Юридическая техника

Понятие юридической техники. Средства юридической техники. Юридическая техника нормативных правовых актов

Юридическая техника

⇐ Предыдущая44454647484950515253Следующая ⇒

Юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Соответственно, юридическую технику можно разделить:

· на правотворческую;

· правореализационную (правоприменительную);

· интерпретационную.

Важнейшим видом юридической техники является правотворческая, которой присущи свои приемы (способы) и средства. Учитывая это, можно сказать, что правотворческая техника – это совокупность приемов (способов) и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных

(реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т.п.)средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта. В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются:

1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;

2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.);

3. структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);

4. правовые презумпции (предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом);

5. правовые фикции (несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим».

6. Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно

7. отсутствующим или умершим);

8. правовые аксиомы (положения, не требующие в юридическом процессе доказательств –нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);

9. правовые оговорки (имеющие специальную нормативно-лексическую форму положения,

которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок – те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах

устанавливаются оговорки типа «как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Юридическая техника в реальной жизни выступаеткак явление подвижное, динамичное. Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что

юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовкипроектовнормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта.

Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

1. простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «исключительный цинизм» и др.;

2. отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

3. краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта.

Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс, который не нарушает установленной нумерации.

66. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус — это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е.

реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того уклада, в условиях которого он складывается и функционирует Правовой статус — это часть, элемент общества.

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, безопасность.

Правовой статус — это сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Виды правового статуса. Различают: а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с

двойным гражданством, беженцев; е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж)отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;

з)профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.).

Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности.

Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, распаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность;ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Было установлено, чтоправоспособность и правовой статус – разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

⇐ Предыдущая44454647484950515253Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 3082 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-78366.html

§ 4. Юридическая техника: Существует два основных подхода к пониманию юридической тех­ники:

Юридическая техника

Существует два основных подхода к пониманию юридической тех­ники: широкий и узкий.

Под юридической техникой в широком аспекте понимается совокупность правил, которые используются при создании и совершенствовании правовых (юридических) документов, а также техни­ческие операции и средства материальной техники, сопровождающие юридическую деятельность.

В узком смысле под юридической техникой подразумевается совокупность определенных правил, используемых для создания (подготовки и оформления) и совершенствования правовых (юридических) документов. В первом случае в объем понятия юридиче­ской техники включаются следующие три компонента.

1.

Правила, используемые для подготовки (создания, оформления) нормативных, индивидуальных и иных юридических документов; правила по совершенствованию правовых актов (документов) (правила внесения изменений и дополнений в закон, правила систематизации); правила, отно­сящиеся к порядку опубликования и вступления в силу нормативных пра­вовых актов и других юридических документов (порядок определения пе­риода действия договора).

2. Технические операции, относящиеся к реализации юридических норм, процессу применения права и технике судебного, прокурорского и иного делопроизводства (принудительный привод); материально- технические средства юридической деятельности (следственный чемодан, машина криминалистической лаборатории и т. и.).

3. Процедурные правила, сопровождающие юридическую деятель­ность и процесс создания юридических документов.

Однако в юридической науке и на практике термин «юридическая техника» наиболее часто употребляется в узком смысле. При таком пони­мании юридическую технику образуют нематериальные средства и прие­мы, используемые для подготовки, оформления, при необходимости — опубликования правовых документов и их совершенствования.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на понимание юриди- ческой техники ом Н. А. Пьяновым.

По его мнению, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых ак­тов и иных юридических документов[445].

Важно отметить, что предложен­ная им система изложения содержания юридической техники — одна из са­мых продуманных и обоснованных. Поэтому представляется целесообраз­ным использование подхода Н. А. Пьянова и к пониманию правотворче­ской юридической техники с некоторыми уточнениями.

Соответственно, правотворческая техника — это совокупность пра­вил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформле­нии и опубликовании нормативных правовых актов с целью их совершен­ствования.

