Жилищная политика

Жилищная политика | Минстрой России

Жилищная политика
Меню Президент РФ Правительство РФ Совет Федерации РФ Государственная дума РФ

В функциях Минстроя России выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере жилищной политики, в том числе развития жилищного строительства в Российской Федерации.

Департамент жилищной политики

В целях повышения защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов внесены изменения в законодательство об участии в долевом строительстве. 3 июля 2016 г.

принят закон, разработанный Минстроем России, вступающий в силу с 1 января 2017 г.

, которым установлены дополнительные требования к застройщикам, введен механизм внесения средств граждан на специальные эскроу-счета, предусмотрено создание компенсационного фонда долевого строительства.

Одним из ключевых аспектов Закона является установление требований к финансовой обеспеченности застройщиков, а именно к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья.

Законом также урегулированы механизмы банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства, вступающие в силу с 1 июля 2017 г. Вместе с тем, предусматривается создание и ведение единого реестра застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 17 мая 2016 г. по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации Минстроем России реализуется комплекс мер по созданию и обеспечению деятельности компенсационного фонда долевого строительства.

Подробнее…

По данным Банка России всего за 2017 год в Российской Федерации выдано 1 086 940 ипотечных кредитов на общую сумму 2 021 402 млн. рублей (на 26,9 % выше показателя 2016 года в количественном и на 37,3 % выше в денежном выражении).

В 2018 году выдано 1 471 809 ипотечных кредитов на общую сумму 3 012 702 млн. рублей, что на 35,4 % выше в количественном и на 49 % выше в денежном выражении аналогичного периода 2017 года.

Подробнее…

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежемесячного проводит оперативный мониторинг ситуации в жилищной сфере на территории субъектов Российской Федерации. С 2010 года в Российской Федерации наблюдалась положительная динамика по объему ввода жилья.

В 2015 году этот показатель достиг рекордного уровня — 85,35 млн. кв. метров, что на 1,4 % выше аналогичного показателя 2014 года (84,19 млн. кв. м). Также в 2015 году увеличился на 20,8 % объем ввода жилья эконом-класса и составил 37,1 млн. кв. метров (в 2014 году- 30,7 млн. кв. метров).

Подробнее…

Основной целью приоритетного проекта основного направления стратегического развития «Ипотека и арендное жилье» является улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья (ввод 88 млн кв. метров в 2018 году, 100 млн. кв. метров в 2020 году) и стимулирования спроса (выдача в 2018 году 1 млн. ипотечных кредитов, в 2020 году 1,2 млн. ипотечных кредитов).

В рамках указанного направления базовыми подходами к способам и формам достижения целей по содействию улучшению жилищных условий граждан являются:

  • обеспечение высоких темпов строительства качественного, комфортного и доступного жилья, в том числе за счет вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых федеральных, региональных и муниципальных земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории;
  • повышение доступности ипотечных кредитов для граждан и снижение финансовых рисков путем формирования ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг, внедрения электронных закладных, лучших мировых практик по раскрытию информации и иных мер;
  • реализация «пилотных» проектов по строительству специализированного арендного жилья, в том числе с использованием механизмов коллективных инвестиций и выработке на этой основе предложений по дальнейшему развитию рынка арендного жилья.

На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 19 октября 2016 г. утвержден Паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье».

Подробнее… В целях обеспечения работников организаций ОПК в городах Нижний Новгород, Пермь и Тула реализуются пилотные проекты по обеспечению жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных в этих городах. Подробнее… Раздел содержит информацию о методологической поддержке органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства Подробнее…

В рамках реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» оказывается поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Госпрограммой предусмотрены средства для улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.

Инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий

Подробнее…

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» 21 июля 2014 г.

был принят Федеральный закон  N 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования».

Закон, разработанный при участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, предусматривает возможность строительства наемных домов субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и частными застройщиками.

Частные застройщики, которые предложат на аукционах более низкий размер арендной платы за наем жилых помещений в таких домах, получат земельные участки в аренду без торгов по цене земельного налога.

