше 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года100 млн. руб.

Если туроператорнамерен осуществлять деятельность всфере  выездного туризма, а ранее незанимался им, то размер обеспечения неменее 30 млн. руб. Если туроператороказывает услуги в нескольких сферахтуроператорской деятельности, принимаетсянаибольший размер финансового обеспечения.

С 2007г. создан Единыйфедеральный реестр туроператоров. Безвнесения в него их деятельность считаетсянезаконной.

В России на 1 апреля2010 года в Едином федеральном государственномреестре зарегистрировано 4230 туроператоров,в том числе операторов внутреннеготуризма – 1888, операторов въездногомеждународного туризма – 118, оператороввыездного международного туризма –303.

Количествотурагентств в Российской Федерации наначало 2010 года превысило 8 тысяч.

Координациютуристической деятельности в РФосуществляет Министерство спорта,туризма и молодежной политики. Емуподведомственно Федеральное агентствопо туризму.

Посколькутурист получает комплекс услуг,предоставленных ему в определенном месте,где происходит туристическое мероприятие,деятельность муниципалитетов поподдержке оказания этих услуг можетиметь достаточно большое значение, какна местном уровне, так и на региональном(межрегиональном) уровне.

Туруслугиоказываются, как известно, в местахпредставляющих географическую территорию,которую туристы или рыночный тур, сегментвыбирают с целью путешествия. Такаятерритория содержит все сооружения,необходимые для пребывания, размещения,питания и организации досуга туристов.Имеется налицо, таким образом, единыйрынок туристического предложения,конкурентоспособная рыночная единица.

Распределениемуниципальных задач по оказаниютуристических услуг могут быть при этомследующими.

На местном уровне:

—  планированиеместности для турмероприятий,инфраструктурные мероприятия;

—  маркетинг(рыночное предложение местности);

—  координацияработы турфирм;

—  информациядля туристов, их сопровождение;

—  организациядосуга туристов;

—  организациясобраний конгрессов туристов.

На региональноми межрегиональном уровне:

—  развитиеобласти, туррегиональное планирование,мероприятия по сохранению природы икультуры;

—  анализ рынка,разработка концепции маркетинга;

—  меры поосуществлению кооперации и предоставлениеинтересов в объединенных службах,управлениях;

—  профессиональныеконсультации, организация внутреннегомаркетинга;

—  работа спрессой, с отечественными и иностраннымитурбюро, транспортными предприятиями,организация услуг предприятиямигостиничного комплекса и питания,туроператорами и посредниками.

Источник: https://studfile.net/preview/6277640/

Государственное регулирование туристской деятельности в России

Туризм в РФ: правовое регулирование

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Государственное регулирование туристской деятельности в России

В соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (24.11.96г. №132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

? обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

? охрана окружающей природной среды;

? создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

? развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

? создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

? содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

? защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

? лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

? установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

? прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

? создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

? налогового и таможенного регулирования;

? предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

? содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

? развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

? содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

? обеспечения картографической продукцией;

? иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, как впервые записано в ФЗ «Об основах туристской деятельности», признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Государственные органы по регулированию туризма в России

В 1989г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992г. было образовано Министерство культуры и туризма РФ, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.

Дальнейшая реорганизация аппарата правительства России привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство — Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем — Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994г. стал функционировать Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму (ГКФТ РФ) (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Органы государственного регулирования туризма в России

Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать:

? разработку основ государственной политики в сфере туризма;

? координацию работ по экспертизе правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;

? анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Координационного комитета носят рекомендательный характер.

В соответствии с Указом Президента России «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» (Приложение 2) создана финансово-промышленная группа — Национальная туристическая корпорация, одной из функций которой является реализация целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации».

Корпорации оказывается всяческая государственная поддержка, включая передачу в ее управление находящихся в федеральной собственности долей и паев в активах организаций — участников корпорации и наделение коммерческого банка развития иностранного туризма «Интурбанк» полномочиями по финансовому обслуживанию федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации». Корпорация будет освобождена от обязательной продажи 50% валютной выручки на три года с даты регистрации, при условии направления средств на развитие производственной и хозяйственной базы туризма.

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму до недавнего времени являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и межотраслевую координацию в сфере туризма. В настоящее время комитет ожидает структурная реорганизация. В мае — июне 1999г.

Президентом РФ подписаны два указа: первый о преобразовании ГКФТ РФ в агентство, второй — в министерство (без руля и ветрил.//Туринфо. — 1999. — №14. -с.1).

Положение о Министерстве по физической культуре, спорту и туризму находится в стадии утверждения, поэтому сейчас о его функциях говорить преждевременно.

ГКФТ России проводил следующие виды работ:

? методическое обеспечение туристской деятельности в РФ (ГКФТ РФ разработал законопроект «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Положение о лицензировании международной туристической деятельности в РФ, типовую туристскую путевку и т.д.);

? организацию и руководство системой лицензирования турфирм;

? руководство и координацию работ по сертификации туристских услуг (ГКФТ РФ является Центральным органом по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц);

? контроль и надзор за деятельностью турфирм;

? статистику и учет туристских ресурсов;

? обучение и повышение квалификации в сфере туризма;

? международные связи в сфере туризма.