Таким образом, можно выделить ряд специфических признаков, ко­торые отличают именно этот вид юридической техники:

1) это совокупность правил, в том числе средств и приемов, ис­пользуемых при разработке текста нормативного правового акта (закона или подзаконного нормативного правового акта);

2) это своего рода методика, вырабатываемая наукой и практикой для оптимизации формы и содержания нормативных правовых актов;

3) это техника использования таких юридических правил оформ­ления текста акта, которые позволяют установить официальность создания такого акта как нормативного правового;

4) данная техника вырабатывает и формирует нормативные пра­вила условий и порядка вступления в юридическую силу нормативных правовых актов всех уровней;

5) правотворческая техника имеет своей целью совершенствова­ние в первую очередь законодательных и иных нормативных правовых ак­тов.

Как было отмечено выше, юридическая (правотворческая) техника складывается из правил, приемов и средств, составляющих ее содержание. Многообразие взглядов на состав содержания юридической техники не по­зволяет на сегодняшний день сформировать обобщенный учебный подход.

Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам с точки зре­ния юридической техники, являются обязательным критерием их оценки в экспертном исследовании. Но с позиции юридической науки и практики нет никакого единообразия.

Это связано и с тем, что законодатель в норма­тивных правовых актах, регулирующих правовую экспертизу, развел тре­бования соответствия нормативного правового акта системе законодатель­ства (что с точки зрения науки представляет содержательные правила юридической техники, т. е.

социально-правовой критерий качества) с тех­нико-юридическими требованиями к реквизитам, структуре, юридической терминологии и т. и. И это, безусловно, осложняет изложение материала учебного пособия.

При установлении соответствия проекта нормативного правового акта предъявляемым технико-юридическим требованиям в процессе пра­вовой экспертизы, по мнению Т. Н. Москальковой и В. В.

Черникова, сле­дует оценить: соответствие оформления проекта избранному виду норма­тивного правового акта; правильность использования деления содержания проекта на главы, разделы, статьи, пункты и подпункты; язык проекта (ис­пользование нормативного стиля при изложении содержательной части проекта); правильность написания названий органов и организаций; пра­вильность оформления используемых в проекте ссылок на нормативные правовые акты; правильность написания дат в тексте и реквизитах; соблю­дение в проекте других технико-юридических требований.

В научно-практическом пособии под редакцией Ю. А.

Тихомирова показатели качества закона основаны на использовании следующих правил юридической техники: строгая структуризация текста проекта; обеспече­ние правильного понимания нормативных понятий и терминов; четкое оп­ределение видов правовых предписаний — норм-дефиниций, норм-целей, норм-принципов и т. д.

; обеспечение правильного соотношения матери­альных и процессуальных правовых норм; обоснование установления объ­ема и характера прав, обязанностей и ответственности субъектов права, их взаимоотношений; формулирование верных отсылок и ссылок в правовом акте; установление реквизитов правового акта.

Практики, специалисты экспертных организаций с точки зрения юридической техники обращают внимание на выявление в проектах ре­гиональных и муниципальных актов следующих соответствий: способов изложения, стиля и терминологии — федеральному законодательству; руб­рикации проекта нормативного правового акта — объему и сложности от­расли (подотрасли, института) права; порядка вступления будущего нор­мативного правового акта в силу — нормам федерального законодательства, устанавливающим порядок обнародования и вступления в силу норматив­ных правовых актов субъектов РФ. Кроме того, О. Н. Шишпаренок отме­чает, что на практике существуют различные подходы к порядку проведе­ния правовой экспертизы и имеют место заключения, где оценка соответ­ствия проекта правилам законодательной техники не является обязатель­ной[446]. Однако, обобщив учебную, научную литературу, законодательство и практический материал, представляется обоснованным в предмет право­вой экспертизы нормативных правовых актов с точки зрения юридической техники включить исследование и оценку следующих вопросов.

1.

Выявление несоответствий реквизитным правилам, т. е. прави­лам внешнего оформления нормативного правового акта.