Вместе с тем, документ предусматривает и дополнительную поддержку застройщикам, например, в виде обеспечения участков инженерной инфраструктурой.

Закон также устанавливает, что не менее 50% от общего количества жилых помещений наемного дома должны предоставляться по договорам социального найма, а остальные жилые помещения — на рыночных условиях.

Подробнее…
Дата изменения: 30.05.2019 14:38:16

  • Президент РФ
  • Правительство РФ
  • Совет Федерации РФ
  • Государственная дума РФ

Источник: https://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishnaya-politika/

Жилищная политика в России

Жилищная политика

Определение 1

Жилищная политика – это одно из направлений политики государства в области регулирования социально-экономических отношений, которое включает в себя систему целей, задач, принципов, инструментов и программ публичного управления с целью улучшения жилищной среды для населения определенной территории (государства, региона, муниципалитета) и вовлечения предпринимателей в жилищно-коммунальные отношения.

Главой государства в программном документе, направленном на обеспечение доступности жилья для населения страны и роста качества услуг жилищно-коммунального хозяйства, в качестве приоритетных направлений реализации жилищной политики в стране названы:

  • по направлению удовлетворения потребностей российского населения в жилье:
  • обеспечение российского населения доступным жильем;
  • обеспечение степени комфортности российского жилищного фонда;
  • обеспечение оптимальной сбалансированности спроса на жилье на российском рынке и предложения жилья.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для осуществления указанного направления российской жилищной политики используются различные инструменты по содействию заинтересованным гражданам в приобретении жилья.

К числу наиболее востребованных и эффективных инструментов такого содействия на российском рынке жилья относится предоставление финансовых ресурсов в форме капитала матери (семьи) для улучшения условий проживания семей, в составе которых два и более ребенка.

Кроме того, распространенным инструментом жилищной политики по рассматриваемому направлению является предоставление финансовых средств молодым семьям, нуждаемость которых в улучшении условий проживания установлена в порядке, регламентированном жилищным законодательством. Поддержка по вопросам надлежащего обеспечения жилищных условий предоставляется и семьям, в составе которых трое детей и более.

Предусматривается возможность предоставления участка земли для строительства жилья на безвозмездных условиях, когда такое строительство не носит коммерческого характера и осуществляется гражданами, объединенными в кооператив.

Длительное время государство пытается сформировать жилой фонд для передачи в аренду на доступных для нуждающегося населения условиях, в том числе на условиях некоммерческой аренды.

Актуальность сохраняет и расширение фонда жилья, находящегося в собственности муниципалитетов, для целей представления такого жилья лицам, чей материальный статус характеризуется как малообеспеченные, на условиях социальной аренды;

По направлению улучшения предпринимательской среды в жилищно-коммунальном хозяйстве предпринимаются следующие меры: оптимизация предпринимательской среды на российском жилищном рынке, что, в свою очередь, позволит обеспечить доступные условия приобретения жилья.

Для реализации этого направления жилищной политики используются такие мероприятия, как:

  • упрощение порядка административного контроля на всех этапах осуществления жилищной строительной деятельности: от этапа административной проверки проектных документов жилищного строительства до приемки органами государственного контроля готового объекта жилищного строительства в эксплуатацию;
  • предупреждение, а также реализация пресекательных мероприятий в отношении монополизации сферы жилищного строительства, а также недобросовестных конкурентных действий участниками рынка российского жилищного строительства и российского рынка производства материалов для такого строительства;
  • обеспечение строительства и организации новой инфраструктуры в коммунальной, дорожной и социальной сферах;
  • утверждение общих правил организации взаимодействия субъектов осуществления жилищных строительных проектов.

Специальные мероприятия жилищной политики в России

Выделяются мероприятия жилищной политики, специально направленные на обеспечение роста числа вводимых в эксплуатацию объектов жилищного строительства.

К числу таких мероприятий относятся, например, разработка на научной основе и с ориентацией на практику, утверждение и реализация на уровне субъектов РФ программ жилищного строительства, которые предполагают, в частности, возмещение денежных средств, уплаченных в виде процентов по кредитным соглашениям, на основании которых привлекались денежные средства для реализации мероприятий жилищного строительства экономического класса и мероприятий для обеспечения такого строительства необходимой инфраструктурой.