На уровне субъектов федераций руководство и координацию туристских работ выполняют комитеты (отделы) по туризму в составе администраций региона.

2. Нормативно-правовая база туристской деятельности

Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность.

Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством — форма расчетов, таможенным — порядок пропуска через границу декларируемых товаров.

Имеются нормативные акты Госстандарта РФ о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д.

Перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма представлен ниже:

? ГК РФ;

? ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96г. №132-ФЗ;

Источник: https://revolution.allbest.ru/sport/00640952_0.html

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Туризм в РФ: правовое регулирование

Ключевые слова: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; LEGAL REGULATION; TOURIST ACTIVITY; THE BASIS OF TOURIST ACTIVITY.

Аннотация: В данной статье рассматриваются нормативно-правовые документы в сфере туризма, определяющие основные направления и цели государственного регулирования. С учетом норм действующего законодательства возможно сделать прогнозы развития туристской деятельности на основе анализа развивающихся туристских направлений и спроса на существующий туристский продукт.

Правовое регулирование туристской деятельности на территории России осуществляется Федеральным агентством по туризму. На состояние туризма, кроме того оказывают также влияние: Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» [1] создано Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, которое в сфере туризма осуществляет правоприменительные функции, также осуществляет функции по управлению государственным имуществом, а также по оказанию государственных услуг.

Правовые основы туристской деятельности в России закрепляются в правовых документах.

Российское законодательство о туристской деятельности включает Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [2], федеральное законодательство, а также законы и другие локальные правовые акты.

Данный закон определяет в сфере туризма основные направления и цели государственного регулирования, включая в себя определенный круг вопросов — от обеспечения с помощью туризма конституционных прав граждан на отдых, свободу передвижения, образование до решения собственно социальных и экономических проблем (увеличение доходов, создание новых рабочих мест и т.п.).

Среди определенных видов туризма, указанных в законе не указывается приоритетность выездного туризма. В первую очередь это диктуется экономическими соображениями.

На первое место в области туристской деятельности среди определенных методов государственного регулирования законодательство ставит в сфере туристской индустрии методы правового обеспечения правоотношений. Предметом данного закона является туристская деятельность, которая представляет один из видов предпринимательской деятельности.

В последние годы сфера туристского бизнеса вышла на более высокий уровень правового обеспечения. Как одну из основных приоритетных задач, Россия признает всемерную поддержку развития туризма. Принята и разработана целевая федеральная программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [3].

В Концепции в области туризма закреплена главная цель государственной политики, которая полагает создание в государстве современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, который обеспечил бы широкие возможности для удовлетворения потребности российских и иностранных лиц в области туристических услуг. Данная целевая концепция отражает объективные потребности развития экономики страны в целом.

Необходимо отметить, что в нормативных источниках, правовой литературе, которые посвящены рассматриваемой теме, роль и значение государства определяется по-разному. Так, например, если в одном случае речь идет о «государственной поддержке», то в другом случае речь идет о «государственном управлении туризмом».

Так, туроператорская деятельность — это деятельность по реализации, формированию и продвижению туристского продукта, которая осуществляется на основании лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Турагентская деятельность – это деятельность по реализации и продвижению туристского продукта, которая осуществляется на основании лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Определение туристской деятельности на законодательном уровне недостаточно в полной мере определяет суть понятия, ибо законодательством не определяется, что относится к понятию «иная деятельность по организации путешествий».

Более полным является такое определение туристской деятельности: под которой понимается деятельность по реализации, формированию и продвижению либо по реализации и продвижению туристских услуг, либо сопутствующей им, осуществляемой на основании аккредитации или лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом [4, с. 82].

Преимуществом данного определения, по отношению к выдвигаемым в юридической литературе, является присутствие обязательных признаков, которые присущи туристской деятельности:

— осуществление туристской деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом только на основании аккредитации или лицензии;

— обозначены главные этапы туристской деятельности — реализация, продвижение и формирование туристских услуг;

— определены виды туристской деятельности — туроператорская и турагентская;

— определены сопутствующие турагентской или туроператорской виды деятельности, под которыми подразумевается деятельность, которая связана с получением загранпаспорта или визы, страхования, покупкой билетов.

Таким образом, можно сделать вывод: как один из видов предпринимательской деятельности, туристская деятельность, требует постоянного определения и анализа основных тенденций развития.

Без знания тенденций развития туристской деятельности нельзя прогнозировать ее наиболее перспективные направления и будущее.

Отсутствие прогнозов на ближайшие 5 – 10 лет и анализа развития туристской деятельности оказывает отрицательное влияние на привлечение иностранных инвестиций и способствует «текучести» туристского бизнеса в России.

С учетом норм действующего законодательства возможно сделать прогнозы развития туристской деятельности на основе анализа развивающихся туристских направлений и спроса на существующий туристский продукт.

Isfic
Добавить комментарий