Официальный характер юридического документа обуславливает необходимость его оформления. Любой правовой акт, в том числе и нор­мативный, содержит необходимые реквизиты, которые отражают его юри­дическую силу. В настоящее время выработаны общие и единые требова­ния ко всем типам юридических документов, как в науке, так и на практи­ке.

Более того, применительно к нормативным правовым актам разрабаты­ваются специальные рекомендации (например, Институтом законодатель­ства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, соответст­вующими органами на региональном уровне), а также субъектами РФ при­нимаются законодательные акты, содержащие нормативно-технические правила оформления законов и подзаконных правовых актов.

К числу таких правил оформления относят: название вида нормативного правового акта;

название органа, его издавшего; наименование нормативного правового акта; номер нормативного акта;

дату принятия; место принятия;

дату подписания и подпись с указанием должности, инициалов и фамилии.

Экспертами Управления Министерства юстиции РФ по субъектам в аналитических отчетах названы случаи неверно либо не в полном объеме указанных реквизитов принимаемых нормативных правовых актов[447]. Спе­циалистами территориального органа Министерства юстиции Чувашской Республики выявлены нарушения юридической техники:

при использовании заголовков частей нормативных правовых ак­тов, не соответствующих содержанию актов;

при указании наименований, дат принятия и иных реквизитов[448].

Например, главный специалист отдела юридической экспертизы и федерального регистра Управления Министерства юстиции РФ по Том­ской области констатирует, что в ходе анализа и обобщения результатов юридических экспертиз за 2000-2004 гг. наиболее типичным нарушением стала ссылка на органы исполнительной власти области, названия которых изменены.

На научно-практической конференции «Качество закона и юриди­ческая техника» в Институте законодательства и сравнительного правове­дения при Правительстве РФ в докладе Л. Ф. Апт указывалось на следую­щее:

большинство ошибок на этапе экспертизы законопроектов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ касается неправильного указания источников официального опубликования нормативных правовых актов при внесении изменений в законодательные акты;

существует проблема правильного наименования законов и отраже­ния в них предмета регулирования.

2. Выявление несоответствия в структуре нормативного правового

акта.

Распределение и расположение нормативного материала в опреде­ленном порядке, его структурирование составляют его внутреннюю фор­му, которая подчинена логическим способам построения материала. Раз­бивка нормативного правового акта на системно-структурные составляю­щие значительно облегчает пользование им. Рубрикация нормативного ак­та упрощает его систематизацию.

3. Выявление несоответствия нормативного правового акта средст­вам, приемам и способам юридической техники.

Правила, используемые для изложения содержания нормативных актов, включают: средства изложения (терминология, юридические и тек­стовые конструкции); приемы (фикции и презумпции) и способы изложе­ния.

Такое разделение правил довольно условно и не находит общей под­держки среди ученых, поэтому не будет ошибкой, если студент обобщит средства, приемы и способы с помощью понятия «правила изложения».

Вопрос о способах изложения норм права в нормативных правовых актах больших дискуссий уже не вызывает. Как правило, в учебной и на­учной литературе рассматриваются общепринятые приемы, которые сори­ентированы на связь нормы права и статьи нормативного акта.

По степени обобщенности нормативного материала выделяют абстрактный и казуи­стический способы. По форме изложения нормативного материала выде­ляют нормативный и повествовательный способы.

По степени полноты изложения правовых норм в статьях нормативного акта выделяются пря­мой, ссылочный, бланкетный способы.

Например, специалисты территориальных органов Министерства юстиции по Тюменской области в ходе юридической экспертизы област­ных актов выявили несоответствие понятий, используемых в региональных нормативных правовых актах, понятиям, закрепленным в федеральном за­конодательстве[449]. Подобные нарушения отмечены и в нормативных пра­вовых актах в целом по Сибирскому федеральному округу[450].

4. Выявление несоответствия правилам опубликования и вступле­ния в силу нормативных правовых актов.