Реализуются мероприятия, целью которых является включение в имущественный оборот участков земли, предназначенных для жилищного строительства и находящихся в собственности Федерации, для цели строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажных жилых домов, для цели строительства организаций, производящих безопасные для экологии и сберегающие энергию материалы, конструктивные элементы для жилищного строительства. Аналогичные мероприятия должны реализовываться и на уровне субъектов Федерации: поддержка должна быть предоставлена инновационным организациям, которые нуждаются в реконструкции, и для учреждения новых инновационных организаций. Ожидается, что будет задействован механизм предоставления участков земли для строительства экономически выгодного жилья на принципе бесплатности при условии последующей реализации такого жилья по утвержденным ценам.

Отдельного внимания заслуживают мероприятия, которые позволят улучшить условия в жилищной сфере на территориях сельских муниципальных образований.

Жилье, состояние которого характеризуется аварийностью, должно быть поэтапно ликвидировано, а население, проживающее в аварийном жилье – переселено.

Социально уязвимые категории населения, в том числе ветераны, лица с ограниченными возможностями здоровья и др., обеспечиваются жильем посредством специальных мероприятий.

Последующее развитие посредством деятельности государственного агентства получит ипотечное кредитование, в том числе путем поддержки платежеспособного спроса на рынке жилья.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/zhilischnaya_politika_v_rossii/

Жилищная политика

Жилищная политика

Жилищная политика является одним из основных направлений государственной экономической политики. Объектом регулирования жилищной политики является рынок жилья и жилищные инвестиции.

В экономической литературе под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилье.

Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и, в значительной степени, формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.

В. Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» определял «жилье» как место, где «живут люди». С.И. Ожегов определяет жилье как «обитаемое место, где живут люди», а «жилище» — более конкретно: это «помещение, в котором живут, можно жить».

Жилье было и остается продуктом труда человека, который удовлетворяет его многочисленные потребности и служит ему в течение длительного времени как никакой другой продукт труда, будь это средство производства или предмет потребления.

Жилье обусловливает возможность и функционирование такого первичного и основополагающею института для развития общества, как семья.

Цели и задачи жилищной политики формулируются с учетом общих целей и задач социальной политики. Жилищная политика представляет сложную совокупность различных видов воздействий: экономических, политических, правовых, социальных.

Жилищная политика — составной элемент экономической политики. Она тесно корреспондируется с политикой государства в строительном комплексе, ценовой, налоговой политикой.

В основе жилищной политики государства должна лежать научно обоснованная концепция долговременного развития.

При разработке этой концепции следует принимать во внимание:

  1. уровень развития производительных сил в стране и потенциальные возможности общества с точки зрения обеспеченности материальными ресурсами для удовлетворения потребности общества в жилье;
  2. социальную структуру общества, интересы отдельных социальных групп;
  3. соотношение финансовых возможностей государства и направление жилищной политики.

В современных условиях в развитых странах государственная жилищная политика ставит задачу обеспечения граждан доступным и комфортным жильем на основе возможности выбора формы собственности на жилье и создание благоприятной среды обитания.

В разных странах существуют различные варианты (модели) жилищной политики: либерально-реформистский, неоконсервативный и патерналистский.

Либерально-реформистский подход заключается в выделении государственных ассигнований на строительство жилья и сдаче его внаем за умеренную плату.

Проведение такой политики позволяет решить проблему нехватки жилья, однако не решает проблемы его качества, так как решить ее в полном объеме за счет государственных средств практически невозможно.

Более того, проведение либерально-реформистской политики в течение длительного времени порождает социальное иждивенчество в жилищной сфере и неэффективное использование финансовых ресурсов.

Неоконсервативный подход характеризуется тем, что основным способом решения жилищной проблемы является расширение индивидуального домовладения, приватизация государственного и муниципального жилья и передача управления жильем частным компаниям.

Такая политика позволяет значительной части населения (среднему классу) стать собственниками жилья, однако малоимущее население имеет весьма ограниченный доступ к жилью.

При реализации неоконсервативной политики ограничиваются бюджетные расходы на жилищные программы, что приводит к обострению дефицита дешевого жилья при значительных масштабах пустующего дорогого жилья.

Патерналистский подход к жилищной политике конституирует жилье как важнейшее социальное благо, которое государство или предприятие-работодатель должно предоставить бесплатно и распределить в порядке жилищной очереди.

Жилье в данном случае является не товаром, а продуктом наделения, поскольку государственное регулирование всецело вытесняет рынок. В структуре собственности на жилье доминирует государственный сектор.

Такая политика была характерна для СССР.

Каждый из указанных подходов может быть эффективным лишь определенный период времени и для определенных социально-экономических условий.

Однако долгое применение какого-то одного варианта жилищной политики неизбежно приводит к кризису.

Поэтому во многих странах для решения жилищной проблемы применяется смешанный тип жилищной политики, сочетание рынка жилья и института государственного обеспечения.

Жилищная политика в целом разбивается на два основных направления:

  • жилищное направление как создание условий для реализации потребности граждан в жилье;
  • коммунально-жилищное направление, связанное с предоставлением услуг ЖКК населению.

Таким образом, решение жилищной проблемы является важнейшей частью государственной политики большинства как экономически развитых, так и развивающихся стран. Способы ее решения, формы участия государства, масштабы и механизмы финансовой поддержки граждан зависят от множества факторов, среди которых выделяются:

  • уровень экономического развития страны;
  • уровень жизни населения и его обеспеченность жильем;
  • состояние жилищного фонда страны;
  • масштабы развития ипотечного жилищного кредитования;
  • условия предоставления ипотечных жилищных кредитов;
  • состояние сферы жилищного строительства;
  • особенности законодательства, регулирующего жилищную сферу.

При разработке жилищной политики важно определить ее целевые ориентиры, а также выявить те сферы жилищного рынка, которые требуют вмешательства государства. Специалисты Фонда «Институт экономики города» определяют в качестве основных целевых приоритетов государственной жилищной политики следующие:

1. Повышение уровня жилищной обеспеченности граждан как фактор формирования стабильного общества. Мировой опыт показал, что для формирования стабильного общества важно создать слой собственников жилья, а не развивать преимущественно сектор арендного жилья.

В связи с реализацией данной цели возникает ряд вопросов, ответы на которые необходимы для того, чтобы программа обеспечила достижение желаемых результатов.

В их числе: определение основных параметров, характеризующих жилье, которое может считаться стандартным («справедливым») и которое подпадает под программу жилищного субсидирования; определение категорий лиц, соответствующих условиям программы, и критериев отбора участников программы.

На практике, программы, направленные на перераспределение доходов и поддержку определенных слоев населения, часто увеличивают неравенство в обществе, поскольку выгоду получает лишь сравнительно небольшое число участников — в основном те, кто имеет более высокие доходы.

2. Формирование комфортных условии жизни в районах постоянного проживания населения.

3. Повышение доступности жилья. Такие программы требуют тщательного предварительного анализа жилищного рынка и выявления причин, ограничивающих возможности граждан улучшать жилищные условия. Для понимания ситуации на жилищном рынке проводится анализ по следующим направлениям:

  • оценка причин недостаточного объема предложения жилья на рынке (недостатки нормативной базы, проблемы экономического характера, отсутствие земельных участков для жилищного строительства с налаженной коммунальной инфраструктурой, монопольные явления в сфере жилищного строительства, неразвитость кредитования жилищного строительства и др.);
  • оценка причин неспособности населения приобретать жилье (низкие доходы населения, ограниченный объем предлагаемых ипотечных жилищных кредитов, недоступные для граждан с невысоким уровнем доходов условия кредитования, ориентация банков на высокодоходные слои населения, неразвитость жилищного рынка и др.).

В соответствии с результатами анализа формируется содержание, основные мероприятия жилищной политики и программы жилищного субсидирования. Данное положение было учтено в России при разработке мер по формированию рынка доступного жилья. Были приняты законодательные акты, направленные как на увеличение платежеспособного спроса на жилье и кредиты, так и на развитие предложения на рынке жилья.