Такие правила юридической техники касаются порядка опублико­вания нормативных актов, условий вступления в силу и порядка действия нормативных правовых актов в целом и отдельных их статей и норм. По­добные правила юридической техники предусматриваются в нормах феде­рального законодательства и специальных нормативных правовых актах.

Согласно правилам юридической техники, существует несколько способов определения вступления в силу нормативных правовых актов:

1) установление даты или порядка вступления нормативного пра­вового акта в самом акте (специальные условия);

2) применение к нормативному правовому акту общего порядка вступления в силу, в зависимости от его юридической силы и предмета ре­гулирования, закрепленного в нормах права (общие правила);

3) введение в действие посредством специального акта либо с момента получения соответствующими органами и организациями, либо с момента подписания (исключительные условия).

Нормативный правовой акт также должен содержать порядок и официальный источник его опубликования.

Так, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собра- ния»[451] в ч. 2 ст.

9 установил требование о том, что при публикации феде­рального конституционного закона и федерального закона указываются наименование, дата принятия и подписания, подписавшее должностное лицо, место (Москва, Кремль) и регистрационный номер.

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/yuridicheskaya-tehnika-72660.html

Юридическая техника: Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов

Юридическая техника

Юридическая техника — это совокупность правил, приемов,

способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.

Различаются следующие виды юридической техники:

• нормотворческая (в том числе законодательная) техника;

• техника систематизации нормативных актов;

• техника учета нормативных актов;

• техника правоприменительных и иных индивидуально-правовых актов.

В рамках данной главы мы раскроем особенности законодательной техники, а также самые общие требования по технике правоприменительной (более подробно она изучается в рамках процессуальных юридических наук).

Законодательная техника — система правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования законов в соответствии с их сущностью и содержанием.

Законодательная техника связана с законами, тогда как подзаконным нормативным правовым актам присущи свои юридико-технические черты. В этом смысле можно говорить о нормотворческой технике, которая касается правил и приемов формулирования всех нормативных правовых актов.

Нормотворческая техника преследует две основные цели:

1) рациональное, адекватное урегулирование общественных отношений, дабы не допустить пробелов, изложить нормативные правовые акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, в определенной мере единообразно, стандартно, так как отсутствие указанных качеств снижают эффективность правового регулирования;

2) ориентация на адресатов нормативных правовых актов, чтобы сделать нормативные правовые акты максимально понятным, ясным языком для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их правовых возможностей и путей их удовлетворения.

Правила нормотворческой техники. Эти правила можно подразделить на несколько видов:

1) правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных правовых актов. Выше мы говорили, что у каждого юридического документа, в том числе нормативного правового акта, должны быть необходимые реквизиты.

Применительно к нормативному правовому акту они должны отражать его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность. В каждом нормативном правовом акте должны указываться название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т. д.

), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.

Нормативный правовой акт должен содержать дату, место его принятия и номер, а также подпись ответственного должностного лица;

2)правила, относящиеся и структуре нормативного акта.

К примеру, структура закона состоит из следующих основных элементов (частей):

• наименование органа, принявшего закон;

• название закона; преамбула закона;

• нормативно-правовое содержание;

• последствия несоблюдения закона;

• отмена законом других нормативных правовых предписаний; опубликование закона и вступление его в силу; подпись соответствующего должностного лица;

3) группа правил-требований к нормативно-правовому содержанию.

Эти правила включают предписания, дозволения и запреты, прочие правовые средства. Так, статью (пункт, часть) закона следует формулировать так, чтобы она содержала по возможности отдельное, но законченное правовое правило со всеми его составными элементами.

Абзац должен рассматриваться в большинстве случаев как дополнение к статье, а не как ее дополнительная часть.

Если же в статью включается несколько самостоятельных правил (а это вполне возможно, как мы отмечали выше в параграфе, посвященном внешнему выражению норм права в статьях нормативных правовых актов), то абзацы с такими правилами необходимо рассматривать как отдельные пункты, обозначать их цифрами.