4. Преодоление таких недостатков и провалов жилищного рынка, как монополизм, низкие темпы роста жилищного строительства недостаточное предложение жилья на рынке, в том числе жилья для среднедоходных групп населения и др.

5. Стимулирование экономического роста через жилищный сектор. Особое внимание развитию жилищного сектора уделяется в периоды после рецессии или депрессии в целях ускорения развития экономики. Для большинства стран с развивающейся экономикой данная цель не может быть главной, поскольку ограниченность федеральных бюджетов не позволяет направлять значительные средства в жилищный сектор.

Жилищная политика вбирает в себя три основных составляющих: концепцию, программы и экономико-правовой механизм, обеспечивающий реализацию этих программ. Не существует единственно правильной государственной и муниципальной жилищной политики. Каждая имеет свои достоинства и недостатки. Однако, выбор возможных вариантов жилищной политики не беспределен.

Жилищная политика должна обладать определенной целостностью, иначе одни инструменты жилищной политики будут мешать другим.

Поэтому для разработки жилищной политики на государственном и муниципальном уровне следует знать набор возможных решений, конкретные условия их применения, их достоинства и недостатки, уязвимые точки и вопросы, на которые необходимо давать ответы.

Жилищная политика России формируется как двухуровневая система, охватывающая перспективные направления и первоочередные мероприятия, она ориентирована на перспективу, предусматривает приоритеты рыночных методов решения жилищной проблемы за счет изменения структуры нового строительства и включения в рыночный оборот потребностей социальных групп со средними доходами. Жилищная политика, проводимая в России, соответствует общему направлению — ограничение участия государства в сфере обеспечения граждан жильем, стремление переложить решение жилищной проблемы на плечи граждан.

Вопросы социального жилья как важного способа обеспечения потребности граждан, развития института сдачи внаем и его активного регулирования обсуждаются недостаточно.

Сегодня в жилищной политике России преобладают либеральные подходы, основанные на развитии ипотеки как основного инструмента решения жилищных проблем населения.

По уровень доходов в нашей стране и широкое распространение бедности ставят под сомнение возможность использования данного инструмента большинством граждан. Уровнями осуществления жилищной политики являются государственный и муниципальный.

В России правовыми документами в жилищной политике являются прежде всего Жилищный, Земельный и Градостроительный кодексы. Здесь определены уровни полномочий органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации, а также полномочия федеральных органов.

Уровни различаются нормативно-правовой базой, масштабами и средствами реализации. Предметом федеральной жилищной политики является разработка общей концепции жилищной политики, компетенции уровней управления, определение финансовых ресурсов и экономических регуляторов.

Предметом субфедеральной жилищной политики — реализация основных направлений выработанной жилищной политики в субъекте России с учетом региональных особенностей и регулирование предоставления коммунальных услуг населению.

Предметом муниципальной жилищной политики является обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства новых жилых домов, расселение граждан из старого жилищного фонда и участие в регулировании предоставления услуг.

В отличие от государства, жилищная политика региона и муниципалитета должна отличаться конкретностью целей и приемов, позволяющих учитывать ситуацию на местах.

Концепция местной жилищной политики должна быть сосредоточена главным образом на действиях местной власти и ее партнеров в сфере стимулирования экономического развития, реализации нормативных и правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.

Планы мероприятий по реализации жилищной политики представляют собой средство ориентации текущей деятельности местной администрации и ее партнеров на решение стратегических задач. Стратегия экономического развития города призвана дать общие ориентиры жилищной политики и сформулировать приоритеты. К основным целям разработки концепции городской жилищной политики относятся:

  • выявление проблем развития города, определение возможностей населения в приобретении и строительстве жилья, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурною наследия;
  • создание условий для привлечения инвестиций;
  • создание условий для планировки территории муниципального образования;
  • анализ возможных путей решения имеющихся проблем муниципального образования.

Для разработки направлений жилищной политики необходим всеобъемлющий и полномасштабный анализ территории. Этот анализ должен включать в себя информацию об экономической и социальной сферах города, динамику развития муниципального образования, долгосрочные прогнозы на перспективу, анализ стартовых условий и исходных предпосылок их комплексного социально-экономического развития и др.

В последнее время выделяют еще одного субъекта жилищной политики — объединения домовладельцев, квартиронанимателей, союзов жилищной кооперации, кондоминиумы, кооперативы.

Достоинством таких структур является их личная заинтересованность, доверие со стороны их членов, возможность получить частную закрытую информацию о реальном положении жилищного вопроса. Однако, эти организации преследуют узкие корпоративные цели и мало заинтересованы в решении жилищного вопроса с учетом интересов всех его участников.

Поэтому наиболее эффективным способом решения проблем является системы согласованного участия всех уровней — государства, местных властей, корпоративных организаций.

Источник: https://isfic.info/hompol/comep03.htm

Жилищная политика Российской Федерации: основные положения, задачи

Жилищная политика

Обеспечить все население РФ, в первую очередь его социально-незащищенные категории жильем, которое соответствует принятым нормам-одна из главных задач государственной жилищной политики в России.

В условиях рыночной экономики жилье выполняет функции защиты человека, и выполняет роль объекта капиталовложений, поэтому и становится предметом жилищной политики.

Жилищные программы и реформы

В ЖК РФ определены основные положения, которые отражены в гос целевых программах «Программа Жилище».

Задачи жилищной политики:

  • справедливо распределить, поддерживать эксплуатацию уже имеющегося жилья и улучшать его качество;
  • защитить квартиросъемщиков от неправомерного повышения квартирной платы и выселения.

Государственная целевая программа «Жилище» дала начало жилищной реформе, которая отражена в постановление Совета Министров – Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595. Также она отражена в Основных направлениях реализации Государственной целевой программы «Жилище», в свою очередь, которые одобрены Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431.

Основные задачи жилищной реформы:

  • построение нового жилья, предпочтительно малоэтажного, из натуральных строительных материалов;
  • разработка законодательства, которое позволит гражданам реализовать конституционное право на жилище;
  • убеждение населения в том, что получить жилье в условиях рыночной экономики является благом, за которое следует платить личными средствами;
  • уменьшение инфляции, которая понижает уровень обеспечения населения;
  • перевод системы управления из государственной компетенции на рыночные рельсы.

Основные аспекты федеральной программы «Свой дом» 1996 г:

  • строительство индивидуальных жилых домов в соответствие с новыми технологиями и ценами, доступными для населения (стоимость 1 кв. м жилья не должна превышать среднего двухмесячного дохода на человека в субъектах РФ);
  • доля строительства малоэтажных индивидуальных домов с автономными средствами жизнеобеспечения должна увеличиваться;
  • регулирование потока выезжающих граждан из районов Крайнего Севера;
  • (Федеральная целевая программа 1996 г. – выезд 2 млн человек, должен быть обеспечен жильем, учитывая что эти жители являются городскими).

Программа социальных реформ в РФ (период 1996-2000 гг.):

  • обеспечить доступность улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком;
  • сохранить бесплатное предоставления жилья льготным категориям граждан: малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и их семьям:
  • увеличить финансирование на строительство жилья, совершенствовать систему управления реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Реализация мероприятий

По итогам реализации всех намеченных мер и мероприятий:

  • определены правовые и организационные основы государственной жилищной политики;
  • сформулированы ее приоритетные направления;
  • показаны механизмы их реализации;
  • сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой для реализации дальнейших преобразований в жилищной сфере.

Проведенная реформа подготовила коренной поворот от плановых методов регулирования к рыночным принципам, при условии соблюдения механизмов, обеспечивающих социальные гарантии в области жилищных прав льготных категорий граждан, установленных законодательством РФ.

Было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством. Очень существенно изменилась структура жилищного фонда России. Это касается форм собственности, а также появилась новая социальная база реформы – собственники жилья.

Замечание 1

Эти понятия были отражены в новом Законе РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Доля государственного и муниципального жилого фонда стала 34,8%, против ранее 67%, а доля частного жилого фонда стала более 63%, в 2000 г., против 33% в 1990 г.

Целевая программа «Жилище»

Однако, полностью поставленные задачи в жилищной сфере решить не удалось. В связи с этим по распоряжению Правительства РФ от 14 марта 2001 г №346-р разработана Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг.