Статьи (пункты, части) нормативного правового акта могут излагаться либо в обобщенной форме, охватывающей однородные факты или однопорядковые общественные отношения (абстрактная форма изложения), либо путем перечисления конкретных предметов, действий или явлений (казуальная форма изложения).

Достаточно часто нормативно-правовая часть излагается постатейно, в соответствии со схемой «если — то — иначе», то есть в норме содержатся, как того требует структура, условия ее действия, само правило поведения, а также последствия невыполнения правила. Как мы отмечали в нашем пособии, возможно, что санкция, т.е.

последствия, выводится «за скобки», формулируется отдельно, в других статьях этого или даже другого нормативного правового акта.

Если предполагается применение мер поощрительного характера, то изложение нормативного правового акта существенно отличается: указываются условия специально поощряемого деяния, а затем идет перечисление возможных поощрительных мер воздействия.

В целом нормативный правовой акт должен содержать только нормы, однако ряд подзаконных правовых актов могут одновременно содержать также и индивидуально-правовые предписания.

Нормативный правовой акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не может регулировать разнородные отношения. Если нормативный правовой акт носит межотраслевой характер, то к нему предъявляются особые требования.

Необходимо в таком случае обозначать сферы деятельности, которые охватывают разные виды общественных отношений, объединяя их регулирование в одном нормативном правовом акте.

Нормативный правовой акт должен необходимо полно регулировать отношения, которые входят в предмет. В нем не должно быть пробелов, за исключением мнимых, когда реально отношения не подлежат правовому регулированию или решение проблемы оставлено на решение правоприменителям, на их разъяснения.

Очень важным является требование единообразности правового регулирования. Единообразное понимание содержания нормативного правового акта — главнейшее условие его формальной определенности. Исключения и отсылки к другим нормативным правовым актам не должны использоваться в широком количестве.

Нормативно-правовое содержание должно излагаться системно, следует учитывать соотношения норм между собой по юридической силе, по содержанию (нормы общие и специальные). Важные, принципиальные вопросы не должны заслоняться вопросами второстепенными.

Крупные нормативные правовые акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. Кодифицированный законодательный акт включает, как правило, общую и особенную части.

В общей части содержатся нормы, которые применяются к любому виду отношений в рамках предмета регулирования и носят обобщающий характер, а в особенной — нормы, регулирующие отдельные виды общественных отношений.

текста нормативного правового акта должно быть изложено в определенной композиции, т.е. оно предполагает некое построение, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Композиционность предполагает, что положения нормативного правового акта излагаются последовательно, без перескоков на другие темы, в логической последовательности.

Главы, разделы и другие структурные части должны быть пропорциональны по объему, соответствовать друг другу по содержанию;

4) правила и приемы изложения норм права.

Как указывалось ранее (см. 9.7), нормы права могут излагаться прямым, отсылочным и бланкетным путем.

Одна из важнейших задач законодателя — добиться максимальной точности и доступности для понимания положений нормативных правовых актов всеми, к кому они обращены. В этом плане неоценимую роль играют так называемые правовые конструкции.

Правовая конструкция выступает как правовая абстракция высокого уровня, охватывающая ряд однопорядковых правовых понятий одного порядка, одного, причем низкого, уровня и выявляющая главное, существенное в этих понятиях.

Соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции, то есть через исследование от общего к частному, делаются логические выводы, применяемые к понятиям низшего порядка.

Например, из различного рода правонарушений формируется общее понятие правонарушения; из множества понятий правонарушений формируется общее понятие отклонения от требований норм права. Затем общее понятие правонарушения может быть использовано для исследования какого-либо конкретного деяния;

5) определенные требования предъявляются к языку нормативных правовых актов. При изложении мысли правотворческого органа в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для данной сферы правотворчества, то есть такие, которые употребляются преимущественно или даже исключительно в данной области.

Это дает основание выделить язык законодательства, нормативных правовых актов как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфическим способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.

Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных правовых актов:

• формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием;

• терминология нормативных правовых актов должна быть единой, при этом могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых даются определение термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта;

• в нормативном правовом акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины;

• необходимо избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов, нечетких, двусмысленных, многозначных выражений.

Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, сухость, доступность для понимания.

Язык нормативных правовых актов отличается такими чертами, как:

• официальный характер и документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя;

• ясность и простота языка законодательства;

• максимальная точность выражения языка, а именно достижение наибольшего соответствия между идеей, мыслью законодателя и воплощением этой мысли в законодательной формуле.

Стиль закона должен быть деловым, ровным, спокойным, сдержанным, безразличным к субъективным переживаниям и эмоциям лиц, которым он адресуется.

Он исключает пышность, торжественность, пафос, риторику или заземленную обыденность, а также использование гипербол, метафор, аллегорий, сравнений.

Грамотное изложение закона предполагает использование специальных профессионально-юридических выражений и слов, позволяющих наиболее точно и кратко выразить мысль законодателя.

18.5.

Источник: https://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/yuridicheskaya-tehnika-46591.html

Юридическая техника: понятие, принципы, средства

Юридическая техника

Процесс нормотворчества активно идет на федеральном и региональном уровнях, что во многом объясняет большой интерес к вопросам юридической техники. По этой тематике публикуются научные работы, готовятся диссертационные исследования, издаются учебные и справочные пособия. Курс юридической техники читается во многих юридических вузах.

Вопрос об установлении понятия «юридическая техника» является дискуссионным. В данном случае мы не будем углубляться в эту проблему. Отметим только, что в словарях, нормативных правовых актах, литературе можно найти различные трактовки понятия «юридическая техника».

Например, Большой юридический словарь под ред. проф. А.Я. Сухарева определяет юридическую технику как совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь.

Элементами юридической техники выступают юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативно-правовых актов. Видами юридической техники являются законодательная техника, судебная техника и т.д.

В самом общем плане под юридической техникой понимается совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых актов.

Юридическая техника включает в себя правила подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, терминологию, юридические конструкции, язык и стиль правовых актов.

Наиболее разработанным разделом юридической техники признается законодательная техника. В литературе наряду с термином «юридическая техника» в близком значении используются и другие понятия: законодательная, законотворческая, правотворческая, нормотворческая техника.

Для определения понятия юридической техники необходимо рассмотреть ряд ее наиболее фундаментальных характеристик.

Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их «чистом», идеальном виде нормы не могут.

Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.

Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта.

В связи с этим отмечается: «Акт-документ фиксирует волеизъявление, служит формой его содержания и закрепления. Таким образом, говорить об отсутствии взаимосвязи акта-действия (волеизъявления) и акта-документа (фиксации волеизъявления, его результатов) нет оснований.

Актов-документов без волеизъявлений, т.е. без актов-действий, … не бывает».

Поэтому цель точной, недвусмысленной и адекватной фиксации результатов волеизъявления государства в акте-документе относится к наиболее актуальным и постоянным целям, стоящим перед правотворчеством всех государств и всех времен. Достижением этой цели занимается особая отрасль правового знания — юридическая техника.

В отечественной юридической литературе значительно чаще говорится о задачах, методах, приемах юридической техники, чем о ее сущности. Между тем вопрос о сущности любого явления и предмета представляется чрезвычайно важным, поскольку дать объекту должное определение можно, только поставив и правильно решив вопрос о сущности этого объекта.

Для выяснения сущности юридической техники, прежде всего, должна быть решена проблема места исследуемого явления в системе юридического знания, иными словами, отнесения его к практической или теоретической области. Единого подхода к этой проблеме среди отечественных исследователей не существует.

Разброс имеющихся среди отечественных исследователей мнений по данному вопросу чрезвычайно широк. Однако — с долей некоторой схематизации — все имеющиеся подходы можно объединить в три большие группы:

1) сугубо практический,

2) сугубо научный,

3) научно-практический (методологический).