Программа подлежала реализации в несколько этапов. В долгосрочной перспективе после 2010 г.

без привлечения бюджетных средств обеспечить работу жилищного сектора, контроль и роль государства станут минимальными, без участия федерального центра.

Государство будет выполнять роль в регулировании прав на недвижимость, основных направлений градорегулирования и соблюдения строительных и социальных норм.

Главной задачей муниципалитетов и местных бюджетных средств должны стать:

  • развитие коммунальной инфраструктуры;
  • предоставление жилья льготным категориям граждан, в первую очередь-малоимущим.

В течение 2002 – 2010 годов последовательно выполнялись задачи программы.

Первый этап пришелся на 2002 – 2004 год, в течение этого этапа было выполнено:

  • правовое обеспечение Программы по всем направлениям и ее реализация в соответствие с жилищными нормами;
  • повышение эффективности функционирования жилищной сферы;
  • внедрение в практику субъектов РФ механизмов;
  • реализация подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» которая была включена в состав основной Программы.

На втором этапе (2005–2010 гг.) проводилось:

  • с учетом итогов реализации Программы на практике в субъектах РФ проводилось совершенствование и развитие нормативной правовой базы жилищной сферы;
  • широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов, помогающих реализации комплексных мер по всем направлениям;
  • продолжение реализации подпрограмм и мероприятий Программы.

17 ноября 2001 года Правительство нашей страны своим постановлением №797 утвердило «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» целевой программы «Жилище». Данная подпрограмма была составлена для решения определенных задач:

  • избавление долгов и установление ЖКХ тарифов на обоснованном уровне с точки зрения финансового обеспечения граждан в рамках экономической нормализации сферы;
  • формирование строгих норм по оплате услуг потребителями, трансформация системы в сторону предоставления субсидий малообеспеченным гражданам, уход от дотирования организаций ЖКХ и необходимости предоставления льгот по категориям;
  • формирование доступности и качества услуг ЖКХ путем минимизирования издержек, а также усиление привлекательности с точки зрения инвестиций сферы ЖКХ посредством создания здоровой конкуренции в данной среде и формирования перекликающихся механизмов для управления предприятиями, в том числе и топливно-энергетическим комплексом, состоящим из монополистов;
  • создание гарантированной поддержки со стороны государства изменениям в ЖКХ, базовой частью которой станут инновационные материалы и технологии. Обеспечение привлекательных инвестиций средствами из бюджета и гарантиями со стороны государства.

Контроль за выполнением и реализацией поставленных задач поручен жилищно-коммунальному комплексу и Госкомитету строительства.

Замечание 2

Государство разработало практические условия, которые направлены на расширение строительства жилья в стране. Эту проблему отразил Указ Президента РФ «О мерах по развитию жилищного строительства».

Если проанализировать опыт прошлого, то мы поймем, что практике ЖК РСФСР имелись механизмы для правового управления теми вопросами, которые на данный момент не могут быть улажены аналогичным образом.

К таким моментам относят:

  • отсутствие способа подвергать помещения социального найма жилого типа бронированию;
  • невозможность провести разделение по лицевому счету между нанимателя и его родственниками, живущими совместно;
  • отсутствие определения отдельных категорий лиц, пользующихся льготами, в частности тех, кто имеет право получить жилье по найму без выдерживания очередности.

Отдельные положения, принятые во времена Советского Союза, актуальны и действительны по сей день. В итоге такого сочетания нередко происходят спорные ситуации, в которых суд становится не на сторону потребителя услуг. Но над ситуацией ведется работа, в практике вырабатываются механизмы регулирования спорных моментов.

Пример 1

Правительство страны вынесло постановление «Об утверждении Правил предоставления жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2007–2010 годы», в котором наладило порядок обеспечения жильем молодых семей в рамках социального найма вне очереди.

Непрерывно ведется обсуждение злободневных моментов в жилищной политике с анализом экспертной оценки, предлагаются новые решения, разрабатываются новые механизмы.

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zhilischnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/zhilischnaja-politika-rossijskoj-federatsii/

Isfic
Добавить комментарий