Сугубо практический подход подразумевает рассмотрение юридической техники исключительно как практической деятельности, направленной на выработку текста нормативно-правового акта.

В более поздних трудах различных авторов делается попытка дифференциации юридической техники и науки юридической техники. Так, по мнению А.А.

Ушакова, юридическая техника, с одной стороны, должна рассматриваться как практическая деятельность по оптимизации законодательства, с другой стороны, как научная дисциплина, изучающая такую деятельность. В другой работе А.А.

Ушакова содержится следующее утверждение: «В более узком смысле в задачу юридической техники входит изучение правил, способов воплощения правовой идеи в конкретную материальную правовую оболочку».

По мнению С.С. Алексеева, «наука о юридической технике должна отпочковаться от общей теории права».

Описанный подход к проблеме сущности юридической техники наиболее близко стоит к подходу, который можно определить как методологический.

Суть этого, разделяемого нами, подхода в том, что юридическую технику как правовое явление особого свойства нельзя сводить ни к исключительно практической деятельности по оформлению проектов правовых актов, ни к сугубо теоретической проблематике. Юридическая техника представляет собой единство обоих элементов, то есть единство научного и практического (собственно технического).

Обоснованно предлагается рассматривать соотношение технического и научного в юридической технике с общеметодологических позиций соотношения науки и техники.

Техника вообще — как феномен социального бытия — в философии понимается в качестве результата взаимодействия трех элементов:

1) совокупности научно-технических знаний, обеспечивающих техническую деятельность;

2) совокупности технических устройств;

3) совокупности различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (изготовление, проектирование, научно-технические исследования).

Таким образом, в любой технике отчетливо прослеживается поступательное движение от научно-технического знания через техническую деятельность при помощи технических устройств к конечному результату-продукту.

Если данную методологическую схему применить к юридической технике, то можно увидеть, что она вполне может быть описана при помощи приведенной схемы. Это видно из нижеследующего сопоставления указанных составляющих общефилософского понятия техники с элементами техники юридической.

К основным принципам юридической техники относятся:

а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов):

б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства;

в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений: адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.

Наконец, средства юридической техники следует расценивать в качестве технических устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается конечный продукт — текст правового акта.

Наличие таких технических устройств, орудий труда — непременный атрибут всякой техники.

В материальном смысле подобных орудий труда в юридической технике мы не наблюдаем, однако это не означает, что их нет вообще. Они присутствуют там, но не в материальном, а в идеальном виде, именно в виде средств юридической техники.

По справедливому суждению С.С. Алексеева, «в области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология…» . При этом вряд ли правильно мнение, высказанное, в частности, А.А.

Ушаковым, согласно которому наличествуют и материальные средства юридической техники — «кибернетические устройства, чернила, бумага».

Ведь эти устройства позволяют не столько выработать содержание правового акта, сколько придать ему форму конкретного материального носителя, создать не столько документ, сколько экземпляр документа.

Средства юридической техники крайне разнообразны. Видимо, их можно подразделить на:

— формально-атрибутивные (реквизиты документа);

— логические (структура документа в целом, внутренняя структура норм);

— языковые (весь комплекс выразительных средств данного языка, в том числе терминология, речевые клише, метафоры, языковые символы и т.д.);

— специально-юридические (юридические конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и т.д.)

Изложенное позволяет заметить, что элементы юридической техники иерархичны, а достаточно распространенная практика их перечисления в качестве синонимов неверна.

Действительно, все вновь познанное с использованием методологической базы юридической техники прямо влияет на содержание ее правил.

Соблюдение правил юридической техники достигается путем правильного использования ее приемов.

Наконец, использование приема юридической техники представляет собой не что иное, как выбор совокупности ее средств, необходимой для решения данной правотворческой задачи.

Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область юридического знания. Сказанное позволяет утверждать, что у юридической техники имеется не только прикладное, но и познавательное, гносеологическое значение.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36921t9.html

Isfic
Добавить комментарий